Устав от томительных праздников с возлияниями и возлежаниями в обнимку с ТВ решили провести the New Year вдали от дома. Выбор пал на горные лыжи в
Болгарии, потому что:
- никогда на них не стояли;
-в Болгарии никогда не были;
- перелет на пляжи Мальдив и т.п. утомителен.
Чёс по Интернету дал три незнакомых ранее названия:
Банско,
Боровец и
Пампорово, а исследование схем трасс подвигло остановиться на последнем по причине наличия самой длинной «зеленой» трассы (все-таки первый раз!). Приободрившись принятым решением обзвонили (27.11.2006г.) турагенства и поняли, что безнадежно опоздали – туры везде были проданы. Но повезло на 6 или 7 звонке. Номер на двоих (последний!) в отеле «Орловец» 5*. Пересчитав бюджет, скрипнув зубами, ухватились за поручень отходящего поезда и сделали предоплату.
Томительные дни ожидания и предвкушения удовольствия от предстоящей поездки принесли немало тревог. Снега не было не только в первопрестольной, но и во всей Европе. Вспомнили, с какой легкостью подписали в турагенстве Соглашение о невозвращении 100% уплаченных денег в случае отказа от поездки. Мрачное настроение рассеивалось только при мысли, что это - горы, это - чистый воздух, это - неизвестная нам Болгария.
29.12.2006г. Домодедово. Даже задержка рейса на 3 часа не смогла омрачить приятное настроение. Дальше конвейер: таможня, паспорт-контроль, посадка, напитки, обед, дьюти-фри, туалет перед посадкой и удачное приземление под аплодисменты экипажу.
Легкий ступор при виде пловдивского аэропорта. Стекляшка сельского двухэтажного магазина, ржавые ангары. Засада! На крыльце (да-да на крыльце) аэропорта десяток болгар-грузчиков умиленно разглядывали небесную птицу. Разгрузка багажа видна из иллюминатора и повергла в уныние. Каждый пятая сумка или чемодан (в том числе и наш родной) шмякается об землю. Бодренько прошагав к аэропорту, заполнили карту прибывшего и моментально прошли и контроль и отвернувшегося таможенника. После домодедовской таможни с раздеванием, разуванием и обыском мы были стерильны.
Расфасовавшись по автобусам, в вечерних сумерках тронулись в горы. Узость дорог и крутые повороты водитель нашего длинномерного МАН компенсировал сигналами дальним светом и бесцеремонным спихиванием жмущихся к осевой робких легковушек, уворачиваясь лишь от таких же неразворотливых монстров или несущихся бензовозов. Все это делалось с легкостью и беззаботностью, и к середине пути сердце перестало уходить в пятки, а глаза не следили за висящими в салоне часами отсчитывая обещанные водителем полтора часа пути.
Оформление и заселение прошло быстро. Отель новый. Все блестит. Лифт зеркальный. Номера просторные. Лоджия с прекрасным видом на гору Снежанка, которую нам предстояло покорить. Привел в восторг динамик, вмонтированный в потолок туалетный комнаты и подключенный к телевизору. Можно принимать ванну либо восседать Орловцем на пятой точке под музканал или последние новости.
Утром следующего дня, быстренько проглотив завтрак, выходим в 8-30 к остановке бесплатного автобуса, идущего на Skicenter 2, где сосредоточены прокатные конторы и расположен подъемник.
Кроме того, сопровождающим гидом Марией была назначена встреча ровно в 9-00 для оформления проката лыж и продажи пропусков на подъемник (Skipass). Грозным голосом рекомендовалось не опаздывать ни на минуту, т.к. в преддверии Нового года ожидалось массовое нашествие татар (тьфу, болгар) и сражение за лыжи, палки и ботинки. Автобус расписания не блюл. Как оказалось, оно и ни к чему. Отправлялся он по мере наполнения и уходил в последний раз в 10-30.
Skicenter 2 шумел и бурлил, омываемый волнами прибывающих туристов. Но не мифических болгар, а встревоженных русских, каждый второй из которых искал нашего гида Марию. Ей звонили по мобильному, щурились и присматривались ко всем девушкам, подходящим под ее описание. Тщетно. На звонки по мобильному Мария принципиально не отвечала. Появилась она только в 10-00 и деловито приступила к выдаче уже оплаченных пакетов на аренду оборудования и подъемников и обучение у инструкторов. Всем остальным предлагалось немного подождать и приобрести сразу же оптовые пакеты на 3 , а лучше на 6 дней. Развод! В самих конторах, которых там множество, оборудование в полтора раза дешевле. Skipass на 1 день стоит 49 левов, а на 6 дней только 46 левов в пересчете на день. 1 января никто не катался, 2-го почти весь снег растаял, так что полных дней было всего 4. Считайте сами. Инструктора лучше брать индивидуально на 2 часа (по 25лев на человека в час). Он демонстрирует оборудование, подгоняет его, проводит вводный курс и делает с Вами пробный спуск с горы по «зеленой» трассе, исправляя ошибки в боевой обстановке. Если в школе вы не отлынивали от лыж и можете пройти спокойно хотя бы километр, вам будет несложно освоить и горные лыжи. Страдали и мучались в основном англичане, с трудом балансировавшие на ровном месте. Группы же формировались по методу большого «хапка» по 30, а то и 50 человек, причем все делали упражнения не параллельно, а один за другим, но конечно же, демонстрируя поощряемый инструкторами «командный дух», как будто кататься все будут такой же толпой. Под дружное утаптывание склонов «командами» мы с женой успели скатиться пару раз по самой большой «зеленой» трассе и пришли в неописуемый восторг. Снег был. Лыжи на ногах держались и мы сделали свой первый спуск.
Следующие два дня снег катастрофически таял и трасса начала покрываться проплешинами травы и асфальта. Оказалось, что дорога, ведущая к вершине горы и телебашне от пункта Студенец, помеченная параллельно трассе полностью с ней совпадает и под воздействием солнечных лучей проявляется как на фотоснимке. Приходилось лавировать не только среди спускающихся «команд», но и среди островков асфальта и жухлой прошлогодней травы.
На 5-день нашего пребывания, в ночь, сначала пошел сильный ливень, а за ним повалил долгожданный снег. К утру насыпало см 20. Всеобщее ликование и лихорадочные сборы вылились в полу-тысячную толпу у подъемника. Ждали очереди минут 40. Потом народ рассосался по трассам и очередь сократилась до 15 минут. На свежем снегу катание пошло мягкое и быстрое. Все показанные приемы стали получаться, а время спуска неуклонно сокращаться. Только тогда мы поняли, насколько экстремально была езда по асфальту. Два дня пролетели как одно мгновение. Катание завершалось глинтвейном в ресторанчиках и сауной в отеле.
Расставание с Пампорово проходило с грустью. Разбросав стотинки и копеечки с рубликами по горнолыжным склонам мы не очень надеялись вернуться сюда еще раз (никогда за время многочисленных вояжей мы не возвращались в одно и то же место дважды).
Впечатления и размышления:
Отрицательные.
Грязненько и бедновато (снаружи отелей). Дороги и тротуары ничьи. Убираются плохо. Тротуары с одной стороны заставлены машинами и автобусами, с другой завалены камнями, песком и разной строительной утварью после летней стройки. Освещение слабое, поэтому все попытки прогуляться вечером по «набережной» только омрачали настроение. Машины носятся , не обращая никакого внимания на пешеходов.
Бестолковый торговый центр с хаотично размещенными павильонами.
Пессимизм болгар по поводу вступления в ЕС: «Халявы не будет, придется много работать, половину денег разворуют». В общем, инфраструктура на уровне нашего 1998 года.
Не рекомендую оставлять лыжи (даже арендованные) без присмотра. При нас пропали лыжи у девушки из организованной группы с инструктором, обедавшей на горе около телебашни.
Положительные.
Красивая природа. Загадить не успели и похоже не дадут. По рассказам местных разрешение на новое строительство не выдают, и после окончания строек примутся за инфраструктуру.
Вкусная еда. Особенно рекомендую ресторанчик «Бялата кышта».
Доброжелательное (не подобострастное) отношение к русским. Население старше 40 неплохо знает язык и в общении очень приятны. Молодежь русского «нэ разбирам».
Язык очень похож. До поездки воспользовался разговорником Berlitz (книга+диск). 3-недельное 1,5-часового прослушивание и запоминание ключевых фраз, а также прочтение 2 книг по системе Ильи Франка (www.franklang.ru) сэкономило достаточно внушительную сумму при самостоятельной аренде лыжного оборудования. К концу поездки даже успевал переводить жене болгарские субтитры к американским фильмам, идущим по местным каналам, и читать местные газеты.
Обратный путь прошел на удивление без заминок. А Домодедово просто поразило оперативностью. Через 15 минут после приземления мы, получив багаж, покинули здание аэропорта.