На автобусе по Скандинавии ч. 4.

Смирнова Елена Страна:Скандинавия
Время отдыха: Дата вылета ноябрь 2006

Дата21.11.06 Хороший отзыв10 Ответов 1 Просмотрели13949

На автобусе по Скандинавии. Норвегия – чудо природы.

Норвегия – это страна красот скорее природных, нежели архитектурных. В программе для туристов, посещающих эту страну, обычно указываются два города – Осло и Берген. Но гораздо больший энтузиазм – и совершенно справедливо, надо сказать! – вызывает пункт, указанный в программе как "катание на кораблике по фьордам".
Что такое фьорд? Чем он такой уж особенный? Казалось бы – да, фьорд – это те же шхеры. И Осло-фьорд, к примеру, вряд ли может поразить своей необыкновенной красотой. Но когда встречаются чистейшая вода и темные нависающие над ней скалы высотой до 1 километра… Смотришь по сторонам и понимаешь, что здесь все так, как создано природой миллионы лет назад, как было при викингах, и все будет так же через сотни лет после нас. Природа в своей первозданной красоте и величии – вот что такое фьорд.
Возможно, многим туристам Осло представляется старинным городом с внушительными домами мелкого кирпича. Однако если вы думаете именно так, Осло вас разочарует. Это очень современный город, с большим количеством откровенно "новой" архитектуры – стеклянных громадин, или чего-то сделанного "под старину". Даже Ратуша его – казалось бы, здание, которое должно показывать истинный облик средневековых городов, донеся его до нас через века – так вот, даже Ратуша показывает на своих красных кирпичных стенах картинки из жизни пролетариата, рабочих и крестьян, потому что была завершена в 1950м.
Основными достопримечательностями города являются, несомненно, Королевский дворец и Парламент. И если дворец, построенный в стиле классицизма, более-менее отвечает представлениям о том, какой должна быть резиденция правящих монархов, то здание Парламента вас, возможно, удивит. Даже не само здание – газон перед ним. Ну где еще можно увидеть, как перед зданием, в котором вершатся важные государственные дела, горожане загорают, валяясь на травке?
Порт Осло очень интересен. Здесь можно увидеть редкое зрелище: встречу разных эпох и призваний на крошечной территории, когда в портовых водах встречаются шикарный пассажирский лайнер, маленькая частная яхта, большой парусник и суровый военный корабль. С набережных открывается вид на Осло-фьорд, пусть и не самый живописный из всех, но словно говорящий "Это – лишь начало"…
Основная туристическая жизнь в столице Норвегии кипит на центральной улице Карл Юханс гате и прилегающих к ней торговых пешеходных улочках – сама она наполовину пешеходная, ну а по второй половине могут спокойно перемещаться автомобилисты. Очень много кафе и ресторанов сосредоточено на Акер-Брюгге в зданиях бывшей корабельной верфи. Кстати, в Осло, как и в Стокгольме и в Хельсинки, есть возможность приобрести "Осло-карту", которая даст вам возможность посетить интересные музеи столицы.
В Осло интересен не только центр города. Окраины города тоже представляют несколько весьма и весьма интересных достопримечательностей. Одна из них – самое большое в мире собрание скульптур, объединенных общей идеей. Это парк Густава Вигеланда, знаменитого норвежского скульптора. Здесь вокруг огромного 17-метрового монолита, являющегося центром композиции, собраны 200 скульптур из гранита и бронзы, представляющие идею жизненного цикла человека от рождения до смерти. Парк этот является, на мой взгляд, одним из мест, которые не хочется обсуждать и которое очень сложно описать. Его нужно увидеть, и не на фотографиях, а взглянув в каменные, но при этом невероятно, потрясающе выразительные лица скульптур. Понять то, что хотел сказать скульптор. И, возможно, задуматься о том, как разнообразна наша жизнь и о том, все ли ее проявления и грани одинаково хороши.
Вторая "окраинная" достопримечательность – это то, что делает Осло столицей зимних видов спорта, а именно - холм Хольменколлен. Здесь находится прыжковый трамплин, с которого совершаются прыжки на более чем 120 метров, а его изящный силуэт виден издалека – он находится на высоте 417 метров. Здесь же самые смелые могут испытать ощущение сродни тем, что испытывают "летающие лыжники", как их называют. Для этого нужно лишь зайти на тренажер Ski simulator возле трамплина. Но прежде чем решиться на это, оцените свои возможности – многие склонны считать эти ощущения чересчур экстремальными. Вокруг холма проходит также биатлонная трасса, неизменный этап чемпионатов и кубков мира по этому виду спорта, да и вообще вся Осло-марка – окружающие город леса – зимой выступает как арена для лыжников. А надо сказать, что в Норвегии лыжи являются едва ли не самым популярным видом спорта. Одной из ярчайших иллюстраций этому утверждению был король Олаф V, который очень любил кататься на Хольменколлене вместе с другими поклонниками лыж. Памятник ему и его любимому пуделю по кличке Тролль стоит недалеко от трамплина. А на холме напротив, если присмотреться, можно увидеть огромную каменную фигуру еще одного тролля, полускрытого темной зеленью елей.
Тролли здесь будут встречаться вам практически везде, и по габаритам они отличаются очень сильно. Самых маленьких вы найдете в магазинах – это различные сувениры: брелки, магнитики, фигурки. Перед многими магазинами стоят тролли побольше – до половины человеческого роста. Ну, а самые большие тролли – это каменные скульптуры. Норвежцы очень уважительно относятся к этим маленьким и с виду забавным человечкам, населяющим горы. История троллей очень интересна, а их виды и способности удивительно разнообразны.
Осло и Берген – следующий пункт путешествия – соединяют две дороги, но одна из них работает только в летний сезон - о ней я расскажу чуть позже. Основная же дорога, функционирующая круглый год, удивительно живописна. Обычно в самом начале поездки в автобусе спокойствия нет – все мечутся от окна к окну с криками "Смотрите, смотрите!", щелкают фотоаппараты и гида мало кто слушает. Но для такой беготни имеются весьма веские причины. Узкая серая лента вьется по подножию гор, по самому берегу чистейших ледяных бурных рек, мимо белых водопадов, то поднимаясь высоко, к пушистым облакам, лежащим на зеленых склонах, то спускаясь к самой воде. Она огибает озера, и вечером можно любоваться тем, как на вершине горы сладким плавящимся и светящимся медом лежит клонящееся к закату солнце, и лучи его лавой стекают по склонам.
Дорога эта неширокая, порой настолько, что в некоторых местах она уже 20 метров. Высунув руку из окна можно дотронуться до скалы на одном ее краю, а от другого края вас отделяют встречная полоса дороги и ревущий речной поток, шириной метров 5. Прямых участков на ней почти нет, зато очень много тоннелей, в том числе самый длинный в Европе – протяженностью 24,5 километра. По большинству тоннелей в Норвегии, в отличие от других европейских стран, таких как, например, горная часть Италии, довольно неуютно, если не сказать – страшно – ехать. Дело в том, что норвежцы не считают нужным тратить время и деньги на внутреннюю отделку тоннеля, поэтому шершавые каменные стены нависают над вами, порой подступая совсем близко, и ощущение гигантской массы скалы над головой гораздо сильнее, чем в забетонированных и ярко освещенных тоннелях. Довольно скупое освещение тоже радости не добавляет, но в 24-километровом тоннеле вас ждет приятный сюрприз – несколько интересно подсвеченных гротов, которые сначала появляются далеко впереди как таинственный голубой овал, а потом, когда автобус въезжает в него на большой скорости, возникает непередаваемое чувство какого - то прорыва в другое измерение – вспышка яркого света – и снова темнота тоннеля.
Кстати, такое отношение к времени и деньгам в связи с постройкой дорог имеет еще одно очень интересное проявление. Если где-то проходит ремонт большого участка трассы или строительство новой дороги, весьма вероятно, что первое время после постройки за проезд вам придется заплатить. Но – только первое время. Как только затраты на постройку будут возмещены, будочки и шлагбаумы уберут и автомобилисты смогут проезжать здесь совершенно бесплатно.
"Перевалочный пункт" между Осло и Бергеном – небольшой городок Флом, примечательный тем, что именно от его пристани отправляются кораблики по фьордам и отсюда же отправляется поезд, идущий по Фломсбанен – железной дороге, считающейся шедевром железнодорожного искусства. Скорее всего, вам придется выбрать из этих двух безусловно привлекательных путешествий одно – на оба у вас вряд ли будет время. Сложно сказать, что интереснее и прекраснее – водопад, в котором танцует девушка (это вы сможете увидеть при поездке по Фломсбанен), или наслаждение зеркальной гладью воды и громадами скал и ощущение мощи природы, которую вы сможете почувствовать только стоя на носу кораблика.
Обычно большинство туристов все же выбирает возможность увидеть фьорды в непривычном ракурсе – крутыми поворотами и тоннелями можно насладиться и в автобусе, а вот по воде он вас вряд ли провезет. Поэтому и я остановлюсь подробнее на экскурсии на кораблике.
Флом стоит на самом конце Аурландсфьорда, и по пути в Гудванген – конечный пункт путешествия – вы пройдет по трем фьордам: Аурландсфьорду, участку Согнефьорда ( кстати, самого длинного в мире – более 120 км) и Наерофьорду. Экскурсия длится два часа. Если вы будете в Норвегии не в разгар туристического сезона, который начинается где-то в середине или даже конце мая, вполне возможно, что это путешествие вы совершите на маленьком кораблике, который ходит здесь, когда туристов мало и большой паром отдыхает. Не спешите расстраиваться – по этому кораблику можно спокойно ходить, выйти на открытую палубу или на нос, а, замерзнув, спрятаться в ресторанчике и выпить горячего шоколада с белой шапкой взбитых сливок или скушать мягкую вафлю с малиновым вареньем. На большом пароме, конечно же, есть все удобства – кафе, туалеты, но только маленький подойдет к крупнейшему из водопадов, стекающих здесь со скал, с высоты 600 метров так, что на вас чуть ли не попадут его брызги. Главное – одеться потеплее, потому что ветер здесь очень холодный и долго на открытой палубе вы не высидите.
По дороге вам обязательно расскажут о том, что остается за бортом – а это в основном крошечные, но очень живописные деревеньки, население в которых не превышает 100 человек. Они прилепились к самому берегу фьорда, и некоторые домики забрались на склоны. В самом центре среди невысоких крыш всегда возвышается тонкий шпиль церквушки (кстати, церковь в Ундредале – самая маленькая из действующих церквей Скандинавии). К некоторым из этих деревень даже не подходят дороги, и все сообщение осуществляется только по воде.
В Гудвангене, куда вы прибудете примерно через два часа наслаждения тихим великолепием природы, вас встретит очень милый сувенирный магазинчик, где можно купить все – от маленьких магнитиков с традиционными троллями до оленьей шкуры и оловянных бокалов из которых, несомненно, пили викинги. Отсюда ваш путь в Берген продолжится на автобусе.
Берген был основан в 11 веке, а в 13м стал столицей Норвегии и крупнейшим ее городом (не в последнюю очередь благодаря членству в Ганзе). Город стоит между семью холмами (которые местные жители предпочитают уважительно именовать горами), и его порты вдаются в воды фьорда, создавая причудливые очертания.
Главная достопримечательность города – это его знаменитые своими фасадами деревянные домики – дома ганзейского купечества. Этот район уникален не только со стороны порта, куда он и выходит фасадами. Его дворы не менее, а то и более интересны. Все – стены, мостовые – здесь из непрокрашенного дерева, и его вид и запах словно возвращает вас с те времена, когда здесь жили богатые купцы. В этих тихих двориках можно побродить, посидеть у Колодца Желаний (в него нужно бросить монетку и загадать желание) или поиграть в крикет на лужайке, как это делают коренные бергенцы.
Небольшая экскурсия по "старому городу" позволит полюбоваться несколькими симпатичными церквями, пройтись по узким улочкам, карабкающимся в гору, и увидеть старинные деревянные дома.
Обязательно загляните на знаменитый рынок Бергена. Он разворачивается здесь во всем своем великолепии рано утром, но и днем можно купить бутерброды со свежим лососем или креветками или отведать раков. Остальную площадь занимает обычный рынок – футболки, сувениры… Может быть, вы и присмотрите здесь что-нибудь симпатичное.
И конечно же, не забудьте подняться на обзорную площадку над городом. На нее вас доставит фуникулер (3 минуты – и вы наверху, над городом), а вид, открывающийся с этой площадки, стоит потраченных на фуникулер крон. Вы сможете увидеть весь город, домики, забирающиеся на холмы, очень интересную дорожную развязку, больше напоминающую странный цветок, по которому ползают букашки – машинки, порт и острова вокруг города. К тому же это одно из мест, позволяющих почувствовать себя "гражданином мира" – как, скажем, фонтан "Эрос" на площади Пикадилли в Лондоне, Эйфелева башня или знаменитая лестница на площади Испании в Риме. Каких только языков не услышишь, сидя здесь и наслаждаясь свежим запахом моря и сосен! А если надоест шум и веселье главной обзорной площадки, можно пойти в сосновый то ли лес, то ли парк, начинающийся прямо на холме, посидеть на скамеечке в прохладной тени деревьев. Надо только, чтобы вам повезло с погодой – солнечные дни здесь большая редкость.
Берген вообще очень интернационален. Местные жители даже предпочитают говорить "Я из Бергена", не "из Норвегии", когда оказываются за границей – словно подчеркивая его особенность. Порой его атмосфера очень напоминает своей свободой и раскованностью Амстердам. Вы можете гулять, сидеть, где вам вздумается – на скамеечках, на набережной или на гранитных тумбах около рынка.
Вторая дорога между Осло и Бергеном, которая приведет вас к границе с Данией, еще интереснее той, по которой ехал автобус на пути в Берген. Ведь именно на этой дороге – Тролльстигвайен – вы увидите водопад Верингфосс и проедете по плато Хардангервидда, да и сама эта дорога, прямо скажем, не для слабонервных туристов. Один из самых крутых и сложных ее участков заставляет в очередной раз восхититься гением, сумевшим проложить серпантин дороги в таких условиях, а заодно и – проехать по ней спокойно, с достоинством и не доведя своих пассажиров до инфаркта. Повороты на 180 градусов, когда с одной стороны у вас пропасть, а с другой – бурлящий водопад – незабываемое впечатление.
Острые ощущения подарит вам и стоянка у водопада Верингфосс, высота которого составляет 183 метра. Площадка, с которой на водопад открывается самый лучший вид, само собой, огорожена – но только она. Скалы вокруг стоянки автобуса оставлены нетронутыми, и при желании можно очень осторожно подойти к краю и посмотреть вниз, на бурный поток.
Плато Хардангервидда, по которому проходит дорога, находится на высоте 1300 метров. Весной, сразу после открытия дороги (а это происходит обычно в апреле), у вас есть шанс ощутить прелесть путешествия по горным дорогам – когда в пределах всего лишь часа езды вы сперва мерзнете в снегах, а потом не знаете, куда деваться от палящего солнца.
Почему дорога открывается лишь весной? Причина проста – зимой по ней проехать невозможно. Ее засыпает снегом, и об этом напоминают очень высокие (около 5 метров) палки, воткнутые в землю по обе стороны полотна – они призваны показывать хотя бы приблизительное местоположение асфальтовой ленты, когда вся она занесена толстым слоем снега.
По обе стороны от дороги стоят небольшие коттеджики, где норвежцы очень любят отдыхать летом. Ну а пока дорога закрыта, по ней все равно умудряются пробираться экстремалы – любители кататься на сноубордах с парашютом и лыжах. Обратите внимание на еще одну особенность. На самом плато - только белый снег, переходящий в такое же белое небо. Белизна нарушается лишь темными проплешинами камней. Присмотритесь к этим камням – некоторые из них сложены в фигурки. Такова традиция – складывать кораблики, троллей и все, что в голову взбредет, из небольших камней, валяющихся вокруг.
С Норвегией путешественники прощаются с борта парома, неспешно везущего их в сторону Дании через Хардангерфьорд. В хорошую погоду с этого парома можно увидеть возвышающийся на датском берегу замок Хельсингер, больше известный как Эльсинор – замок принца Гамлета.

Елена Смирнова


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Скандинавии

отель Panchi Villa в Бентоте Шри-Ланка
LiSon  LiSon   Скандинавия   Дата вылета  февраль 2009
Часть1. Chipовая доставки себя на Ланку. Это можно сделать, воспользовавшись Спецпредложениями Аэрофлота (260$, по курсу 36 руб), а далее Michin Lanka (280$), получается 540$. Красота! Именно так и задумывалось, но! Все было бы замечательно, если бы...
Читать далее

Дата 18.03.09 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели2634

4 столицы Балтики (Хельсинки, Стокгольм, Таллинн)
Хочу рассказать о нашем новогоднем круизе "Четыре Столицы Балтики" в страны Скандинавии и Эстонию, в который мы отправились с компанией Экспо-Тур в этом году.Сразу отмечу, что наша семья давно имеет привычку встречать новый год где-нибудь за границей...
Читать далее

Дата 03.02.10 Хороший отзыв19 Ответов1 Просмотрели14051

Галопом по Скандинавии или 4 скандинавские столиц
Лев  Лев   Скандинавия   Дата вылета  январь 2011
Галопом по Скандинавии.Часть 1. Москва, Коувола, Хельсинки Итак, маршрут 8 А «4 сканинавские столицы» Туртранс вояжа, январь 2011 года. На семей-ном совете было решено провести зимние коникулы с максимальной активностью, т.к. в лю-бом случае отд...
Читать далее

Дата 18.03.11 Хороший отзыв93 Ответов1 Просмотрели18435

Круиз четыре скандинавских столицы
Недавно я совершил круиз по четырём скандинавским столицам. Нельзя не заметить огромного количества велосипедов, особенно в центре города. И везде велосипедистам уступают дорогу. В условиях автомобильных пробок, многие едут на работу в центр города н...
Читать далее

Дата 12.12.11 Хороший отзыв31 Ответов2 Просмотрели7680

4 столицы скандинавии (Финляндия-Швеция-Норвегия-Дания)
ольгп  ольгп   Скандинавия   Дата вылета  январь 2012
Мы тоже недавно вернулись из путешествия, отоспались, оклемались, всем похвастались и теперь готовы выложить наши скромные соображения по поводу данного турне. Оговорюсь сразу, на роль ведущего "Клуба путешствеников", и на путеводитель того или иног ...
Читать далее

Дата 21.01.12 Хороший отзыв351 Ответов1 Просмотрели30249

Отзывы туристов