Фотографии из путешествия: andreev.org/russia_photos.html
Карты маршрутов: andreev.org/russia2005_travel.html
Анонс: "Сама идея отправиться на рентованной машине в путешествие, причем людям, ни разу не водившим в
России, казалась окружающим просто безумием. Да и у меня были кое-какие сомнения в правильности нашего решения под воздействием киночернухи 90-х. Казалось, что на трассе кишат джипы-чероки, набитые бандитами, отлавливающими и грабящими проезжающих.
Но мы оба терпеть не можем организованные экскурсии и поездки в группах, считая, что нет ничего лучше свободы передвижения и независимости от других людей. Да и опыт автомобильных путешествий имелся, пусть набранный в западных странах, но с поправкой на русскую экзотику должен был сработать.
Путешествие проходило по маршруту: Питер - Новгород - Вышний Волочек - Торжок (Митино) -
Тверь - Клин - Дмитров -
Сергиев Посад -
Владимир -
Суздаль - Юрьев-Польский - Александров - Тверь - Новгород - Питер.
Полезные советы, описание трасс, методы общения с гаишниками, необычные моменты с точки зрения обывателей, - все это дальше. А пока хочется начать с родного Питера, вернее его жителей. Жизнь города идет своим чередом, он уже не такой как раньше, а может это мы сами меняемся... В общем, как всегда, в заметках такого плана пишется не столько о путешествии, сколько о своем изменившемся восприятии. И тем не менее, хочется надеяться, что рассказ заинтересует не только в качестве "почитать", но и окажется полезным в практическом плане."
Рассказ:
Путешествие по Золотому Кольцу России.
(в модификации).
Первые впечатления
Небольшой обзор питерских ресторанов
Золотое кольцо России
Питер - Новгород - Торжок - Тверь - Сергиев Посад
Владимир - Суздаль - Юрьев-Польский - Александров - Новгород - Питер
Наступило время очередного отпуска. За границу
США мы выехать не могли, т.к. на этот раз истек мой паспорт. Оставалось два варианта: или путешествуем внутри, или едем в Россию. Почти все интересные для нас места в штатах мы уже посетили, а те, что остались, никак не тянули на 2-3 недели. Поэтому мы решили совместить приятное с полезным, и провести отпуск 2005 в Питере.
И мне, и Илье удалось раскрутить начальство на целых три недели, ссылаясь на российскую бюрократию, и на то, что за две недели мы ну никак не сможем оформить все документы и вернуться в срок. Сработало :)
Ситуация осложнялась тем, что для получения нового загранпаспорта требовался внутренний российский, которого у меня не было. Пару лет назад в России все меняли паспорта на новые. Занимало это около месяца, и естественно никого не волновало, что многие граждане России, живущие за пределами страны, не могут этого сделать из-за коротких отпусков. В результате, в прошлую нашу поездку 2003 года, я сдала все документы на обмен, но получить его не успела. Будет ли ждать меня паспорт два года, или его уничтожат неподписанным через три месяца, как делали в некоторых РУВД, никто не знал. Паспортный стол справок по телефону не давал, "приходите лично, будем разбираться", и мы ехали в Россию в некоторых сомнениях. Даже подумывали о переносе моего обратного билета на более позднюю дату, если не успеем в срок.
Для поездки выбрали середину мая - начало июня, чтобы было уже не холодно, но еще не душно, и чтобы застать сезон цветения. Да и билеты на эти даты уходили по вполне приемлемым ценам. Покупали в конце марта на экспедии.com, $800 на одного с промежуточной посадкой во
Франции (
Air France).
Лететь предстояло 9 часов до
Парижа, полутора часовая пересадка, и 3 часа до Питера. Сценарий въезда в Россию мы полностью повторили. Для меня оформили "свидетельство на возвращение", причем еще быстрее, чем Илье в прошлый раз.
В этом году в Хьюстоне открылось российское консульство, ничего даже не пришлось отправлять по почте. Я заполнила простую анкету, приложила истекший загранпаспорт и 2 фотки, и через 30 минут уже получила всё назад вместе со "свидетельством".
Кстати, на некоторых форумах проскакивала информация, что людям с истекшими паспортами не продают билеты никакие авиакомпании, кроме Аэрофлота. И что лететь надо прямым рейсом в Россию, иначе на пересадке возникнут проблемы. Что по идее является полным бредом, т.к. человек не выходит "в страну", не проходит паспортный контроль, а остается в пределах терминалов. Вот из-за таких придурков, с умным видом размещающих неверную информацию на публичных форумах, пришлось немного поволноваться. После чего Илья сказал, чтобы я перестала читать идиотов, и что всё будет в порядке. С истекшими загранпаспортами летали тысячи людей, и даже без свидетельств на возвращение (платили штраф на границе), а уж со свидетельством и подавно всё должно пройти нормально. Что собственно и произошло.
Во время посадок-пересадок мой паспорт открывало не менее 10 человек, и хоть бы кто сказал, что он уже "expired". Всё, на что смотрели регистраторы, секьюрити и рядовые представители авиакомпаний - чтобы имя в паспорте совпадало с именем в билете, и лицо на фотке хотя бы отдаленно походило на мою физиономию.
В этот раз оба рейса отправились и прибыли вовремя. Лететь было очень комфортно: интересные фильмы и игры, удобные кресла, бесплатное спиртное, вкусная горячая еда по меню, все понравилось. Легко пройдя паспортный контроль, мы очутились в объятьях родственников, затолкавших нас вместе с багажом в минивен. Шока от города не было. Как будто и не уезжали никуда, всё казалось привычным и знакомым, ну разве что кроме стиля езды. К _такому_ требовалось привыкать как минимум дня три.
Как всегда, я не буду описывать подробно наше времяпрепровождение в Питере, за исключением некоторых интересных фактов. А лучше более подробно опишу путешествие по Золотому Кольцу.
Мы умудрились притащить за собой хьюстоновскую жару. Если до середины мая люди всё еще ходили в куртках, ботинках и даже шляпах, то на следующий после приезда день, температура подскочила до 27С. На улицах была та смесь стилей, которая встречается только в межсезонье: кто в пальто, а кто уже и в шортиках.
Девушки достали красивые топики, оголили плечики, пупки и коленки. В этом году среди питерских модниц стали очень популярны огромные солнцезащитные очки, закрывающие пол-лица, и придающие владелице загадочный вид; капроновые колготки и чулки с яркими, иногда немыслимыми рисунками - от японских драконов, обвивающих ноги от лодыжки до того места, где кончается юбка, до неприличных надписей на английском языке. Очень много девушек покрасили волосы в красный и оранжевый цвета. Загнутых носов у обуви почти не было видно, вместо этого пользовались популярностью туфельки а-ля "детский сад": закругленный носочек и застежка сверху через всю ступню. От полного сходства с обувью для трехлеток удерживала только 10-см шпилька.
По вечерам, когда модниц на улицах становилось еще больше, мы любили засесть в каком-нибудь уличном кафе-павильоне, и охотиться на них с 200-мм объективом. Оказалось очень интересным занятием. Наиболее подходящие места для этого: павильон "Старый мельник" на пешеходной Большой Конюшенной (пока люди заметят, что их снимают, можно не только отвести объектив, но и успеть сделать пару глотков пива); кафе прямо перед Эрмитажем (если занять угловой столик, людей можно снимать сразу в четырех направлениях, да еще через дорогу дотянуться до набережной); уличный павильон на Адмиралтейской набережной, рядом с плавучим рестораном; и еще кафе у Казанского собора. Подножие Александрийской колонны на Дворцовой теперь обнесено двойной желтой решеткой, и к сожалению, уже не посидишь на ступеньках и не пофотографируешь.
Мужской моды не обнаружилось, и в основном мужчины выглядели блекло и незаметно на фоне своих красивых спутниц.
Рестораны. Встречаясь с друзьям, мы всех просили рекомендовать любимые местечки. В результате набралось несколько десятков, проверенные нами я опишу здесь. Сначала о главном, о суши.
К сожалению, суши в Питере сейчас в моде. В любом ресторане, даже далеком от японской кухни, вам подадут карту с суши-картинками. Да что там говорить! Даже у метро есть киоски, где продают суши. Как раньше заскакивали в пирожковую, пышечную, или за шавермой, теперь - в сушильню. Плохая новость одна: делают плохо.
В Питере нам порекомендовали всего один ресторан, достойный уважения в этом плане - это Sushi House на 9-й линии Васильевского острова. Цены выше американских, качество на 4+. Высшую оценку по нашей шкале имеет знакомый японец из ближайшего ресторанчика в Хьюстоне, по пятницам угощающий нас сушками. На 4 мы скромно оцениваем собственные эксперименты в домашних условиях.
Основной промах питерских сушиделов - не умеют готовить рис. Народ почему-то думает, что если просто сварить рис и положить сверху кусок сырой рыбы, то и будет счастье. О множестве сопутствующих компонентов никто не заботится. В отстойной забегаловке "2 палочки" рис похож на рисовую кашу, где зернышки связанны клейковиной; никто такой рис скорее всего не промывал. Тем не менее, в "2 палочки" очень модным считается пригласить девушку на свидание, и тусоваться тинэйджерам. Имеют два филиала. Оценка места - ниже плинтуса, избегать.
Греческая кухня, таверна "Олива" на Большой Морской. Были два раза, очень понравилось. Прекрасный сервис (кстати, в России, как правило, принято раскладывать столовые приборы когда гости расселись, а не заранее), официанты в греческих костюмах, интерьер в сдержанных тонах. Интересное меню с почти непроизносимыми названиями, домашнее вино. Все блюда оформлены, много зелени. Полноценный обед из трех блюд + спиртное - $30 на троих.
Замечательный пивной ресторан "Тинькофф". Эта марка пива все больше набирает популярность, но немного дороже остальных. Брали пиво "Тинькофф" мутное, не фильтрованное, с очень насыщенным хлебным вкусом. Ресторан стильный, слегка смахивает на заводской цех. На стенах - огромные экраны с видеороликами. Есть сцена, но живая музыка с 10 вечера, чему мы очень порадовались, что как раз успеем уйти. Девушка-официантка вылупила на нас удивленные глаза. Действительно, музыка в ресторанах несколько достает, за редким исключением, и часто мешает общению.
Помимо пива взяли блюдо с оригинальным названием "Метр колбасы". Вскоре через весь стол протянулась деревянная лопата-противень, а на ней шкварчила колбаса, длинной ровно метр, украшенная травками и лимонами, и в сопровождении соусов. На троих - в самый раз. Да, к пиву нам очень пришлись по душе ржаные сухарики "Емеля" (самые любимые с хреном), шли лучше, чем фисташки. Продают их по всему городу, меньше $1 за пакет.
Чайная комната "Унция" на Невском, недалеко от станции метро "Маяковская". Сначала это был просто чайный магазин, но буквально пару месяцев назад они расширились, и организовали в уютных недрах настоящую чайную комнату. Мягкие диваны, тихая спокойная музыка, а также впечатляющий выбор чая нас покорил. Но это было еще не все. Самое интересное - способ подачи чая, чайная церемония с множеством посуды. Подробно описывать не буду, чтобы не испортить ваши впечатления. Но гарантирую, что понравится. Еды там нет, весь акцент - на чаепитии. Дополнительно можно заказать тарелочку с печеньем или с сыром и сухофруктами.
Там же подают мой любимый зеленый чай "Лотос". Тот самый, где в заварничке лежит свернутый бутон, постепенно раскрывающийся по мере пропитывания водой. Это вовсе не бутон какого-то экзотического растения, а связка длинных чайных листьев, скатанная в плотный шар. В "Унции" этот чай называется "Зеленые жемчужины". Аромат его непередаваем, а послевкусие еще лучше! Очень рекомендую заведение.
Кафе "Буше", Британские кондитерские. Хороши, чтобы забежать на полчасика и выпить чайку-кофейку, или молочный коктейль. От вида и разнообразия продающихся пирожных может закружиться голова и наступить легкий обморок. Средняя цена - около $2. Так же могут использоваться как место с бесплатным туалетом; это относится и к "Идеальной чашке". Уличные туалеты в городе платные, 10 рублей. Появилась улучшенная версия биокабинок - с раковиной внутри, цена та же.
Сеть пироговых "Штолле". Обалденное место на 1-й линии Васильевского острова. Специализируется на приготовлении пирогов (не пирожков!) по старинным русским рецептам. Самые шикарные пироги у них, на наш взгляд, это с семгой и тешей, клюквой, брусникой. Но и кроме этого, есть из чего выбрать. Интерьер выдержан в стиле 19-го века, вежливый персонал. Мы предпочитали брать пироги на вынос, и уже дома или в гостях отрываться по полной. Очень, очень рекомендуем!
Но хватит пока о ресторанах. На следующий после приезда день мы отправились в паспортный стол, проверять что стало с моими документами. По традиции, работают они два часа утром и два часа вечером, причем часы работы постоянно скользят. В утренние часы в тот день они вообще не работали, но зато был шанс на вечер.
Полдня мы провели в Петергофе, фотографируя фонтаны. Сходили даже на экскурсию в гроты (открытые в 1994 году), посмотрели на инженерные сокровища и в частности на систему труб, снабжающих фонтаны водой. Самая толстая, конечно, подпитывала Самсона. Уникальность петергофского фонтанного водоснабжения в том, что в системе нет ни одного насоса. Струи бьют естественным образом из-за перепадов высот. Вода к фонтанам спускается с Ропшинских высот, в 24 км от Петродворца.
Попив пива в симпатичном кафе внутри парка, мы отправились к выходу. На террасу Большого дворца в этот момент привезли группу младших школьников. Увидев фонтанные композиции внизу, они даже перестали галдеть, огласив тишину внезапным детским голоском: "Обоср...ся можно!" Вот такие впечатления от фонтанов у современных детей :)
В паспортном столе скопилась очередь в 10 человек. Мы прислонились к стеночке в ожидании. В среднем на выдачу паспорта уходило 3 минуты, т.е. прождать пришлось всего полчаса. Но в нашем случае не будет так быстро, думали мы, и жалели людей за собой. Дальнейший сценарий действительно оказался длиннее ... на 2 минуты.
Служительница: - Фамилия?
Я: - Андреева.
Достает из недр кабинета паспорт, смотрит на фотку и на меня.
- Катерина Александровна?
- Да.
- Распишитесь в карточке получателя и в паспорте гражданина (подает чернильное перо). А что так долго не приходили-то? Паспорт был готов в августе 2003 года.
- Да, вот, не было всё времени зайти.
- Ну, бывает...
- Спасибо Вам, до свидания!
Ошарашенные выходим из кабинета. В одной руке новая паспортина, другую держит Илья. Глаза как блюдца. Смотрю то на него, то на паспорт.
- И это всё?
- Как видишь.
Мы совершенно не были готовы к столь радужному исходу дела. Стоя в очереди даже прочитали список документов, нужных при утере паспорта, на случай, если всё придется оформлять по-новой. В полнейшей прострации едем домой, на лице глупая улыбка, в душе еще не верится в успех дела. Господи, что с нами сделала советская бюрократия!
Главная проблема отпуска была решена на следующий день после приезда. Разве можно было в такое поверить? И что, спрашивается, мы будем теперь делать три недели в Питере?
- А давай возьмем машину, и поедем по Золотому Кольцу?
- А давай!
На следующий день мы отдали все мои документы на оформление нового загранпаспорта в турфирму на Невском. Понатыкано их множество на каждом углу, можно идти в любую. Позвонив в пару-тройку чтобы узнать порядок цен, остановились на варианте $130 за 6 дней работы. Все было сработанно четко, профессионально и вежливо. Цены конечно подросли; Илья платил $100 за 8 часов два года назад. Но какие были варианты?
А тем временем, пока делался паспорт, мы решили совершить небольшое, 4-х дневное путешествие в глубь России по модифицированному Золотому Кольцу. Маршрут вырисовывался следующий: Питер - Новгород - Вышний Волочек - Торжок (Митино) - Тверь - Клин - Дмитров - Сергиев Посад - Владимир - Суздаль - Юрьев-Польский - Александров - Тверь - Новгород - Питер.
Путешествие по Золотому Кольцу.
Арендовать машину в Питере - процесс достаточно простой, хотя и немного бюрократизированный по сравнению с тем, как это происходит в США. Мы обратились в контору "Машины времени" с самым большим для города автопарком ... в 50 машин. Смешно? Но именно такова реальность. Контора расположена в здании Морского вокзала в Приморском районе.
В Хьюстоне Илья оформил в "AAA" международные права за $10, которые в сопровождении американских прав должны были прокатить на территории России. Теоретически. Практически никто никаких гарантий не давал, "всё будет зависеть от конкретного гаишника".
Заполнив небольшую стопку бланков, в том числе указав, какие города собираемся посетить, нас повели знакомить с авто. На парковке поджидал скромненький, синенький Рено Символ, с ручной коробкой, в очень хорошем состоянии. Работник прокатной конторы облазал всю машину чуть ли не с лупой, указывая в очередном бланке микроскопические вмятины и невидимые глазу царапины. Машина выдается с полным баком, вернуть нужно такую же, мыть не обязательно. Ну это он зря, подумалось нам. Ездить собираемся отнюдь не по паркету, и основываясь на предыдущем опыте, возвращаем машину совсем не в рекламном виде, залепленную насекомыми и грязью. Но в штатах это никого не волнует, а вот в России... Но что сказано, то сказано, мыть не будем.
В недрах Рено запаян спутниковый передатчик, по которому отслеживается наше местонахождение. Поэтому важно в анкете указывать города посещения, чтобы не подумали, что машину угнали. За Рено берут 35 евро в день и еще 500 евро залога, возвращаемого после приезда. Платить можно кредиткой; контора рассчитана в основном на иностранцев и наших, проживающих зарубежом, и умеет играть по западным правилам. В целом, процесс выдачи автомобиля занимает около часа. Не весело, но это было лучшее из того, что мы нашли.
В путешествие решили отправиться следующим утром, а вечер посвятили привыканию к русскому стилю вождения. По-началу мы оба упорно не замечали светофоров. Стоят они на обочине где-то справа или слева за перекрестком. А мы-то привыкли, что они болтаются прямо перед носом, посреди улицы. Так что несколько проездов на "красный" на счету имеется. Отсутствие разметки в принципе не сильно напрягало, вскоре появилась этакая бесшабашность, знакомая по стилю езды в
Италии. Страшно было только первые 10 минут, а потом пришла неожиданная уверенность в своих силах.
К сожалению, Питер большей частью приспособлен для пешеходов; названий улиц над перекрестками не пишут. Их можно разглядеть на домах вдоль тротуаров, но при условии, если вы обладаете 300% зрением или биноклем. Предполагается, если уж у тебя есть машина, то все улицы ты и так знаешь. Пришлось купить дорожный атлас.
Самые нахальные машины на дорогах не такси, а маршрутки. Сидя внутри них не так сильно ощущаешь рискованность маневров, а вот со стороны они просто пугают. Один раз видели, как маршрутка, передвигаясь по рельсам, еле-еле успела уйти с пути встречного трамвая. Но в целом, народ стал более вежливо водить. Если раньше, включив поворотник, водитель мог сразу же забыть о своем намерении вывернуть в нужную сторону, т.к. машины специально плотнее группировались, чтобы не дать влезть "нахалу", то теперь все происходит цивилизованно.
Хотя многие начинают движение еще на красный, медленно-медленно выкатываясь на перекресток и готовясь втопить газ при появлении зеленого. Те, кого расчеты обманывают, так и могут пересечь дорогу в медленном темпе на красный.
Одно из самых страшных для питерских водителей - ничем не обозначенная трамвайная остановка. Такая, где посреди улицы идет трамвай, вдруг резко останавливается, и из его недр начинают выскакивать пассажиры, прямо под колеса машин. Только успевай вдарить по тормозам! Поэтому водители очень недолюбливают трамваи, и стараются не ездить с ними параллельно.
Гаишники стоят на каждом углу; особенно их много на крупных магистралях. Ловят в основном за превышение скорости, маршрутки в том числе. Бросилось в глаза, что на дорогах гораздо меньше битых машин. Да, они пыльные, местами сильно грязные, но целые. Иномарок около 70%, включая 10% праврульных японок.
Так мы и разъезжали по питерским улицам до позднего вечера, привыкая к особенностям местного движения. А когда спустилась белая ночь, загнали машину на стоянку около дома и отправились отдыхать, мысленно готовясь к авантюрному путешествию в глубинку России.
Маршрут: Питер - Новгород - Вышний Волочек - Торжок - Тверь - Клин - Дмитров - Сергиев Посад.
Утром собрались как всегда быстро, и через полчаса уже усаживались в Рено. Так как нам предстояло путешествовать в основном по Московской области, накануне был куплен атлас автодорог Московского региона (ISBN 5170143389). Атлас очень понравился четко организованными картами и подробностями. Обозначены были не только автозаправки, кафе, исторические достопримечательности и церкви в населенных пунктах, но и посты ДПС. В российских реалиях на выезде и въезде в города и области происходит фейс-контроль. Останавливаться не надо, просто ползти со скоростью 5 км/ч, давая сотрудникам милиции возможность разглядеть всех присутствующих в машине.
Первый отрезок Питер - Новгород занял у нас около трех часов. Из Питера выехали по Московскому проспекту, плавно перетекшему в магистраль Е105. Трасса гордо именуется "Россия", местами даже разделена лесополосой. Но, в основном, машины мчат в противоположные стороны ничем не защищенные друг от друга. Не даром самые опасные аварии на трассе - лобовые столкновения. Поэтому, при первой возможности мы старались смещаться вправо. По-началу ехать было страшновато: толпы грузовиков, постоянные обгоны по встречке как в ту, так и в другую сторону. При обгоне у народа принято включать левый поворотник и оставлять его до самого завершения маневра. Траки тоже гоняли не по-детски, но самое плохое в этом было - ядовитые выхлопы. У некоторых хоть вверх, но у большинства - прямо в лицо. Совершенно не понятно, как такие машины прошли техосмотр. Но судя по их количеству, лазейка была.
Сама идея отправиться на рентованной машине в путешествие, причем людям, ни разу не водившим в России, показалась окружающим просто безумием. Да и у меня были кое-какие сомнения в правильности нашего решения под воздействием кино-чернухи 90-х. Казалось, что на трассе кишат джипы-чероки, набитые бандитами, отлавливающие и грабящие проезжающих. Но мы оба терпеть не можем организованные экскурсии и поездки в группах, считая, что нет ничего лучше свободы передвижения и независимости от других людей. Да и опыт автомобильных путешествий имелся, пусть набранный в других странах, но с поправкой на русскую экзотику должен был сработать.
Бандитов не наблюдалось; по трассе неслись в основном грузовики, Мерседесы и Ауди. Со скоростью 140 км/ч мы плелись где-то в середине общего потока.
Кстати, народ не любит ездить стайками, как допустим практикуется в штатах, особенно при ночном вождении. Начинают нервничать и замедляться, никому не охота платить штраф "за того парня". Это вполне объяснимо, т.к. машина останавливается взмахом палочки с приглашением на обочину, а не ловится в процессе движения. Сначала мы резко сбавляли газ, увидев на встречной или в зеркале заднего вида машину ГАИ. Но они спокойно проскакивали мимо, хоть мы и ехали со скоростью, превышающей разрешенную. Опасаться надо статичных засад. Они ни за кем не гоняются, но только попробуй не остановиться. За все время путешествия мы пообщались с гашниками три раза, два на пути туда, и один раз обратно. Гаишники иностранным правам совсем не удивлялись, было очевидно, что для них это не в новинку. Один сразу спросил про перевод (документ от "ААА"), полистал и отпустил с миром.
А тем временем мы приближались к Новгороду (от Питера 188 км). Качество дороги стало похуже, появились дыры в асфальте. Заплатки стыдливо маскируются за красивым словом "колейность", т.е. на покрытии действительно просматривается колея.
В Новгороде мы хотели провести несколько часов, отдохнуть от дороги, прогуляться по белокаменному Кремлю, и пообедать в ресторане "Детинец". По маленькой карте Новгорода в атласе было довольно трудно ориентироваться, полагались в основном на здравый смысл. Держать путь надо к реке Волхов, на берегу которой и располагается кремлевская территория.
Новгород традиционно ассоциировался у меня с авто- и железнодорожным вокзалом. Каждое лето мама отправляла меня из Ленинграда в Старую Руссу, к бабушке. В пути автобус делал три остановки: в Чудово (где производили спички), на вокзале в Новгороде, и затем через полтора часа в окрестностях какой-то деревни, название которой уже выветрилось у меня из головы. Самое удивительное, что никакого желания познакомиться с Новгородом не возникало. Я знала, что где-то там слева от вокзала есть Кремль и река Волхов, но вот чтобы сходить туда на экскурсию, такого не было. Осознание потерянного пришло гораздо позже, годам к 14. Ну а попасть в Новгород с экскурсионной целью удалось только через полтора десятка лет, и уже приехав из Америки :)
Заметив парковку с туристическими автобусами недалеко от кирпичных стен Новгородского Кремля, мы оставили Рено там же, в уголке под деревом, и направились к воротам. Весь путь проходит через торговые ряды с изделиями местных самоделкиных: лаптей, шкатулок из бересты, деревянных лакированных ложек-поварешек, тарелок, расписных досок и даже икон. За рядами продают свои картины художники, разложив их прямо на газоне.
Сразу за воротами обращает на себя внимание мемориальный комплекс; вечный огонь славы всегда окружен свежими цветами. Далее дорожка бежит через центр Кремля и выводит к громадному бронзовому памятнику "Тысячелетие России", мимо которого просто невозможно пройти. По периметру его струится надпись "Свершившемуся тысячелетию Российского государства в ... лета 1862". Именно в этом году по "норманнской теории" исполнилось 1000 лет России.
А всё началось с варяга Рюрика, которого пригласили править в Новгород, и которого русские цари и князья считали родоначальником княжеской династии. "Норманнскую теорию" поддерживали и известные историко-географы Карамзин и Татищев, а противником выступал Ломоносов. В советское время считалось доказанным, что государство восточных славян возникло самобытным путем.
Но в 19-м веке народную легенду о призвании варягов решили увековечить в памятнике, пустив на его строительство 500 тысяч рублей. В барельефах монумента отражено шесть главнейших эпох истории Русского государства (с точки зрения монархии): основание в 862 году; введение христианства на Руси в 989 году; начало изгнания татар в 1380-м году (Дмитрий Донской); объединение Российского государства в 1491-м году (Иван III); восстановление единодержавия в 1613-м году (Михаил Федорович); образование Российской империи в 1721-м году (Петр Первый). Не больше и не меньше. Очень интересное место.
Напротив памятника, за цветущими яблонями и кустами сирени, возвышался белокаменный Софийский собор, цель нашего посещения. Характерная его особенность - стены без узоров и изысканных украшений, которые с точки зрения новгородцев были ни к чему. Соборный храм стал символом города и освящен как и Киевский, во имя святой Софии, Премудрости Божией. Самый первый храм был деревянным, но в 11-м веке князь Владимир Ярославович воздвигнул каменный. Для этого пришлось приглашать киевских мастеров; в то время в Новгороде каменного строительства не знали.
За прошедшие сотни лет собор много раз перестраивался, был даже розового цвета из-за кирпичной мозаики, но до сих пор в нем угадывается та самая, древняя София. Храм производит очень сильное впечатление, как снаружи так и внутри, куда можно заходить совершенно свободно. Постояв и посмотрев службу, мы снова вышли в яблоневый сад, окружающий храм.
Если двигаться по прямой от входа, то вскоре можно выйти прямо на левый берег реки Волхов. Та сторона, где Кремль (Детинец; от слова "дитё", "отпрыск"), называется Софийской. А противоположная - Ярославово дворище (Торговая сторона) - комплекс храмов 12-16 веков. Берега Волхова здесь соединены пешеходным мостом. Виды на реку, пляж и стены Кремля открываются просто фантастические, вплоть до задерживания дыхания.
Мы снова вернулись в Кремль, прогулялись по периметру вдоль внешней стены, минуя одну за другой 5 башен: Дворцовую, Спасскую, Княжну, Кокуй и Покровскую. В этой последней находился ресторан "Детинец", о котором в Питере не слышал лишь ленивый. Еще мой отец когда-то вспоминал о том, что на выпускной вечер в 60-х годах, они всем классом ездили в "Детинец". Кухня с тех пор претерпела мало изменений; блюда по-прежнему готовятся по старинным русским рецептам и технологиям. Обеденная зала находится наверху в башне, куда ведет крутая винтовая лестница. Ресторан очень популярен еще и среди иностранцев, поэтому уединенно отобедать не получится. С животными естественно нельзя, пришлось оставить нашего сопровождающего пса гардеробщице на первом этаже. Впрочем, ему там вполне понравилось - гладят, чешут, еще и куриную косточку предлагают :)
Типичные для "Детинца" блюда и напитки: уха по-царски (188 руб.), борщ "Боярский", котлета "Покровская", мясо "Посадское", блинчики с курицей и грибами, медовуха (35 руб.), сбитень, квас. Заказав и того, и другого, и третьего, принялись рассматривать интерьер. Стены не оштукатурены, над окнами низкие перекрытия, в зале довольно темно. На столах горят свечи в высоких подсвечниках, а на стенах - лампы под старину. Блюда принесли в глиняной посуде, а супы - в горшочках, с дымком. Готовили довольно долго, но зато можно было быть уверенным, что действительно готовили, а не разогревали в микроволновке.
Нам понравилось абсолютно всё, а из напитков больше всего - медовуха, так что заказывали несколько раз. Это слабоалкогольный напиток, традиционно готовится из меда и воды. Сбитень сильно пах корицей, и как позже мы узнали, тоже делался по старинной рецептуре: мед, сахар, гвоздика, корица, имбирь, кардамон, лавровый лист, вода. Ну а про настоящий русский квас я вообще молчу, выше всяких похвал.
Кроме того, если погода позволяет, то из "Детинца" выносят столы прямо на лужайку перед рестораном и ставят между огромных, вековых елей. Пиршество за столами, покрытыми белыми скатертями, да на свежем воздухе сразу напоминает нечто давно забытое, "дворянское". Чаевых в этом случае следует конечно оставить побольше, за "антураж". Да и в целом на сервис пожаловаться нельзя, всё очень вежливо и предельно корректно. Пообедать таким образом нам удалось на обратной дороге, при повторном посещении Новгорода.
А тем временем, мы уже оказались за стенами Кремля, затолкали бесившегося на лужайке пса на заднее сиденье, и взяли курс на следующую контрольную точку путешествия, город Вышний Волочек.
В районе деревни Акуловки увидели дымящиеся самовары на обочине и деревенских жителей, продающих пироги. Сбылась моя мечта. Когда-то давно я прочитала заметки, в которых описывались придорожные самовары, и с тех пор автопутешествия по России неизменно ассоциировались у меня с этой картиной. Самовары стояли по обе стороны дороги, но зачастую хозяин у нескольких один и тот же. Завидев потенциального клиента с другой стороны, он просто перебегал шоссе с немалым риском для жизни.
Горячие домашние пирожки с мясом, капустой, яйцом, грибами и яблоками, лежали в толстых картонных коробках, выстланных изнутри полиэтиленом. Купив по паре пирожков и паре стаканов самоварного чая, мы удовлетворенно урча поехали дальше.
Трасса Е105 проходит прямо через центр Вышнего Волочка, делая в нем поворот на 90 градусов, на юг. Город очень необычен с точки зрения средних русских городов. Построен на воде и у воды, такая маленькая русская
Венеция. Существует с 18-го века, и был назван в связи с процессом "волока" на древнем торговом пути. Груженые товаром баржи доходили по Волге, а затем и по её притоку Тверце до окрестностей города. Там выгружались на берег и волоком перетаскивались на 10-км расстояние, до рек Цна и Мста.
Мста изобиловала сорока порогами, самыми опасными из которых считались Боровицкие. Баржи через них не рисковали ходить, и снова все товары волоклись по суху, на этот раз на расстояние 30 км. Этот волок назывался Нижним, ну а тот, в устье Тверцы - Верхним, или Вышним.
Затем баржи наконец попадали в озеро Ильмень, через Волхов и Ладожское озеро - в Неву, а там уже было рукой подать до Балтийского моря. Можно только догадываться, что претерпевали бедные бурлаки, волоча баржи посуху.
В Вышнем Волочке мы не останавливались, лишь проехав по его светлым улицам через водохранилище и обе реки, и взяли курс на Торжок (70 км).
Дорога была более-менее нормальной, и изобиловала забавными названиями. Выдропужск (на выезде пост ДПС, фейс-контроль), Дядькино, Агрызково (орфография оригинала), совхоз-колледж "Ясенево", Бухолово (чем, интересно, там люди любят заниматься) вместе с Бухаловским переездом, Худяково и через дорогу Толстиково, деревни Мошки и Гусенец, Дубки, Галки и Березки. Было даже село Екатино - вроде Екатеринино слишком длинно, а Катино - слишком просто, вот и нашли промежуточный вариант.
Путь до Торжка очень живописен, по лесам, по холмам. Вдоль обочин у заправок есть мотели; при необходимости можно остановиться и заночевать. С тех пор как повернули на юг, ехать стало гораздо легче, солнце не слепило, а висело где-то сбоку за лесами.
Сам старинный Торжок не был целью нашего путешествия. Не доезжая до него 6 километров, есть ответвление к санаторию "Митино" и деревне Прутня на берегу реки Тверцы.
Санаторий "Митино" построен на территории усадьбы князей Львовых. Усадебный дом находится на реставрации, но парк в округе просто великолепен. Объехав санаторий по круговой аллее, мы вскоре выехали к церкви села Прутня, и оставив машину у ограды, зашли в её владения.
Вокруг церкви расположено кладбище. Самой знаменитой могилой на нем является могила подруги А.С. Пушкина - Анны Керн. На памятнике выбиты строки поэта: "Я помню чудное мгновенье..." Керн в возрасте 80 лет умерла в
Москве. Гроб с её прахом везли по железной дороге, а затем должны были доставить в село Прямухино за Торжком, собственность её второго мужа. Но из-за размытых дорог не смогли этого сделать, и Анну Керн похоронили на сельском погосте в Прутне, у родственников Львовых.
Кладбище окружено огромной сиреневой рощей. Тянется она вдоль берегов Тверцы и просто поражает воображение. Никогда мне еще не приходилось видеть целое море сирени в одном месте! Илья утверждает, что роща стоит здесь с незапамятных времен.
Река Тверца спокойно несет свои синие воды, огибая небольшие островки, и снова замыкаясь за ними. Берега её покрыты колышущейся травой-муравой, и наш пёс конечно же не упустил случая поваляться везде, куда только дотянулся. Воздух в этих местах удивительно чистый и легкий, с тонким ароматом хвои. Не зря же санаторий построили рядом.
Время уже близилось к вечеру, мы взяли курс на Тверь, находящуюся в 48 км к юго-востоку от Торжка. Сам город не очень нравится нам обоим, но именно там проживали дальние родственники, беспощадно зазывавшие в гости. Не заехать к ним было равно кровной обиде, но зато мы решили там же и заночевать, сэкономив на гостинице. Родственные подробности опускаю.
С утра пораньше, купив продуктов в дорогу, и забрав Рено с платной стоянки под окнами дома (50 руб.), мы взяли курс на Клин, 65 км на юг все по той же трассе Е105, к которой теперь прибавился московский номер М10. Где-то с полпути, около села Радченко, шоссе идет прямо вдоль берега Волги, затем пересекает Иваньковское водохранилище, и вливается в Московскую область. На границе областей расположен традиционный пост ДПС, фейс-контроль. Вдоль дороги появилось немыслимое количество заправок, кафе, мотелей; явно сказывалась близость к Москве.
Город Клин совсем небольшой, старый (начала 14-го века), и ранее входил в линию тверских городов-крепостей на притоках Волги. Название "Клин" происходит от русского "клин" - земельный надел, лесная полоса, граница. Город расположен в 90 км на север от Москвы и является промежуточной точкой железной дороги Ленинградского направления. Нами Клин использовался только в качестве ориентира; из него планировали попасть на дорогу на Дмитров. Это оказалось нелегким делом, указателей нет, крупной карты в атласе нет. Пришлось обращаться за помощью к местному населению, а то бы в Москву укатили.
Из Клина в Дмитров ведет дорога районног