Дулёво или тайна фарфоровых роз.
Съездить в небольшой подмосковный «фарфоровый» город Дулёво было моей детской мечтой. Это желание было одним из основных мотивов и главным стимулом моего короткого путешествия.
В детстве мы с сестрой были очень общительными девочками, и переписывалась с кучей таких же жизнерадостных детей. Сестра почему-то всегда вспоминает переписку с девочкой из Ликино-Дулёво, родители которой работали на Дулёвском фарфором заводе. Они посылали друг другу письма, открытки, фантики, марки, спичечные этикетки, «жувачки». А переводными картинками из Дулёво было залеплено всё свободное пространство в квартире. Ещё к нам на Север шли посылочки с детской посудой со смешными картинками, ну, а в ответ она слала в загадочное Дулёво какие-то наши мурманские сувениры из оленьего меха. Рисунки из детских сказок на тарелочках и кружках помню до сих пор, ведь, наверное, нет ничего сильнее детской памяти: мишки, лисички, теремки, колобки. Присылались какие-то фигурки пляшущих девушек и чубатого гармониста, медведей с балалайками и кувыркающихся медвежат, купчихи с самоваром и румяной барышни с бантом на толстой фарфоровой
косе. Ими уже особенно восхищалась мама и выставляла на книжных полках (до сих пор, кстати, стоят). Лена Зангиева из Дулёво, если прочитаешь мой рассказ, отзовись!
Следующий мотив такой: мне очень нравятся народные промыслы. Именно не кустарные массовые поделки, а настоящие, искренние, когда встречаешь красивые изделия и душа радуется. Купить через десятые коммерческие руки дулёвскую посуду в Доме фарфора, означало лишить себя удовольствия от соприкосновения с чем-то настоящим. К тому же я как-то видела по TV передачу про народные промыслы, в т.ч. был сюжет и про Дулёвский фарфор. Показали коллекцию настенных тарелок, расписанных их фирменными розами, и я закачалась от восторга. Мне очень хотелось увидеть город, увидеть фарфоровый завод, посмотреть, что они сейчас выпускают. Кроме этого – и купить расписной пузатый чайник и тарелку с розанами – не буду скрывать, хотелось ужасно.
Но осуществило мою мечту скорее всего другое обстоятельство, при переезде картонную коробку с посудой видимо неаккуратно «поставили» и вместо горы посуды, находящейся в ней, я получила гору осколков и много слез по этому поводу. Вот тогда-то я и решила – заменю все на Дулёвский фарфор!
Город Ликино-Дулёво.
Город Ликино-Дулёво. Орехово-Зуевский район Московской области. Расположен в 90 км восточнее
Москвы в 7 км южнее города Орехово-Зуево. Население ~ 31,1 тыс. жителей. Интересен смысл, заложенный в рисунок герба города.
Сайт города: likino.narod.ru
Герб города (утверждён в 1997 г.): «В щите тонкий золотой крест. В первом, серебряном углу - чёрный, украшенный золотом колёсный обод с золотым крылом (крылатое колесо - символ Ликинского автобусного завода); во втором, сине-голубом углу - серебряный сидящий сокол, обращённый влево и обернувшийся (сокол – Дулевский фарфоровый завод, товарным знаком которого является силуэт сокола); в третьем, лазоревом углу - два вписанных, поставленных в столб и переплетённых углами золотых сквозных ромба (два переплетённых сквозных ромба – челнока символизируют Ликинскую прядильно-ткацкую фабрику); в четвёртом, серебряном углу - возникающее слева внизу - золотое солнце о пламенеющих лучах: (солнце с разноцветными лучами, напоминающими кисти – Дулёвский завод красок). Четверочастное деление щита отражает расположение города на перекрёстке дорог Орехово-Зуево - Куровское и Павловский Посад - Шатура».
Основными достопримечательностями города являются церковь Иоанна Богослова, который считается небесным покровителем Ликино-Дулёво (конец 19 века), и Дворец Культуры фарфорового завода, который проектировал знаменитый архитектор Мель¬ников (его работы в Москве стали классикой: собственный круглый дом на Арбате, фабрика «Буревестник» и др.).
Сайт завода:
www.dulevo.ru
История Дулёвского фарфорового завода.
Дулёвский фарфоровый завод основал Терентий Кузнецов.
Почин положил смекалистый дедушка-кузнец Яков Кузнецов, который свой честно заработанный нелёгким кузнецким трудом золотой червонец решил вдруг вложить в производство керамики. Мысль была удачной. Во-первых, деревня, в которой он жил, была соседней с деревней Гжель. А это была стариннейшая гончарная местность, и все жители деревни издавна занимались гончарством. Рядом были залежи торфа, служившего топливом для обжиговых печек, и также здешние места славились залежами хороших белоснежных глин. Так возник небольшой, но прибыльный заводик. Потом к делу подключился сын – Терентий, который, в свою очередь, вложил капитал в производство побольше – так в 1832 году в Дулёво был основан Дулёвский фарфоровый завод. Причём не на пустом месте, а деловым Терентием было куплено отлично налаженное фарфоровое производство купца Сафонова. На новом заводе уже стали сортировать посуду, мастера знали секреты изготовления качественной фарфоровой массы, а живописцы владели рецептом ярких красок и искусной росписи способом «крытья» - сочным малиновым, желтым, синим, розовым кобальтом и золотом. Далее производство расширяется по нарастающей. Сын Терентия – Сидор, создаёт новый фарфоровый завод в
Риге, а в свою очередь его сын – Матвей, становится уже фарфоровым монополистом и владеет 8 фарфорово-фаянсовыми заводами, среди которых (кроме Дулёво) лучшие и известнейшие российские фабрики Гарднера (в Вербилках,
Подмосковье) и Ауэрбаха (в Конаково, Тверской области).
Так возникла Кузнецовская фарфоровая империя. Так Кузнецовы стали «поставщиками царского двора».
Выражаясь современным языком, смекалистый дедушка-старообрядец Яков грамотно «инвестировал наличный кэш», приобрёл правильные «активы», наладил производственный «менеджмент и PR», создал настоящий «бренд», хотя «эмбиэев и университетов не кончал».
В советское время Дулёвский фарфоровый завод процветал. Один из его художников за скульптуру «Сокол» получил высшую награду в
Брюсселе, и поэтому силуэт этой птицы стал торговой маркой завода и его ставят на обороте каждой дулёвской чашки или тарелки. Правда, на старых чашках (я посмотрела специально) под соколом стоит ещё и надпись «Дулёво», а сейчас её почему-то нет.
На фарфоровом производстве очень много ручного труда. Знаете, как работают фарфористы?
К работнику подкатывают тележку с сырой глиной. Он аккуратно берет нужное количество глины и кладет в болванку, которая имеет нужную определённую форму, например чашки. Затем опускает рычаг со специальным устройством, и лишняя глина выпрыгивает из болванки. Изделие сушат. Каждая, такая чашка сервиза делается 6-8 дней, и проходит многократный обжиг или «три огня». Её покрывают тонким слоем глазури — и в печь! Температура печи — 1000° С. Затем на изделие наносят красивый рисунок — и вновь в печь. Но температура уже 1500° С. Оказывается, при обжиге глина белеет.
Я помню, как в детстве была в гостях у одной подружки. Мы скакали по диванам, потом она мне предложила посмотреть «мамин, китайский сервиз». Вещь была, естественно запретная, и держалась под замком в серванте. Но, кто в детстве не знает, куда родители прячут ключи. Ключ извлекли, сервант вскрыли, и подружка дала мне в руки хрупкую чашку. «Посмотри», - говорит, - «её на свет». Я подняла руку с невесомой чашечкой и вгляделась в тонкий нежный фарфор: на донышке просвечивалась фигурка дракончика. До сих пор помню этот момент.
Так вот, если речь идёт о качестве дулёвского фарфора, то оно действительно отменное до сих пор. При Кузнецовых фарфоровая масса отлёживалась до года в подвалах специальных цехов – «летовалась», т.е. делалась пластичной. Мало того, использовали только торф, добытый до 20 июля. Он считался сухим и выдержанным, остальной считался непригодным, так как его не успевали высушить до нужной влажности. Вот как. Но, даже не зная всех этих технологических подробностей, держать в руках нежную лёгкую фарфоровую чашку с ярким рисунком необыкновенно приятно.
Теперь о росписи.
Фирменная дулёвская роспись.
Для меня лично дулёвская роспись – это знаменитые «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручную живописную раскраску. Ещё «агашка» это цветок! Самый излюбленный узор - яркая роза с круглыми лепестками называется «агашка». Она выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый прием мазка пальцем.
Эту манеру росписи дулёвцы переняли у гжельских живописцев, которые традиционно расписывали посуду крупными розанами. Но в отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют в основном четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная.
Но почему именно дулёвскую розу называют «агашкой»? Дело в том, что у каждого завода существует свой стиль росписи. Если у Императорского завода им. Ломоносова он «дворянский», классический, то дулёвский фарфор – очень яркий, праздничный, народный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные и наивные, но очень живые и яркие. В основном мастерицы, работающие на заводе, были из деревень, где имя Агафья было очень распространенным, т.е. Агафьи рисовали, а «агашками» стали называть их рисунки. Такой стиль росписи раньше ещё называли «трактирным».
На заводе, конечно, есть и рисунки, выполненные в другой технике. Это «деколь», или переводная картинка на фарфор, это трафарет, это печать. Но все эти техники уже механические, что согласитесь, уже совсем не то. Хотя есть очень симпатичные «деколи» (я рассуждаю уже практически, как профессионал.!): обычные розы, сирень, кленовые листья и т.д. Но для меня дулёвский рисунок – это только разноцветные яркие «розанчики». Любители классики, возможно, назовут такие узоры «деревенской» расцветкой, хотя они такие жизнерадостные, в отличие от переводной картинки, например. Еще есть «ситцевый» рисунок на посуде – это сплошной цветочно-ягодный «ковёр», но похоже, что здесь не ручной, а машинный способ росписи.
Короче говоря, что меня интересовало. Большие настенные тарелки. С розами. Красивый заварной чайник. С розами. Скульптурные фигурки. Желательно с розами :). Что в итоге привезла см. главу «Магазин и покупки».
Дорога. Путевые заметки.
Дорога в Дулёво – это отдельная песня. Потому что связана с вокзалом – Курским и пригородной электричкой – до Петушков,
Владимира или Крутого. Муж сейчас в командировке на Земле Обетованной, но и когда вернётся, поездка в Дулёво мне точно не светит. Расписание и маршрут движения электропоездов я нашла в Интернете
www.tutu.ru/01.php. Успела на утренний владимирский поезд на 8.05. Давненько я не ездила в электричках, поэтому слегка растерялась перед кассами и купила два билета «туда-сюда» почему-то до Петушков, хотя надо было до станции Орехово-Зуево. Помчалась с толпой занимать места, стоять не хотелось, потому что дорога занимает около двух часов. До отправки остаётся минут 10, поэтому вагоны плотно забиты. Только намечаешь кинуть попу в какой-нибудь просвет, как сразу следует окрик: «Куда? Тут занято». Слышу, женщина какая-то мне машет рукой: «Девушка, идите сюда, здесь свободно». Хорошо, что комплекция позволяет втиснуться в какую-то щель, правда плечи прижаты к ушам, ну ладно, мы люди не гордые. Теперь сижу рассматриваю публику. На противоположной стенке болтается пакет с надписью «Петушинский хлебторг». Цвет одежды народа в основном серый, пошив азиатский, шапки надвинуты на брови, вижу «натуральные» густо блондиновые кудри, дебильноватых парней с банками пива в руках, которые не подвинулись даже по просьбе бабульки с тележкой. Глаза у всех грустные.
Самое смешное, что как раз в день перед поездкой я моталась в очень элитный супермаркет (его как раз недавно открыли в нашей местности, и я поехала туда на разведку). В колбасный отдел впереди меня совершенно юная фифа тюкала чёрным маникюром по французскому паштету за 1,7 т.р./кг, по мобильному телефону давала кому-то ценные указания в
Париже насчет размеров, и, несмотря на скопившуюся за ней очередь, заставила худенькую продавщицу строгать ей твердокаменную ногу испанского хамона по 8 т.р./кг. Это было накануне вечером. Утром же картинка перед глазами уже разительно отличалась. Электричка тронулась, и тут выяснилось, что наш народ тоже не промах и развлекается таким образом: кидают шапку или пакет на лавочку в электричке типа «место занято», активно отгоняют всех наивно-желающих присесть, и получают от этого неизмеримое ни с чем удовольствие.
Далее была кинокомедия под названием «идёт контролёр». Как только на горизонте показались форменные кители контролёрш, полвагона, в основном мужчины, кинулись вперёд в тамбур. Перегоны короткие, поэтому на следующей остановке плотная толпа выбегает на платформу и несётся обратно в тамбур, который проверяющие уже прошли. Толпа набивается как сельди в бочке, и через запотевшее окошко, масса напряженных глаз следит, когда, наконец, контролёры выйдут из вагона. Самое смешное, что половина из оставшейся половины, тоже едет «зайцами», но многим, очевидно, выгоднее заплатить штраф 60 рублей, чем купить билет, тем более можно ведь и не нарваться на проверяющих. До Петушков, кстати, билет стоил – 120 р. В общем смекалистые у нас люди. Вереницей тянутся продавцы. Чего только не продают – чудо-клей, чудо-растворитель, чудо-чесалку для спины, чудо-фонарики, наборы иголок, мочалки, детские игрушки, лимоны, крабовые чипсы и журнал «Плейбой», который «значительно дешевле, чем в киоске». Мне запомнился монолог про «5 мотивов» почему надо купить детскую книжку «Дед Мазай и зайцы» за 10 рублей. Два первых «мотива» вылетели из головы, а далее оратор заливал, что книга «научит ребёнка бережному обращению с природой», «побудит его нарисовать рисунок, а это позитивная творческая мотивация» и «разовьет желание дружить и любить животных, а это очень хорошо, потому что вытесняет из детских душ мрак и равнодушие». Чуть не купила :). Всю дорогу я проболтала с женщинами-соседками. До чего ж наши простые люди цельные и добросердечные. Одна из Петушков и рассказывала, что у неё «20 соток, продуктов в по’дполе полно, возит их взрослым детям в Москву, а те не кушают, на Ашане каком-то помешались». Как доехала, не заметила, время за разговорами пролетело очень быстро. От Москвы до Орехово-Зуево электропоезд шёл ~1 ч. 40 минут.
Магазин и покупки.
Высадилась на станции Орехово-Зуево и вслед за народом пошла в направлении высокого железнодорожного моста-перехода над путями. Спросила, где находится автовокзал. Оказалось, сразу за зданием ж/д вокзала, его даже видно сверху с моста. На площади перед входом в кирпичное здание автовокзала стоят ряды маршруток, но посадка на нужный мне №21 позади здания. До Дулёво 7 км, или приблизительно минут 15-20. По бокам дороги мелькают деревни, наконец, видны большие красные буквы на въезде в город «Добро пожаловать в Ликино-Дулёво».
С любопытством кручу головой по сторонам. Ликино-Дулёво – полугород, полудеревня. То есть обычный русский серый микс из пятиэтажек, редких девятиэтажек и деревянных изб. На въезде в город располагается ЛИАЗ – Ликинский автомобильный завод. Ближе к окраине – очень приличное высокое строгое здание Дулёвского фарфорового завода. В сквере под разлапистыми ёлками, прямо перед заводом, как водится Ильич, здоровающийся с дядей Стёпой (т.е. с устремленной куда-то ввысь рукой). Я вышла чуть раньше, потому что просила остановиться у ДФЗавода, а до их фирменного магазина надо протопать ещё пару коротких остановок. Что в принципе, я с удовольствием сделала. Неспешно прогулочным шагом прогулялась, рассматривая длинные корпуса цехов, самих ликино-дулёвцев и подкрепляясь на ходу мандаринкой.
Впереди увидела магазин, знакомый мне уже по картинке из Интернета. Он двухэтажный, но входы на этажи находятся в разных местах. С нетерпеливым румянцем на щеках захожу в первый зал. Скажу сразу честно: первое чувство, которое я испытала, когда стала ходить вдоль витрин с сервизами, скульптурами и прочей посудой – было чувство разочарования и растерянности. Где же розы, розаны, «агашки»?? Обычные сервизы, обычные рисунки, непонятные скульптуры, обычные тарелки, обычные чайники. После короткого ознакомления с ассортиментом первого зала, я помчалась на улицу, где располагался вход на второй этаж. Если в первом зале в витринах выставлены столовые, чайные и кофейные сервизы, то здесь немного попроще и предметы можно купить вразнобой, прилавки за спинами продавщиц завалены фарфором. Хотя надо отдать должное, выбор, что в первом, что во втором зале огромный. Но. Того за чем я ехала – чайника и тарелок - … не увидела. Решила взять тайм-аут, вышла на улицу, перевела дыхание, созвонилась со знающими людьми и стала перебирать в голове приемлемые варианты из того, что есть. Не уезжать же с пустыми руками. В магазине, несмотря на то, что я приехала достаточно рано, практически к открытию, толпились покупатели, вернее покупательницы. У всех (как и у меня) пламенели щёки. Причём по номерам машин было понятно, что за покупками народ приехал не из Москвы, а из владимирских окрестностей. Мужчины, в качестве водителей и помощников по переноске приличных по размеру картонных коробок с сервизами и прочими приятными женскому сердцу фарфоровыми предметами, терпеливо сидели в салонах.
Я снова направилась в первый зал. В принципе не всё потеряно. Выбор есть и очень даже, но, во-первых, надо присмотреться и привыкнуть, а во-вторых, хорошо было бы заранее подковаться. Я жалею, что не рассматривала внимательно картинки с сайта завода в Интернете. Дома, я лишь пробежала глазами, меня интересовали конкретные изделия. Сервизы меня волнуют мало. Но, тем не менее, хожу, приглядываюсь. Вот очень приятный чайный сервиз «Сирень». Думаю, у многих сохранились тарелки с веточками сирени по краям. Это оказывается Дулёво. Сервиз на 6 персон, из 15 предметов! Фарфоровый. Цена - 400 рублей… Не верю свом глазам. Он такой симпатичный: чайничек для заварки, сахарница, молочник – у всех на боках пышные охапки сирени. «Деколь» однако, но очень даже неплохо. Тонкие нежные волнистые чашки, на которых веточка сирени нарисована как снаружи на боках, так и внутри (что мне особенно нравится). Очень милый.
Так, что там дальше. Опять удивляюсь. Чайный сервиз «Весенний». Это же мамин любимый, добытый по немыслимому блату, ещё на Севере. Не сомневаюсь, что многие его вспомнят, рисунок - большие розовые розы на золотых стебельках. Сервиз использовался только по очень большим торжествам. Пить чай из таких лёгких розовых чашечек – всегда было сплошным удовольствием. Стоит – 450 рублей… Румянец снова возвращается на прежнее место. Не поторопилась ли я с выводами? Почему мне не нужен сервиз? Нужен. И не один. . Хотя трезвым оставшимся островком мыслелогики, понимаю, что мне не дотащить. Так, ладно, что там дальше.
Забегая вперёд, скажу, что потом, на втором этаже я купила каталог Дулёвской продукции (150 р.) и очень порадовалась. Когда рассматриваешь всё в спокойной обстановке, чётко понимаешь, что тебе нравится. В каталоге кроме фотографий есть все названия. А в магазине, как ни странно, на ценниках указан только артикул и цена. Не продуманно как-то. «Романтицеское» название очень даже может повлиять на решение сделать покупку. Потом, если в магазине глаза разбегаются, то по каталогу сразу видно, что сервизы делятся по характеру росписи: ручная («агашкинский» стиль) и механическая («деколь», печать, трафарет).
Ручная роспись! Знаменитые «агашки»! Такие яркие, такие жизнерадостные, такие русские! Как же они мне нравятся. Сейчас попробую перечислить наиболее (на мой личный взгляд) запоминающиеся, уникальные, неповторимые, настоящие дулёвские фарфоровые сервизы.
Чайные сервизы:
«Золотой олень». Буйно яркий. Красный фон, золотой олень в зарослях розово-жёлтых «агашек». Цена ~ 1 т.р.
«Красавица». Что тут говорить. Красавец. Сочно-синий фон, золотая обводка по краям, букеты шиповника и розанов по бокам. Внутри чашечек тоже цветы. ~1,5 т. р.
«Розовая птица». Полностью золотой, розовая птица-цветок, зелёная трава, жёлтые ягоды. ~ 1,5 т.р.
«Свадебный». Сплошные разноцвеиные «агашки» внутри и на боках. Перламутр. Очень праздничный. ~ 800 р.
«Калинка». Белый фон, ярко-красные гроздья калины. Золотые листочки. Золотая обводка. ~ 800 р.
«Яблоневый цвет». Ярко-синий фон, бело-розовые цветы. Золотые листья и обводка. ~ 2,7 т.р.
Кофейный сервиз:
«Бал цветов». Фон белый, много золота, много розанов. Пимпочки на крышках (кофейника, например) – золотая птичка. ~ 1 т.р.
(Все чайные сервизы рассчитаны на 6 персон и состоят из 15 предметов. Кофейный из 17).
Но почему первое чувство, посетившее меня в магазине – было разочарование? Да потому, что ассортимент огромный и настоящие дулёвские розы-агашки в нём теряются. Из, скажем, 100 прочих, только всего ~ десяток с настоящей дулёвской росписью. В витринах было выставлено ещё приличное количество сервизов с ручной росписью, но без «агашек» они уже совсем не такие самобытные. И очень много, честно скажу, обычных расцветок на грани безвкусицы. Почему, интересно, нельзя взять за образцы старые узоры? По крайней мере, на картинках в каталоге, под надписью «Историческое наследие» показаны такие экземпляры, что от восторга немеешь.
С «деколью» некоторые сервизы были тоже очень симпатичные, например, с рисунками «Жёлтая роза» или «Каалы». Но менее душевные. На сервизе «Нина» приглянулись нежные веточки мимозы. Продавались ещё сервизы а-ля «Мадонна» - такие же переливчатые и дамы с кавалерами, назывались «Прогулка в усадьбе» и «Перламутровый».
Стала присматриваться ко всему остальному. Ужасно понравилась фигурка «Руслан и Людмила». Но она высотой в полметра, стоит около 3-х т.р. Странный размерчик. Давайте приблизительно прикинем сегменты покупателей дулёвской продукции: любители (здрасьте, это я), люди с обычными российскими доходами, иностранцы, корпорации. Вот для кого из них предназначены полуметровые скульптуры? Непонятно. И куда её можно поставить? Ну, если только если появится сегмент с доходами от 10 т.$./мес. и поставит эту сказочную парочку в одной из своих двадцати пяти комнат. Выбор небольших по размеру фигурок был средний. Мне очень понравились «Девочка с зайцем» (~360р.), «Девочка с курами» (~400р.) и Лебедь с детёнышами на спине («Материнство», ~200р.), Мама с двумя малышами («Близнецы», ~500р.), «Сивка-Бурка» (~250р.). Продавались ещё небольшие бюстики Пушкина и Ленина. Я сначала озадачилась насчет последнего персонажа, а потом поняла, что это товар для иностранцев. На втором этаже продавались маленькие фигурки-символы года (60 р.). Я не купила, а теперь жалею, дулёвский кабанчик очень порадовал бы на Новый Год. Ну, ладно, я знаю один небольшой магазинчик на Ленинском с дулёвским фарфором, надо будет туда наведаться.
Выбор заварных чайников был, но моих красавцев «Бал цветов» и «Розы» к величайшему сожалению не было! На детскую посуду обратила внимание, но картинки на ней мне понравились не очень, да и по функциональности: большая суповая тарелка, небольшая мисочка и чашка – больше подходят для больших детишек. Хотя, если увидела бы «Трёх поросят», таких как в каталоге, то, скорее всего, купила бы (фаянс, 60 р. за набор).
Настенные тарелки были вообще никакие. Я имею в виду роспись «агашками». Зачем мне стандартные «Незнакомки», «Котята», «Бабочки», виды Москвы и Питера, какие-то бледные «Пионы»? Где же дулёвские знаменитые тарелки с их чудной фирменной росписью, от которых глаз не отвести, неужели остались только в музеях
(их не было даже в каталоге)? Неужели перестали выпускать :(? Ещё обратила внимание, что были устаревшие предметы. Зачем, например, кофейник в кофейном наборе? Это ведь надо отдельно сварить кофе, перелить его туда, а как потом подогреть, если остынет? Или набор из трёх чайников разных по размеру. Что скажите с ними делать. Ждать пока один разобьётся и оперативно его заменить на новый :)?
Что в итоге купила. Как выяснила из каталога, уже сидя в электричке – сервиз «Свадебный» (800 р.). Не устояла, уж очень хорош. Три чайных пары (чашки с блюдцами) вместо разбитых, из сервиза «Весенний» (по 50 р. за пару). Шесть чайных пар «Калинка» - запала на них сразу (по 80 р.). Сахарницу «Золотая осень» (200 р.). Скульптуру «Кадриль» с единственным недостатком – она белая. Оказалось, эти фигурки на витрине были «не сорт», т.е. с небольшим дефектом, поэтому-то они белые и нераскрашенные. Нормальных не было, но мне очень приглянулась эта танцующая парочка, да и крошечную трещинку в самом низу, если перевернуть, уже замазала каплей шпатлёвки. Дома, когда всё развернула, помыла – то ахнула, какая же красота! Легчайший, невесомый, нежный, тонкий фарфор и чудная роспись! Прямо лето стоит на полке!
Дулёвский завод и мысли вслух.
Когда довольная, я возвращалась к автобусной остановке, то решила по пути подойти поближе к Дулёвскому фарфоровому заводу. Через стеклянные входные двери просвечивался вестибюль с дулёвской продукцией в витринах. Вдоль основного корпуса завода тянется давно забытая Доска Почёта с портретами передовиков производства. Такие простые русские лица: женщины в основном, из формовочного, сортировочного, живописного цехов; мужчины – из цеха обжига.
Сразу хочется задать несколько вопросов, начинающихся с «почему»? Почему при заводе нет музея? Почему нельзя одиночным туристам попасть на завод, а экскурсии по цехам организовывают только для групп? Не нужны лишние деньги? Интерес к дулёвской продукции, безусловно, есть. У многих дулёвский фарфор ассоциируется с чем-то очень качественным, позитивным, недорогим и жизнерадостным. Судя по характеру заинтересованных откликов и вопросов на сайте завода, становится понятным, что любителей и ценителей дулёвского фарфора на самом деле очень-очень много. Почему тогда, извините, нет фирменного магазина в центре Москвы? Есть только где-то на супер-окраинах.
Следующий вопрос напрашивается сам собой – почему такие народные промыслы не поддерживаются государством? Вообще удивительно. Фарфоровая посуда, легчайшая, качественная, тонкостенная, с изумительной росписью. Ручная работа! Стоит 400-3000 рублей. Сказать об этом каким-нибудь иностранцам – не поверят. У них-то ручной труд бесценен. В Америке вам телевизор купленный за 200$ затащат в квартиру за 100$. Потому что переноска – это ручной труд. А у нас все народные промыслы – в свободном плавании. Выживут - хорошо, нет – да и фиг с вами. В советские времена все промыслы – Федоскино, Жестово, Палех, Хохлома, Гжель и другие – жили прекрасно. Продукция была нарасхват. Потому что предприятия занимались производством, а продажей – государство. А сейчас полный пофигизм. Я читала статью, что какие-то шустрые «толстолобики» чуть не приватизировали Дулёво. Заводу пришлось как-то по-хитрому перерегистрироваться, возможно, по этой причине сейчас не ставят печать «Дулёво» под соколом на продукции. Вообще-то народные промыслы это лицо государства. А государство делает такую мину, когда речь заходит о народном творчестве, как будто проглотило лимон.
Интересно, сколько получают люди на заводе? Я думаю, что за сегодняшнюю зарплату сейчас там работают одни альтруисты из старой гвардии. Сомневаюсь, что много молодёжи. Мастера-«золотые руки» ведь уходят, а с ними и секреты. Когда покупала сервиз, то разговорилась с продавцами, спросила у них, «почему изделия делятся только на первый и второй сорт?» Женщина-продавщица, протяжно вздохнула и сказала, что «высший сорт был раньше, и в основном он шёл на экспорт». На прилавке, принесённую посуду продавщицы прозванивают палочкой. Я снова поинтересовалась, «зачем они это делают?». Мне ответили, что «таким образом выявляют бой». Неугомонная я снова уточнила, а «действительно ли выбранные мною предметы расписаны вручную?». Дружелюбные продавщицы с удовольствием общались и рассказали интересные вещи. Оказывается, белые фарфоровые заготовки у них называются «бельё» (от слова «белый»), после обжига оно поступает к живописцам. Вручную сейчас посуды расписывается всё меньше и меньше, потому что это тяжело. В основном штампуется «деколь» (из этого разговора я и узнала все названия). При этом она грустно обвела руками витрины.
Не хочу, чтобы механические принты заменили рукописные Дулёвские «агашки»!
Дулёвский фарфор по качеству ничуть не уступает европейскому. Можно, безусловно, купить классический фарфоровый сервиз за тысячу баксов, сдувать с него пылинки, трястись над каждой чашкой, благополучно запереть его в горке и забыть. Уверена, что дулёвский фарфоровый «агашковый» сервиз за тысячу рублей вряд постигнет такая участь, зато в удовольствии каждодневно попивать чаёк из его радостных расписных чашек мало кто себе откажет.
Кстати подумайте! Как через 20 лет как вы будете отмечать свою фарфоровую свадьбу :)? Может мне придержать до поры свою коробку со «Свадебным», вдруг пригодится :)?