Сызрань -
Адлер -
Абхазия - Сызрань. Август 2006 г.
=========================
Полная версия с фотографиями на
www.woland.info/2006-adler/
Готовимся.
----------
В том, что в очередной отпуск мы снова поедем на море на автомобиле, сомнений не было. Дело оставалось за малым - согласовать отпускные периоды с нашими постоянными напарниками и выбрать место. С первым, к сожалению, вышла неувязка, и на момент нашего отъезда друзья уже почти две недели грелись на солнышке в Новомихайловском, на нашем прошлогоднем месте отдыха. Поэтому в этот раз мы отправлялись в путь в одиночку. Но нам ехать на старое место не хотелось, поэтому еще в начале лета я снова занялся изучением нашего Черноморского побережья. Побывав в Анапском и Туапсинском районах, хотелось проехать еще южнее, в район Большого
Сочи. Известное всем неудобство большинства поселков этого района - железная дорога, отделяющая пляжную полосу от жилой зоны. Мест, свободных от этого, оставалось немного - центр
Лазаревского, собственно Сочи, центр Адлера, район Нижнеимеретинской бухты и совхоз "
Россия". Ну а дальше - изучение форумов, чтение отчетов, поиск описаний - все как обычно. В результате место было выбрано - совхоз "Россия", самая южная точка нашего Черноморского побережья (иногда еще это место называют "поселок Весёлое", хотя географически это неверно - Весёлое находится севернее, не имеет выхода к морю и заканчивается автодорогой, ведущей к погранпереходу с Абхазией.) Собственно совхоза как такового в этом месте давно уже нет, но название прибрежного поселка сохранилось. Отзывы отдыхавших описывали это место как самое чистое и уютное на сочинском побережье, сочетающее в себе тишину поселка с небольшой удаленностью от благ цивилизации Адлера. И хотя курортная инфраструктура этого местечка находится еще в стадии становления, мы-таки наделялись найти по приезду достойное жилье.
Меньше всего было вопросов по маршруту. Путь был уже накатанным, и прошлогодняя легенда была взята больше для страховки, нежели для ориентирования на местности, а вся трасса мысленно вырисовывалась с точностью до каждого транзитного населенного пункта. Темным пятном на карте движения был лишь последний кусок маршрута - серпантин от Джубги до Сочи, но часть его (до
Туапсе) мы уже проходили в прошлом году, поэтому примерно представляли себе, что это такое.
Дорога туда. День первый.
Старт был намечен на раннее утро 2 августа. Около 4 утра по московскому времени мы тронулись в путь. Город провожал нас уже ставшими привычными за последние 3 недели прохладным ветром и дождем, и не верилось, что через каких-то несколько часов мы попадем в обещанную погодными сайтами волгоградскую жару под +35. Густой туман и дождь, то уныло моросящий, то льющий как из ведра, сопровождал нас почти до саратовской объездной, не позволяя даже на хороших участках ехать быстрее 80 км/ч. Благо было еще раннее утро, и рабочие, проводящие ремонт трассы как минимум в десятке мест, еще спали, да и трасса была практически свободна. К кольцу, выводящему на саратовскую объездную, мы подъехали в девятом часу. Гаишников на кольце не было, собственно как и на волгоградском повороте. Чем дальше мы продвигались, тем заметнее были изменения - темные дождевые облака сменились легкими белыми, с пробивающимся сквозь них солнцем, а наступавший день прибавлял интенсивности в транспортном потоке. На подъезде к Камышину облака окончательно рассеялись и мы, остановившись на обочине, вышли погреться на встречу долгожданному солнышку. Дальнейшее наше движение так же шло по графику, а о нескольких гаишных "засадах" мы были заблаговременно предупреждены встречными. Камышин,
Волгоград, Котельниково... Все уже казалось родным и знакомым, будто и не прошло целого года с прошлой поездки. В Котельниково прикупили знаменитой местной копченой рыбки и встали неподалеку на очередной перекус. Времени было достаточно, и мы планировали примерно к 10 часам вечера доехать до Кропоткина, места предполагаемой ночевки. Сотрудники ГАИ на стационарных постах не обращали на нас внимания, и только в Зимовниках, славящихся ограничением скорости по поселку в 40 км/час и злобными гаишниками, нас остановили. Проверив все документы, и не найдя ничего, к чему бы можно было придраться, нас отпустили, и мы поехали дальше. Чем ближе мы были к Кропоткину, тем темнее становилось за окном. Город встретил нас полным отсутствием уличного освещения, за исключением центральной улицы, и, немного поплутав, мы выехали к гостинице "Кавказ", в которой ночевали в прошлом году. И тут нас ждало разочарование - мест в гостинице не было. Вариантов было два - искать ночевку в близлежащих населенных пунктах (по совету сотрудницы гостиницы) или ехать вперед, еще 120 км до Усть-Лабинска. Видимо общая утомленность от дороги и предвкушение близкого отдыха толкнули нас по первому пути, и это оказалось ошибкой... Проплутав полтора часа по улицам станицы Кавказская в поисках гостиницы, которая есть на указателях, но которую уже 4 года как закрыли, мы все-таки решили потихоньку двинуться вперед... Время было около полуночи, водители фур уже устраивались на ночлег, и трасса была свободна и не напряжна, как днем. Оказалось, что 120 км - это не так уж и далеко, вот уже Усть-Лабинск. Встреченный у ближайшего круглосуточного магазина местный парень на "десятке" проводил нас на улицу Кавказская, где буквально через дорогу были две гостиницы - подешевле и подороже. В той, что подешевле, открывать нам никто не захотел, зато в той, что подороже мы сняли отличный "люкс" со всем, что нужно, всего за 1600 руб. Уже было достаточно поздно, мы поняли, что подняться в 5 утра, как планировали, мы не в состоянии, а выезжать позже не было смысла - днем стояла ужасная жара, да и по расчетам попасть на место мы смогли бы только к полуночи, а искать жилье в это время - не самый лучший вариант. И мы решились - поедем в ночь, чтобы к утру быть на месте. Было немного страшновато ехать ночью по серпантину, но внутреннее предчувствие подсказывало, что надо делать именно так.
Дорога туда. День второй.
Вволю выспавшись, мы решили посвятить неожиданно образовавшийся свободный день экскурсии по городу. Усть-Лабинск оказался небольшим уютным городком, весьма ухоженным и чистым, особенно в центральной его части. Красивый цветущий сквер с фонтаном напротив здания Администрации, неподалеку парк, укрытый высокими деревьями, с детскими аттракционами по смешным ценам (10 минут на автодроме - всего 20 руб.), а за ним вниз - небольшое озеро с теплой водой и песчаным пляжем, на котором даже в будний день было достаточно много народа. В общем, город произвел на нас самое лучшее впечатление. После обеда в пиццерии рядом с гостиницей мы немного вздремнули и в начале девятого вечера поехали дальше. Примерно в половине одиннадцатого мы уже были в Новомихайловском, куда завернули повидаться с отдыхавшими там нашими друзьями. Попив кофе, выслушав впечатления об отдыхе прошедшем и рассказав о своих планах на отдых предстоящий, в начале первого ночи мы выехали на "финишную кривую" - впереди было около 200 км ночного серпантина.
...В начале было страшновато... Полная темнота вокруг, ни души, и только свет фар цепляется за разметку и подсвечивает столбики очередного приближающегося витка... Изредка попадется встречный автомобиль или местный джигит-таксист обгонит в кармане крутого поворота... Ближе к Туапсе страх уже прошел, особенно после того, как мы оценили, что преодолели расстояние от Новомихайловского до Туапсе за полчаса, хотя год назад днем мы с трудом проползли тот же путь за час. Ночное движение дает возможность сосредоточиться именно на дороге, не отвлекаясь на окружающую тебя днем пробку с постоянной игрой тормозом/сцеплением и ожиданием, когда же очередной автобус или фура прижмется к обочине и пропустит накопившийся "хвост". Средняя скорость езды была в районе 40 км/час, но движение было достаточно спокойным и равномерным. На подъездах к транзитным поселкам и внутри них дороги по большей части прямые и ровные, так что можно было отдохнуть от постоянных поворотов и разогнаться до 70-90 км/ч. Промежуточную остановку мы сделали в Лазаревском. В поселке, не смотря на глубокую ночь, жизнь кипела во всю. Мы попробовали вздремнуть, но сон не шел, поэтому просто отдохнув, размявшись и выпив энерджайзера, мы поехали дальше. Сочи проехали практически незаметно, и только в конце нас ждал сюрприз - адлерский тоннель был закрыт на профилактику и нас ждал объезд по старой дороге. В паре с нами ехала Газель, сначала за нами, потом впереди нас. Она-то и придавала нам уверенность, что мы едем правильно, потому как дорога была жутковатая - без разметки, с редкими отбойниками на поворотах... Она кончилась совершенно неожиданно и мы выехали на адлерское шоссе. Первая мысль: "Вот бы такую дорогу от Джубги до Сочи сделали!" Разделенные двухрядки в каждом направлении, фонари, пальмы... Красотища... Подъезжаем к Адлеру, уже светает... На кольце едем в сторону Веселого, и через некоторое время вот он - поворот. Прямо - граница с Абхазией, а нам - направо.
...Проехав по прилегающим к морю улочкам, мы поняли, что благоустроенного и подходящего нам жилья в поселке еще очень мало. Пару коттеджей около старой водонапорной башни, в которых свободных мест не было, да трехэтажная гостиница на центральной площади с ценой в 2500 р. за номер на третьем этаже... Все остальные предложения - обычный частный сектор с удобствами во дворе, да несколько турбаз вдоль берега. Покрутившись по поселку, мы проехали вдоль моря дальше, по ул. Нижнеимеретинская бухта. Здесь было несколько приличных минигостиниц, практически на берегу моря. Но - место тоже на любителя, потому как всякая инфраструктура отсутствует, за развлечениями и кафешками нужно ехать в центр поселка. В итоге подходящего жилья мы не нашли и решили ехать в Адлер. Забегая вперед, скажу, что мы возвращались еще раз в Веселое, уже в последние дни отдыха, и по достоинству оценили здешний пляж. По сравнению с Адлером море там намного чище и приятнее, да и на пляже просторно и свободно. Так что за этим местом - хорошее будущее, и я надеюсь, что в ближайшие годы здесь появится немало качественного жилья для отдыхающих.
...Переехав мост через речку Мзымту, мы свернули налево, к морю, и остановились на удачу, поискать жилье. Даже учитывая пик сезона, предложений было немало, и мы в течение получаса нашли себе подходящее место обитания.
Адлер
-----
Мы поселились в уютной минигостинице с зеленым двориком в тихом переулке между улицами Демократической и Интернациональной. Место оказалось очень удобное - до моря 5 минут, но в то же время в стороне от людского потока и шума кафе на Набережной. И за все это удовольствие - 1200 руб. за трехместный номер, со всеми удобствами, кондиционером и телевизором, ну разве что холодильник - общий, на просторной крытой кухне. Автостоянка - рядом, на площадке в переулке.
С точки зрения отдыхающего, Адлер можно разделить на несколько районов. Вдоль моря город делиться на две части улицей Ленина - все, что к морю от нее - курортная зона, с обилием гостиниц, пансионатов, частного сектора, в непосредственной близости от моря, в пределах 5-15 минут. А все, что выше - больше жилая зона, с недорогим жильем в квартирах, но удаленностью от моря до 20-30 минут хорошего шага.
Начинается Адлер с района Курортного городка. Этот район еще в советские годы планировался как полноценная зона отдыха, здесь множество санаториев и пансионатов, продуманная планировка. Минус этой части - железная дорога, идущая вдоль моря. Следующий район - район ж/д вокзала "Адлер". Частные гостиницы, квартиры, комнаты - все это можно найти на нескольких улицах этого района. Минус этой части города - летающие прямо над головой самолеты, от гула которых срабатывает сигнализация в машинах. Далее идет самая лучшая, на мой взгляд часть Адлера - Центр. Здесь все практически в шаговой доступности - пляж, набережная, скверы, магазины, рынок. Жилье - как правило мини-гостиницы разного уровня и благоустроенный частный сектор. Дальше, за рекой Мзымтой - еще небольшая зона отдыха с частным сектором. Место тихое и спокойное, но на пляж приходится ходить через мост в Центр, т.к. местный берег нелагоустроен, а вода в море холодная и мутная из-за впадающей Мзымты. Зато рядом - замечательный дендропарк, о котором я расскажу позднее.
Пляж в центре Адлера - каменисто-галечный, местами с полосками песка. Пляжная полоса неширокая, разделена волнорезами, около которых организованы точки пляжных развлечений. Несмотря на большое количество народа, место на пляже всегда можно найти, ну а в дополнение - взять на прокат лежак (40 руб/2 часа) или просто упасть под навесом за 30 руб/2 часа. Пляж относительно чистый, и практически без навязчивых торговцев, изредка пробежит кто-нибудь с булочками или кукурузой. Да и надобности в них особой нет, т.к. в нескольких метрах на набережной можно купить все, что угодно - и холодное пиво, и мороженое, и что-нибудь перекусить.
Набережная, выложенная тротуарной плиткой, отгорожена от пляжа каменным парапетом. Ширина набережной не очень большая, поэтому любителям неспешных романтических прогулок она вряд ли понравится, особенно в вечернее время. Поток отдыхающих движется хаотично в обе стороны и получить удовольствие от видов вечернего моря можно, только если встать в сторонку у парапета или выйти на уходящий в море пирс. А в общем случае движение по набережной - это перемещение из одной точки развлечений в другую. Да еще и разные небольшие киоски, аттракционы, караоке и т.д. создают вокруг себя людские островки, которые надо либо обходить, либо пробивать насквозь. Поэтому лучше всего - сесть в какой-нибудь кафешке и наслаждаться отдыхом именно там.
Кафешек на набережной и около - великое множество. Причем многие из них днем работают в режиме столовых, в которых можно недорого (до 100 руб. за полноценный обед) и вкусно поесть среди дня, не ожидая лишних поласа-час, пока тебе приготовят заказанное блюдо. Ну а вечером - полная свобода выбора. Можно присесть на открытой площадке с видом на море и праздношатающихся по набережной отдыхающих, а можно наоборот, выбрать закрытое кафе с уютным залом... Один из вечером мы провели в уютном пивном баре "Beerлога", проведя дегустацию различных сортов сочинского живого пива. Где-то зажигают ди-джеи, где-то играет живая музыка в исполнении лучших ресторанных певцов, приезжающих сюда в сезон со всей страны (в том числе и из Сызрани). Репертуар тоже разный, где-то классический шансон, где-то песни 80-х, на а в большей части - смешанный и заказной репертуар, от "Клёна" до уже осточертевших "Чёрных глаз". Кстати, иногда заказ песен выглядит весьма курьезно со стороны или просто смешно. Так, однажды с нами в кафешке гуляла компания, которая заказала чуть ли не десяток песен подряд с таким комментарием: "Эта песня посвящается Наталье из Воронежа, у нее сегодня праздник - ее дочь поступила в университет на бюджетное отделение!" Можно было подумать, что семья и родственники на радостях решили прогулять все деньги, накопленные на коммерческое обучение дочери. Или такой перл: "Следующую песню Вадим посвящает незнакомой девушке, которая отказалась с ним танцевать!" и звучит песня А.Пугачевой "Малолетка". В общем, не скучно, каждый отдыхает, как может.
Впрочем, совсем не обязательно идти на набережную. В центре Адлера - несколько красивых, уютных скверов и зон отдыха - сквер Бестужева, сквер на набережной Мзымты, пешеходная улица К.Маркса, а для детей - небольшой, но уютный парк отдыха с аттракционами. Ну и конечно же везде можно прокатить детей на велосипедах и электромобилях, сделать прическу в виде негритянских или французских косичек, нарисовать временное тату.
В центре Адлера расположен рынок, как продовольственный, так и вещевой. Но мы предпочитали ездить за фруктами на границу с Абхазией - у поворота на Веселое расположен Казачий рынок. Здесь овощами и фруктами торгуют абхазцы, поэтому цены зачастую на треть ниже, чем в городе. Так, виноград и персики в Адлере продавали по 60 руб., а на Казачьем рынке можно купить за 40.
Основное автомобильное движение в Адлере сосредоточено на центральной ул.Ленина, что периодически вызывает пробки и заторы как на самой улице, так и на прилегающих к ней дорогах. Местные водители аккуратно пропускают пешеходов, но вот к своим собратьям-автомобилистам часто относятся невежливо. Особенно это касается выезда со второстепенной дороги и очередности проезда перекрестка на светофоре. Несколько раз оказывался в ситуации, когда приходилось резко оттормаживаться, чтобы пропустить местного, который должен был пропустить меня. Мелочь, а неприятно.
Обезьяний питомник
Адлерский обезьяний питомник (официально - НИИ медицинской приматологии Российской Акдемии наук) расположен примерно в 20 минутах езды от центра Адлера. Елси ехать в сторону границы с Абхазией, то, не доезжая Казачъего рынка ищем поворот налево со светофором и Лукойловской заправкой. Нам туда, и минут через 10 на развилке указатель - "Обезьяний питомник". От ворот питомника до собственно вольеров периодически ходит автобус, а экскурсовод рассказывает разные истории о своих питомцах, коих насчитывается здесь около 2 тысяч. В центре - памятник обезьянам-космонавтам. Экскурсия длится около часа, подходить близко к вольерам, а тем более кормить обезьян строго запрещено.
Парк "Южные культуры"
Пожалуй это самое живописное и интересное место Адлера. Парк "Южные культуры" был заложен более 100 лет назад. За это время сюда было привезено и высажено почти 400 видов растений со всех сторон света. От входа в парк на верхней террасе спускается каменная лестница вниз, к основной территории. Грунтовая дорожка проходит через весь парк к противоположному выходу. К сожалению, парк в последние годы немного заброшен, сказались последствия прошедшего здесь несколько лет назад урагана. Но заброшенность придает парку некую особую романтичность: "Есть в графском парке черный пруд..." Пруд, поросший травой, с ажурным мостиком, старая лесенка, ведущая к воде, вековые деревья... Так и ожидаешь, что вот-вот за теми деревьями окажется старый графский замок, а по петляющей дорожке выйдет какая-нибудь старая графиня в сопровождении прислуги, чтобы покормить уток со скамейки...
Центральной аллеей парк разделен на две части - старую и новую. Старая часть - это размеченная территория, с тропинками газонами, постриженным кустарником. Новая - практически дикий лес с протоптанными тропинками. После изнуряющей жары окунуться во влажный прохладный лесной воздух - что может быть приятнее? Вокруг - необычные деревья, кустарники и цветы, а на берегу ручья - бамбуковая рощица, из которой мы взяли в качестве сувенира засохший бамбуковый прут.
По дороге на Красную поляну
Быть в Адлере и не съездить на Красную поляну - так не бывает. Тем более, что по пути туда есть много интересных мест, о которых я сейчас расскажу.
В 10 км от Адлера расположен небольшой птичий дворик, на воротах которого написано "Страусиная ферма "Три Софии". Подъезжаем, заходим. Вход платный - 100 руб. со взрослого, 50 - с ребенка. На территории несколько загонов, а в них - действительно страусы! Черные и серые, крупные и небольшие, общительные и скромные - всего около 20 особей. Некоторые позируют перед посетителями, а другие при виде людей норовят спрятаться в сарай. Очень забавно выглядит стая страусят - они выбегают из сарайчика, смотрят на посетителей и тут же бегут обратно. Помимо страусов, рядом сопутствующая экспозиция - разные виды птиц, диких и домашних, декоративные кролики, небольшой пруд с утками и лебедями. На выходе - кафе и магазинчик сувениров и страусиных яиц, перьев и кожи.
Следом за страусиной фермой с дороги открывается вид на огромное количество искусственных прудов - племенной форелеводческий завод "Адлер". Это единственное место в России, где разводят мальков форели для других хозяйств, а так же выращивают форель различных видов на продажу. Здесь же, на входе, можно купить форель во всех ее ипостасях - живую, мороженую, соленую, копченую. Группа на экскурсию собирается на проходной, стоимость 50 рублей с человека. Как и положено, экскурсовод вначале рассказывает о доблестном трудовом пути предприятия, о наградах и достижениях, затем группа подходит к бассейнам и начинается рассказ о технологии разведения рыбы. Мальки через определенное время по мере роста перемещаются из бассейна в бассейн, пока не достигнут товарного размера. В отдельных бассейнах - племенная рыба, готовая к икромету. Самая интересная часть экскурсии - кормежка крупной рыбы. Сухой корм, чем-то напоминающий кошачье-собачий, горстями кидается в бассейн. Мгновение - и вода в бассейне словно закипает. Это не значит, что рыба там голодная, просто она не испытывает чувство насыщения и кидается на любой корм. Завораживающее зрелище! А по окончании экскурсии - обед в дегустационном зале столовой - уха, бутерброд с соленой форелью или икрой, форель, запеченная в фольге. Вкуснота!
Дальше на пути в Красную поляну - смотровая площадка в ущелье Ахцу между гор, внизу бежит горная речка. На площадке - фотографы с разной живностью - верблюдом, ланью, обезьяной, осликом... Всего за каких-то 100 рублей вас запечатлеют на фоне ущелья в обнимку с животным. Не поддаемся на провокации и едем дальше. На пути у нас - знаменитый "путинский" тоннель, 2,5 километра под землей, практически как в метро. Открытый год назад тоннель сократил путь до Красной поляны почти на 15 км, срезав самый опасный участок горного серпантина, который в народе называли "Пронеси, господи!".
Чем ближе к Красной поляне, тем красивее окружающая местность. С одной стороны дороги - покрытые лесом горы, с другой горная речка Мзымта несет свои холодные воды вместе с отважными отдыхающими, решившими попробовать себя в рафтинге - сплаве по горной реке на резиновых лодках.
Еще немного - вот и поселок Красная поляна. Поселок развивается, повсюду идет строительство. Через пару километров после посёлка - конечный пункт всех экскурсионных маршрутов - посадочная площадка канатной дороги. На канатной дороге мы прокатиться не решились, но с удовольствием полюбовались окружающими горами, а так же приобрели краснополянские настойку, бальзам и джин на горных травах.
На обратном пути мы завернули в местечко под названием Чвижепсе. Здесь, если верить путеводителю, расположен источник нарзанной минеральной воды. 2 километра от основной трассы - и мы у источника. Вход платный, 30 руб. с человека. На огороженной территории - несколько труб с бьющей водой, на вкус действительно напоминающей нарзан. Рядом бежит горная речка, но в отличие от других - очень теплая, детишки, да и взрослые плескались в ней с огромным удовольствием.
Абхазия
Поедем мы в Абхазию или нет - мы не знали почти до самого приезда на юг. С одной стороны были страхи и сомнения - как там таможня? Успеем ли за день что-то осмотреть? Как там обстановка?... Но все же успели с помощью знакомых за три дня до отъезда получить ребенку вкладыш о гражданстве.
Но после первых дней отдыха решение созрело - едем! Подъем в 6 утра, в 7:20 мы уже в очереди у погранперехода. Впереди порядка двух десятков машин, очередь движется спокойно, в 8:00, несмотря на пересменку мы покидаем территорию РФ. 50 метров - и абхазский переход. Весьма колоритная картина - за столом сидят три классических абхазца, о чем-то весело говорят и смеются. Перед ними - пустой стол, на который так и просится кувшин с вином. Отдаем техпаспорт в окошко, платим 210 рублей за временную регистрацию транспортного средства на территории Абхазии - и вот она, перед нами...
Первым населенным пунктом, в который мы заехали был поселок Цандрыпш. И сразу же, среди уютных, утопающих в зелени домиков, бросилось в глаза заброшенное здание железнодорожной станции... Я хотел найти место, где мы отдыхали с родителями в далеком 1981 году, но толи местность поменялась, то ли память неточно запечатлела воспоминания из детства - место мы не нашли. (Уже позже, вернувшись домой и изучив карту, я понял, что мы просто до туда не доехали... Ну значит не судьба в этот раз.) Мы выехали к пляжу и сразу заметили разницу между здешним морем и адлеровским... Казалось, каких-то 30-40 км, но такой голубизны в Адлере и Сочи не увидишь...
Дальше наш путь лежал в Гагры. Шоссе, ведущее от границы до Гагр - изумительное, как по качеству дороги, так и по видам, открывающимся по сторонам. Справа - море до самого горизонта, слева огромные уходящие вдаль и вверх горы с зарослями пицундской сосны... После въезда в город с правой стороны мы увидели старый гагрский парк, в котором и остановились. И снова - контраст между несгибаемым величием красивейшей природы и остатками некогда процветавшего курортного хозяйства. Огромные пальмы, оглушительный стрекот цикад, затянутые илом пруды... И на фоне всего этого - заброшенные здания кинотеатра, ресторана, одинокий вагончик канатной дороги, что возил когда-то отдыхающих из санатория напротив, и полное отсутствие освещения, с вырванными с корнем светильниками и обрывками проводов на опорах... А ведь с этого места почти два века назад начинался подъем Гагр как самого модного и продвинутого курорта...
Справедливости ради надо сказать, что не все так уж и плохо. Дальше, после центрального входа в парк, курортная жизнь кипит полным ходом, работают многие санатории и гостиницы, расположенные у берега моря, а по улице множество кафешек. В одно из таки заведений мы зашли перекусить. Место было красивейшее, зал кафе выходил балконом на берег моря. Прямо из зала можно было по винтовой лестнице спуститься на пляж, чем и воспользовались жена и дочка в ожидании заказа. По цене обед вышел не дороже столовой в Адлере, а по качеству и обслуживанию - не хуже многих кафе.
Дальше нам предстоял выбор на развилке: налево - в горы, на озеро Рица, направо - в Пицунду. Горы и озеро Рица манили сильнее, поэтому мы свернули налево. 40 километров горной дороги до озера по своей серпантинистости и красоте открывающихся видов не идут ни в какое сравнение с сочинской дорогой. Чего стоят только участки дороги, на которой едва разъезжаются два встречных автомобиля, с одной стороны - нависающая скала, а с другой - обрыв, на который даже смотреть страшно. Самое красивое место дороги - площадка в ущелье между двух огромных скал. Никакая фотография не передаст этого ощущения величия природы, которое возникает, находясь в этом месте. Последние 6 км на подъезде к озеру - подъем с постоянными крутыми поворотами, и вот оно - озеро Рица!
На машине можно спуститься прямо к озеру, здесь несколько кафе и пункт проката водных велосипедов. При всей красоте окружающей природы место выглядит весьма бесхозно... Создается впечатление, что те 100 руб. с человека, что собирают на въезде в зону озера, идут неизвестно куда, а те кто должен поддерживать порядок - просто эксплуатируют на износ оставшуюся советскую инфраструктуру этой жемчужины горной Абхазии... Судя по ржавым опорам ЛЭП без проводов, одиноко стоящим вдоль дороги, электричества в районе озера нет, да и ни в одной кафешке не смогли предложить минералки из холодильника. Все остужается в ведре с водой из озера. Но несмотря ни на что, озеро стоило того, чтобы туда съездить.
Кроме Рицы, очень хотелось попасть в столицу Абхазии - Сухум, поэтому сразу после спуска с гор мы направились туда. Проехали через Гадауту, Новый Афон... Везде в частном секторе предлагалось недорогое жилье в частном секторе, но особо курортной жизни не замечалось... На перегоне между Гадаутой и Новым Афоном нас остановили местные ГАИшники и вежливо просили не моргать встречным фарами. Мы так же вежливо согласились. Дорога после Гагр уже не такая шикарная, разметки нет, да и асфальт местами уже битый. Самая главная достопримечательность абхазских дорог - безмятежно лежащие на них коровы. Это что-то вроде своеобразных "лежачих полицейских" - на сигналы они не реагируют, приходилось оттормаживаться и объезжать, да еще и осторожно, наблюдая за возможным передвижением животных. Позже в Интернете я нашел две версии описания этого феномена - более-менее реальный и шуточный. Последняя заключается в том, что по древнему абхазскому поверью в коров переселяются души умерших гаишников и полицейских, вот их и тянет в родную стихию - на дорогу. А более правдоподобная - то, что на дорогах между гор и деревьев всегда гуляет сквозняк и животные идут на дорогу остывать на ветерке.
Во всех поселках и городах, через которые мы проезжали, можно было заметить множество пустых и брошенных домов. На первый взгляд за густой зеленью садов и виноградников их не так заметно, но если присмотреться - пустые глазницы крепких домов пугают своей безжизненностью... Местных жителей почти не видно, да и машин на дорогах мало, и чем дальше от границы, тем реже попадаются авто с российскими номерами...
На подъезде к Сухуму дорога от моря поворачивает в горы. Небольшой серпантинчик и справа открывается впечатляющий вид на долину, в которой расположен Сухум. Вдоль дороги, то тут, то там попадаются остатки былых строений - бывший магазин, бывший ресторан, бывшая автозаправка... Очередной поворот дороги и из-за скалы нам открывается вид на мост через реку Гумиста. Река бежит где-то внизу, а над ней, на высоте 50 метров на ажурных арках держится это сооружение. Во время абхазо-грузинского конфликта Гумиста была фронтовой рекой, здесь абхазские ополченцы удерживали грузинские войска, которые, захватив Сухум, пытались пробиться к контролируемым абхазами Новому Афону и Гадауте.
Столица Абхазии Сухум больше всего пострадала в этой войне... Следы ее видны по всему городу... Времени у нас было немного и мы поехали к морю. Набережная Сухума - наверное единственное место в городе, которое почти полностью приведено в порядок после войны. Широкая прогулочная зона, белоснежные колонны с фонарями, зеленый скверик вдоль тротуара, и только разушенный пирс нарушает эту идиллию, да два опустошенных здания бывших санаториев придают жуткую иррациональность всему увиденному...
Движение по городу на многих улицах одностороннее, поэтому мы немало покрутились, пока искали выезд из города. Интересное наблюдение об автопарке Абхазии. Его можно поделить на две категории. Первая - это старые авто советского образца: жигулевская классика, раздолбанные "зубилы", Москвичи, Волги, а в качестве маршруток - забытые уже в России рижские РАФики. Вторая - новые иномарки, причем в большинстве своем престижного класса, никаких "корейцев", только "американцы" и "японцы". Бросается в глаза полное отсутствие "десятого" семейства ВАЗа. Видимо на первых доезжают свой срок те, кто обзавелся ими еще во времена СССР, ну а те, кто может себе в нынешней Абхазии позволить купить новую машину, не станут размениваться на российские модели...
...На одном из перекрестков мы зашли в продуктовый магазин и купили десяток бутылок местного вина разных сортов по 100 рублей за бутылку (на обратном пути в Гагре нам предлагали его уже по 150). Обрадовавшаяся такому счастью продавщица от души посетовала, что мы приехали в город поздно (уже было 7 вечера), а то бы она показала нам фирменный магазин Сухумского винзавода, на котором она сама когда-то работала. Так или иначе, довольны оказались все, продавщица - наверное недельной выручке, мы - тому, что уедем из страны не с пустыми руками.
Дальше - дорога обратно к границе, шумная вечерняя Гагра с бурлящей курортной жизнью, обалденный закат солнца над морем, погранпереход - и примерно в начале 11-го вечера мы уже в своем номере, немного уставшие, но счастливые.
Посещение Абхазии оставило двоякое впечатление. С одной стороны - изумительная природа, горы и море... С другой - раны от войны, которые еще долго не заживут на теле этой маленькой, но сильной и красивой страны. Конечно за один день невозможно посмотреть все, но главное, что мы поняли то, что мы обязательно вернемся сюда, если будет позволять политическая и военная обстановка.
Дорога обратно
Ощутив приятности ночной езды по серпантину по дороге "туда", обратный путь мы тоже запланировали на ночь. Изначально хотели выехать где-то в 11 вечера, благо хозяева были не против, но в ожидании нашего отъезда на лавочке уже сидели очередные отдыхающие, поэтому уже около восьми вечера мы начали сборы и примерно в пол-девятого тронулись в сторону дома. Спустя каких-то 40 минут мы уже пожалели о столь раннем отъезде - объездная дорога Сочи была сплошной пробкой, вяло текущей от светофора к светофору... Как оказалось - весь транспорт в пробке был именно городской, сочинский, т.к. стоило на только выехать их города, и транспортный поток стал резко падать. Под колесами снова ночной серпантин, но ощущения тревоги, как было в первый раз, уже нет. Да и время пролетело практически незаметно, вот уже Туапсе, за ним - последний извилистый участок до Новомихайловского, небольшая стоянка с перекусом на заправке Роснефти, поворот на
Краснодар за Джубгой - все, серпантин пройден. Приятную горную дорогу от развилки до Адыгеи и серпантином-то назвать не получается - тут тебе и плавные повороты, и трехполоска с разметкой.
На часах - 3 ночи, мы сворачиваем с краснодарской развилки на Сальск, заправляемся на Лукойле и едем дальше... А дальше прямые и практически пустые дороги Краснодарского края и Ростовской области, от спокойной ночной езды получаешь огромное наслаждение, и сразу на память приходят строчки из песни Юрия Визбора:
"...Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,
Чем ночная песня шин,
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души.
...
Будто чья-то сигарета, стоп-сигнал в ночах -
Кто-то тоже держит путь.
Незнакомец, незнакомка, здравствуй и прощай...
Можно только фарами мигнуть..."
Машин в попутном нам направлении практически не было, зато встречных было гораздо больше, и ехали они группами, по 3-7 машин, будто сбившись в стайки, боясь заблудиться в ночи. Скорее все, как и мы две недели назад, они хотели пройти серпантин затемно, чтобы рано утром уже упасть в долгожданное море.
...Как только рассвело, за руль села жена, дав мне возможность подремать пару часов и почувствовать себя пассажиром. Со своей задачей она справилась прекрасно, и через 200 км за руль вернулся я. Примерно в начале второго мы въехали в Волгоград и часа полтора ехали по городским улицам до гостиницы. К сожалению, с приличными номерами в гостинице была напряженка, отремонтированный этаж (где мы останавливались два года назад) был полностью занят, за "люкс" просили бешеные деньги (около 4 тыс. руб), поэтому пришлось выбрать компромиссный вариант - "трешка" с удобствами на блок. Номер оказался средней паршивости, с пошарпанными стенами и скрипучими кроватями с провисающими матрасами, но нам было уже все равно. Расположившись, мои девчонки отправились на покорение Мамаева кургана (он находился как раз через дорогу, в 5 мин. ходьбы от гостиницы), но у меня сил на такой подвиг уже не было, и я лёг спать.
...Из Волгограда мы выехали в 7 утра. Движение на трассе было не особо интенсивное, но все-таки иногда возникали не самые приятные моменты. Связаны они были с особенностью трассы в Волгоградской области - узкая дорога по одной полосе в каждую сторону, минимальная обочина и дальше кювет, плюс ко всем рельеф трассы - постоянные спуски-подъемы и повороты. Из-за этого тихоходные фуры собирали за собой очереди из желающих обогнать в ожидании очередного участка с хорошей обзорностью. Но почти в каждом таком "хвосте" находился нетерпеливый "джигит", который норовил выскочить на встречку в надежде проскочить. Раза три мне пришлось довольно энергично оттормаживаться, дабы не влететь в лоб подобным идиотам. Иногда из-за фуры вылезала на пол-корпуса японская праворулька, что тоже придавало экстрима и проверки на реакцию - успеет ли водитель "японки" вернуться в свой ряд, ведь уходить направо мне практически некуда. (Уже по возвращению домой стал следить за дорожными новостями - участок от Волгограда до границы Саратовской области является одним из самых высокоаварийных - не проходило и недели, как здесь случалась авария примерно в вышеописанных ситуациях - выезд на встречку при обгоне.)
Перерыв на обед устроили в кафешке на обводной дороге Саратова. Приличное здание, стильный интерьер, а вот кухня... Качество на уровне совковой столовки - на три с минусом, видимо рассчитано на контингент проезжающих мимо. По крайней мере мы теперь точно будем проезжать мимо. К сожалению, названи