"Время приключений" в Норвегии. Лето 2006 года.

Денис Алимов Страна:Норвегия
Город: Осло
Время отдыха: Дата вылета июль 2006

Дата05.02.07 Хороший отзыв0 Ответов 1 Просмотрели10874

30 августа 2006г. завершился сезон поездок клуба "Время приключений" (С.-Петербург) в Норвегию.
Две группы видели страну изнутри, пили воду ее рек и ручьев, вдыхали воздух заснеженных вершин, ступали по мягкому мху, наслаждались видами фьорда и водопадов, штурмовали речные пороги и совершили настоящее горное восхождение…
У каждого участника сложились свои впечатления. Кто-то впервые ощутил адреналин сплава, кого-то поразила энергетика высокогорной тундры, а кто-то остался без ума от снежных вершин! Удивительные норвежские тоннели никого не оставили равнодушным и, конечно, самый длинный норвежский фьорд тоже вызвал общее восхищение…
Но все ощущения и эмоции условно можно разместить под общими заголовками. В этом ключе и будет выдержан приведенный ниже рассказ.

РЕКА.
Река Sjoa(международная категория III-IV) является самой популярной рекой в Норвегии для коммерческого сплава. Как правило, на рафтах сплавляются по средней и нижней части. В конце нижней части находится кемпинг Sjoa Adventure.Здесь первая ночевка в Норвегии.
Перед поездкой проводился учебный сбор обеих групп на рафтинговой базе клуба в п.Лосево(Карельский перешеек). Помимо знакомства участников и решения организационных вопросов, целью сбора была также тренировка на Лосевском пороге по сплаву на рафте и индивидуальный подбор снаряжения. Как показал опыт, тренировка оказалась совершенно не лишней.
Нижняя часть реки Sjoa имеет относительно спокойное течение, перемежаемое локальными порогами и узостями. Это идеальное место для оттачивания навыков управления рафтом и сплочения экипажа. Река достаточно полноводна, что дает возможности для маневров и делает сплав безопасным. Финиш производится непосредственно на территории кемпинга Sjoa Adventure, что очень удобно. Правда, перед финишем сплавщиков ожидает сюрприз – порог IV категории, "Wash machine". Для рафта совершенно безобидный, но хорошенько встряхивающий экипаж, "под занавес".
Заброска на среднюю часть занимает около часа. После старта, плотность порогов возрастает и экипажу приходится работать достаточно быстро и четко. На окружающие виды остается мало времени, каждый порог требует маневра, команды звучат постоянно, расслабляться нельзя. В какой-то момент экипаж, гид и рафт становятся единым организмом!
Кульминацией сплава является километровый каньон. Он производит суровое впечатление: высокие стены, огромные валуны в русле, живописные водопады и, конечно, пороги. Собственно, этот каньон - один сплошной порог… Ниже следует участок быстротока с отвесными стенками и прижимами, затем начинается уже знакомая, нижняя часть.
Сплав по реке хорошо сближает участников, дает "чувство локтя" и доверие, так необходимые в долгом путешествии.

ТУНДРА.
Мир тишины и необозримых просторов, покрытых пружинистым мхом. Плавные очертания холмов, затянутых легкой дымкой. Неспешная речка, тихо несущая свои прозрачные воды. Прозрачный высокогорный воздух. И уходящая вдаль дорога…
Первые минуты тишина оглушает. Сознанию, отягощенному цивилизацией, трудно совместить отсутствие звуков и огромное открытое пространство. Но постепенно мир наполняется тем, на что никогда не обращаешь внимание. Например, хрустом мха под ногами или трепетом крыльев вспорхнувшей птицы. Голосами своих товарищей, ставшими такими выразительными и спокойными и собственным тихим голосом, как будто услышанным со стороны. Или шелестом травы, перемешанным с журчанием реки…
Пространство тундры начинает впитывать чувства и эмоции, взамен отдавая свои. В какой-то момент хочется присесть и насладиться этим острым ощущением окружающего мира, постепенно растворяясь в нем и отпуская все свои мысли.
Дорога к тундре начинается поворотом с трассы на крутой и извилистый серпантин. Место это называется национальный парк Rondane, высокогорная тундра Mysusaeter(1 100м)
В тундре дорога закрыта для автомобилей. Стоянка организована на специальной площадке, а дорога убегает дальше, за горизонт и приводит к берегу небольшого озера, откуда вытекает река Ula. По дороге приятно идти пешком или ехать на велосипеде. На пути к озеру рельеф становится холмистым и если потратить минут сорок на подъем по ближайшему склону, то наградой будет захватывающий вид сказочного края…

ВОДОПАДЫ.
Это покажется странным, но не фьорды "визитная карточка" Норвегии.
Водопады - вот, что заставляет застыть в удивленном восхищении всех, кто впервые сюда попадает. Сказать что их в стране много – ничего не сказать. Их очень много! Они – повсюду, где есть хоть какой-то рельеф!
Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды…
Уютная речка, тихо несущая свои воды среди мшистых валунов, в верховьях зарождается ревущим многоступенчатым каскадом.
А как богаты водопадами отвесные берега фьорда! Их высота измеряется десятками метров. Звук не доходит до противоположного берега и белые струи безмолвно рушатся вниз…
В сочетании с серыми скалами, синим небом и темной гладью фьорда падающая вода рождает поистине сказочную картину!
Первое что видишь, поднявшись в верховья реки Sjoa - узкую, около двух метров, щель, в которую зажата река. Выше по течению щель расширяется, но иначе как "беснующимся" поток воды не назовешь. Просто физически ощущается сила воды, укрощенная скалами. Однако, то, откуда берет начало эта сила, заставляет надолго замолкнуть от своего великолепия. Двумя огромными сливами по двенадцать и шесть метров река Sjoa обрушивается вниз, прежде чем будет зажата в узкую и глубокую щель. Это настоящая битва стихий, за которой можно только заворожено наблюдать…
В национальном парке Rondane река Ula падает в ущелье четырьмя гигантскими ступенями. Шесть-, четыре-, девять - и шестнадцать метров соответственно. Вдоль этого каскада устроена тропа со смотровыми площадками. Иногда первые три ступени прыгают каякеры. Такое экстремальное шоу оставляет неизгладимые впечатления.
Исток реки Bovr'ы – грандиозный восьмидесятиметровый водосброс, берущий свое начало в живописном горном озере. Наблюдать падение воды удобно с оборудованной смотровой площадки наверху. С одной стороны - тихая озерная гладь, отражающая облака в синем небе, с другой – непрерывно падающая вспененная вода…

ГОРА.
Самая высокая точка Норвегии - Galdhopiggen (2 469м). Находится на территории национально парка Jotunhejmen.
Тропа берет свое начало от уютного горного кемпинга Spiterstulen(1 100м), расположенного в узкой долине, на берегу реки Visa. Добраться туда можно только на автомобиле, по грунтовой дороге, вьющейся вдоль реки. Подъем до вершины занимает около шести часов. На спуск уходит примерно четыре.
После старта тропа круто забирает вверх, петляя между невысокими деревьями и кустарниками. Иногда, приходится помогать себе руками. В некоторых местах тропа вытягивается вдоль склона, в это время можно перевести дух.
Постепенно деревья исчезают, начинают попадаться крупные камни и скальные выходы. Они покрыты мхом и небольшими травяными лужками. По траве бродят упитанные норвежские овечки. На каждой к уху прикреплена пластиковая карточка с номером. Овцы людей совсем не боятся, некоторые даже дают себя погладить.
Заканчивается трава, воздух становится свежее. Открываются первые виды, от которых захватывает дух… Речная долина вся как на ладони. С высоты она кажется очень узкой и кемпинг Spiterstulen находится как бы на дне гигантского ущелья. Вдали, выше по течению виднеется белое поле ледника, откуда река берет свое начало.
Через некоторое время трава и кусты исчезают, вокруг только камни покрытые мхом. Идти приходится медленнее, так как нужно внимательно смотреть под ноги – грани камней достаточно остры. Тропа угадывается только по небольшим рукотворным каменным башенкам – турам. Они начинают попадаться все чаще и чаще. Делают их специально для того, чтобы в тумане не сбиться с правильного направления. А вот и случился туман – какое-то облако, пролетая, ненадолго накрыло склон. Вокруг журчат ручьи, иногда звук слышен прямо под ногами, видимо вода нашла себе дорогу под камнями. Местами лежит серый снег.
Вдруг, взгляд замечает какое-то движение вдалеке… Невероятно, но это – стадо диких оленей! И они двигаются в сторону людей! Вот уже можно различить оленят, бегущих рядом с мамами, и вожака – крупного оленя-альбиноса. Стадо подходит ближе и становятся видны пластиковые карточки с номерами, как у овец – олени-то дикие, но порядок превыше всего!
Подъем становится круче, приходится карабкаться по камням, помогая себе руками. Кажется, вершина уже близко.
Но, увы! Путь на Galdhopiggen проходит через пик, откуда открывается панорама на саму вершину, гигантскую котловину слева и поле ледника справа. Между котловиной и ледником – гребень, шириной около ста метров. Тропа спускается на гребень, а затем, уже по снегу, ведет снова наверх.
А вокруг потрясающий вид на весь заповедник! Неприступные скалы долины реки Visa оказываются глубоко внизу, от масштабов открывшихся заснеженных вершин захватывает дух! Появляются свежие силы, ведь Galdhopiggen почти рядом… Далеко вверху видны на тропе разноцветные фигурки и у самого неба – крошечный домик. До вершины еще два часа подъема по снегу.
Наконец, вершина… Трудно передать словами восхищение открывшейся панорамой. Снежные пики, белые ледниковые поля, облака – все оказывается лежащим у самых ног. Выше – только небо… Постепенно глаза привыкают к нечеловеческим масштабам и становятся видны занимательные подробности. Например, то, что Galdhopiggen это верхняя кромка гигантского вулканического кратера, диаметром несколько километров. Теперь это хранилище огромного ледника. Хорошо различимы противоположные стены и провалы в них, через которые языки ледника сползают вниз.
Еще на вершине есть уютное кафе, где можно выпить кофе, съесть хот-дог или булочку. Внутри тепло и уютно. На стенах – фото Galdhopiggen'а в разное время года и ч/б фото рассказывающие историю появления этого кафе. Ему уже более двухсот лет…
Путь вниз оказывается удивительно легким. Горная эйфория, еще долго будет держать в своих объятиях. И только когда появятся первые деревья и внизу можно будет разглядеть домики кемпинга, вдруг накатит усталость и ноги предательски начнут подрагивать в коленках. Но нужно взять себя в руки, осталось совсем немного. Впереди дорога в лагерь, горячий ужин и долгожданный сон…

ДОРОГА.
Узкая полоска асфальта взбирается вверх вдоль реки Bovra извилистым серпантином. Это Rv55 – первая автомобильная трасса Норвегии, получившая статус туристической достопримечательности. Значительный ее участок пролегает на высоте 1 440 м, огибая горный массив Jotunhejmen. Движение по ней разрешено только с мая по ноябрь.
Внезапно дорога уходит влево, реки больше нет, пропадает лес, вокруг только камни и редкий кустарник на склонах. Через некоторое время рельеф выравнивается, дорога выходит на плато и вьется дальше, мимо множества зеркальных озер, отражающих заснеженные склоны. Вдоль обочин стоят высокие деревянные шесты: когда выпадает снег, они служат ориентирами.
Дорога оборудована небольшими стоянками. Они попадаются каждые два-три километра. Там всегда есть деревянные скамейки, столик и обязательный ящик для мусора.
Потрясающие виды горных вершин заставляют сделать остановку. Вдалеке, у подножья горного массива, виднеется огромное белое поле ледника. Он тает и стекает в озеро ручьями по каменистому склону. Прозрачное синее небо нависает над белыми пиками Jotunhejmen'а. Воздух свеж и даже немного колюч.
Постепенно дорога начинает спускаться к Sognefjorden - самому длинному фьорду Норвегии. Озера заканчиваются, окружающие скалы становятся как бы ближе и начинают заслонять снежные вершины. Появляется редкий лес.
И снова головокружительный серпантин. Дорога уходит резко вниз и становится настолько узкой, что встречные автомобили вынуждены снижать скорость до минимума и разъезжаться "впритирку". Но здесь мало кто едет вверх, да и каждые пятьсот метров на обочине встречаются специальные ниши для безопасного разъезда.
Внизу показался фьорд. Узкая, темно-синяя полоса морской воды зажата между отвесными, густо поросшими лесом, склонами. В какой-то момент спуска видны одновременно высокие берега фьорда и возвышающиеся над ними горные вершины, покрытые языками ледников. Воздух становится теплее. Повороты серпантина становятся положе, исчезают в вышине последние снежные пики. Дорога выравнивается, попадаются первые жилые дома.
Наконец, вот он – фьорд! Асфальт становится шире, слева – пляж и уходящая перспектива берегов фьорда, справа – стадион, школа и аккуратные домики. Появились пешеходные переходы. Это – Skjolden, небольшой городок, самая дальняя точка Sognefjord'а.

ФЬОРД.
Пройдя сквозь город, дорога уходит на запад и снова становится узкой. Она долго вьется вдоль воды, прижимаясь к скалистому берегу.
Слева – темная глубина фьорда, справа – серые каменные стены, чередующиеся с лесистыми склонами. А когда нависающие скалы отвесно уходят в воду, дорога ныряет в короткие тоннели.
Sognefjord – самый большой фьорд в мире. Его длина достигает 204 км, а глубина – 1 308 км. Красота фьорда проникает в сознание постепенно. Сочетание высоких крутых берегов, скальных обрывов с водопадами, синего неба с редкими облаками и морской глади рождает ощущение сказочного мира.
Постепенно меняется рельеф. Берега становятся положе, фьорд расширяется, становятся видны небольшие пляжи и отдельные дома. У каждого дома – неизменная лодка или катер. Появляются первые кемпинги.
Внезапно дорога резко уходит вправо, в горы. Вокруг густой лес и короткий серпантин приводит к перевалу. Внизу – городок Hafslo. Затем опять побережье, снова вверх, перевал и вот – город Sogndal, административный центр региона.
Там - развилка, Rv55 уходит вдоль берега на запад, а наша дорога поворачивает влево и, перемахнув через фьорд по живописному изогнутому мосту, устремляется в тоннель

ТОННЕЛИ.
Это местечко Mannheller. Несколько домов и причал для парома. Попасть сюда можно только с воды или через тоннель Mannhellertunnelen, выход из которого заканчивается как раз у причала.
Впереди - синие воды Sognefjord'а и темнеющий вдали противоположный берег. За двадцать минут паром пересекает фьорд. Причал, и дорога снова ныряет в тоннель, на этот раз – Fodnestunnelen(6 км). Он заканчивается как-то очень быстро, за ним десять минут открытого пространства, развилка и впереди снова тоннель - самый длинный в Европе, знаменитый Laerdalstunnelen(24.3 км).
Тоннель впечатляет. Он проходит сквозь горы высотой 1 400 – 1 600 метров. Путь под землей занимает около двадцати минут. Движение двухполосное, на асфальте яркая дорожная разметка. На стенах таблички, сообщающие, сколько километров уже проехали, и какое расстояние осталось проехать до конца тоннеля.
Через пять километров после входа и также перед выходом, в тоннеле оборудованы площадки для отдыха. С двух сторон в скальных стенах сделаны огромные ниши, куда может поместиться пара трейлеров. Над головой шумят мощные вентиляторы. Мимо изредка проносятся автомобили. Цветная подсветка ниш завершает ощущение сказочного подземелья.
Тоннелей в Норвегии много. Только на пути в Bergen, после Laerdalstunnelen их двенадцать, длина одного из которых 12 км. Впечатляет не только количество, но и конфигурация: прорезая гору, тоннель может набирать высоту серпантином, а где-то тоннели раздваиваются и важно не пропустить свой поворот. Впрочем, внутри тоннелей хорошее освещение и вся дорожная информация продублирована и отлично читается.

ГОРОДА.
Bergen.
Город окружен семью горами и находится в самом сердце норвежских фьордов. Город удивительно красивый и уютный. Здесь нет места суете и спешке. Люди живут спокойной и размеренной жизнью. Это особенно остро чувствуется после насыщенной эмоциями активной части путешествия.
Рыбный рынок Fisketorget – колоритный центр города. Развалы свежевыловленной рыбы, омаров, крабов, креветок, экзотичных глубоководных обитателей никого не оставят равнодушным. Конечно, сегодня рынок ориентирован исключительно на туристов, но как приятно съесть огромный бутерброд с креветками сидя на набережной! Отсюда удобно начинать знакомство с городом.
Знаменитый Bryggen, квартал деревянных домов, сохранившийся с 11 века, находится в двух шагах от Fisketorget и сразу привлекает внимание яркими красками фасадов. Безусловно, это лицо Bergen'а. Внутри квартала в основном сувенирные магазины и кафе, но, неторопливо бродя, можно наткнуться на хозяйственные и даже жилые помещения. Все вокруг, стены, тротуары, сделано из старого некрашеного дерева, и его вид и запах словно возвращают в те древние времена.
Напротив рыбного рынка, через перекресток, находится станция фуникулера Floibanen. Симпатичные вагончики каждые полчаса поднимают и опускают посетителей смотровой площадки на горе Floien(320 м). Самые известные панорамные снимки Bergen'а сделаны отсюда.
Помимо многочисленных памятников, музеев, замков и церквей гордостью города заслуженно является Аквариум. Расположен он в двадцати минутах ходьбы от рыбного рынка. Здесь собрана одна из самых красивых и полных в Европе коллекций морской фауны. В специальном вольере проживает стая пингвинов – место постоянного паломничества детворы.

Oslo.
Столица, культурный и деловой центр Норвегии. Поражает своей отнюдь не столичной неторопливостью и покоем. Город насыщен разносторонними достопримечательностями и достоин того, чтобы провести в нем пару-тройку дней. Однако есть места, которые позволят неспешно ощутить дух Oslo за время одного визита.
Лыжный трамплин Holmenkolen. Внутри трамплина расположен увлекательный музей лыжного спорта, где представлены первые модели не только лыж, но и сноубордов. Наверх, к месту старта и смотровой площадке доставляет лифт. Интересно, что в потолке лифта сделано специальное углубление – для лыж. С высоты Holmenkolen'а открывается потрясающая панорама Oslo и близлежащих островов.
Frogner-park – удивительное творение скульптора-самоучки Густава Вигеланна (1869-1943), созданное в течении сорока трех лет, заставляет провести в парке не один час. Множество скульптур показывают не только путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Скульптура рассерженного мальчика, одна из тысячи других фигур ансамбля, стала символом Oslo и изображается на многочисленных открытках и сувенирах.
Полуостров Bygdoy. Каждые тридцать минут от пристани у площади Radhusplassen туда отходит маленький паром. Путь по заливу Pipervika занимает не больше двадцати минут, но это отличная возможность полюбоваться городом с воды. На полуострове, недалеко от причала парома находятся два замечательных музея. Это частный музей "Kon-Tiki", внутри которого находятся знаменитый плот и папирусная ладья "Ра", принадлежащие Туру Хеердалу. И государственный музей шхуны "Fram", построенной по чертежам Фритьофа Нансена и являющейся первым судном, предназначенным для плавания во льдах. На " Fram'е", Роальд Амундсен, доплыл к берегам Антарктиды и на лыжах первым из людей достиг Южного полюса.
Рядом находится Норвежский мореходный музей, где собраны древние килевые суда, на которых викинги бороздили моря вокруг Европы и пересекали Атлантику. В глубине полуострова расположен обширный Norsk folkmuseum(музей национального фольклора), там регулярно проводятся концерты народной музыки и танца.

А ЧТО ЕЩЕ?
А еще в Норвегии можно купаться в горных озерах. Плавать по глади фьорда. Играть в снежки на леднике. Собирать в лесу отборные грибы. Лежать на мягком ковре из мха. Кататься на велосипеде. Гулять по сказочным лесным тропинкам. Фотографировать.
Еще в Норвегию хочется возвращаться…


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Норвегии

Удобный и уютный коттедж на Лофотенах
Как я уже писал, моя любимая провела на Лофотенах девять дней в одиночку, из них восемь ночей в деревушке Кабельвог Деревушка на Лофотенах - место, где я оставил жену на 9 дней, а последнюю, как раз к моему возвращению, я забронировал отдельный домик...
Читать далее

Дата 05.07.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели162

Еще одна незримая линия. Северный полярный круг в Норвегии
Возвращались из Заполярья мы спустя пару недель уже в Норвегии... Только вчера я заместил материал о своем пересечении очередной незримой линии, одной их которых по совершенно объективным критериям ученые географы наносят на нашу планету. Это бы...
Читать далее

Дата 11.11.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели223

Скандинавская сага на Новый год
Сергей  Сергей   Финляндия   Дата вылета  декабрь 2019
Идея одним махом охватить все 4 скандинавские столицы будоражила разум уже давно. Ехать самостоятельно было лениво и суетно, предложение турфирмы — «Скандинавская Сага за 6 дней» из Питера сразу понравилось, особенно подогревали...
Читать далее

Дата 24.01.20 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели337

Достопримечательности в Осло и общее впечатление от города
Марианна  Марианна   Норвегия , Осло   Дата вылета  февраль 2020
Моя поездка в Осло состоялась в феврале 2020 года. Норвегия - дорогая страна, но в то же время, местные жители очень борются за чистоту планеты. Воздух здесь чистый, это сразу чувствуется после прибытия. Осло, сам по себе, город маленький, но здесь с...
Читать далее

Дата 30.03.20 Хороший отзыв1 Ответов1 Просмотрели239

Отзывы туристов