Странно. Но мне стоило неимоверных усилий создать даже этот небольшой скучноватый словесный труд, заставить себя написать о новом, совершенно незабываемом путешествии. Сознание окончательно перепутало, где правда и где ложь, всему виной не только мой богатый эмоциональный мир и импульсивность. Люди, дома, растения – все в
Китае на совсем иной волне. Осмыслить и пережить это, менять приобретенные переживания на российские, перестраиваться мне придется изрядное количество времени. Поэтому все ниже – это мои тщетные и тоскливые попытки рассказать о том, что невозможно описать, как невозможно в принципе передать запахи, ощущения, удивление, голоса.
Обычно: «Нихау!» в официальной и более уважительной форме «Нимэнхау!». Именно так звучит традиционное приветствие по-китайски. За почти двадцать дней мне посчастливилось полностью перейти на такие «привет» и «здравствуйте». Кроме почти совершенного владения палочками за время своих китайских каникул я научилась уворачиваться от плевков и не обращать никакого внимания на харканья азиатов. У них так принято на улицах. В общем, не буду торопиться и попробую рассказать все по порядку.
Сделать это сложно, потому что Китай одна из самых противоречивых и уж точно экзотичных стран мира, особенно для русской натуры. Прежде всего, в нем совмещаются несовместимые вещи. И, разумеется, сильно по своей атмосфере, людям, традициям разнились пункты моего маршрута: г.
Пекин – тропический остров
Хайнань – г.
Шанхай – г.Сучжоу. Рассказать обо всем невозможно, поэтому презентация поездки будет перемешанными обрывками того, что я могу хоть как-то объяснить словами.
В первые моменты после приезда ждешь и надеешься на шок. Однако Китай начинает удивлять постепенно, вклиниваясь в мозг неторопливо, как работает китайский калиграфист, тонко, как китайский шелк, ярко, как нестареющие краски буддийских храмов и навсегда – как начала Инь и Янь. Все понеслось со столицы. Пекин – это политика, спокойный, «стабильный» по состоянию и улыбкам пекинцев город, в котором намешано, как водится, все: старинные императорские резиденции и беднейшие трущобы, гниющий тофу и великолепный чай, люди маленького роста и длинные вереницы велорикш. Строгий в своих традициях и уважающий пожилых город, кстати, средняя продолжительность жизни китайцев 82 и 87 лет соответственно у мужчин и женщин. С первого дня (мой ДР) в мою память врезались громкие крики и песни играющих в карты пенсионеров в парке рядом с Храмом Неба. Знаете, пагоды и кипарисы, былые и красные сооружения - все для меня осветилось через какую-то странную белую поволоку, некая белесость во всех провинциях южной части Китая зимой. Вряд ли это результаты моего измученного десятичасовым перелетом и пятичасовой разницей во времени с
Москвой сознания. В любом случае, именно этот «туман», может, как главное свойство резкоконтинентальнго климата и сильный китайский мороз придавал романтизм удивительной архитектуре города и подчеркивал ее многовековую историю. Храм неба - первой половины XV-го века - великолепный комплекс культовых построек, садов и исторических хвойных лесов. Сам по себе Храм символизирует связь и отношения между землей и небом, идею, которая находится в центре китайской культуры, и место императора в этой системе. Узнаю, что в Храме Неба императоры молились о богатом урожае. На крышах всех старинных пагод в Китае причудливые каменные и деревянные фигурки животных – в защиту от злых духов. Неподалеку с храмом стена эха – одна из первых в мире, множит хлопки экскурсоводов ровно вдвое, а с ними мое ожидание и готовность к новым открытиям.
На родине нефрита, существует и высоко ценится не зеленый как у нас, а белый и красный нифрит, не обошлось без великой китайской стены. Холод, ветер, толпа красных запыхавшихся красных лиц разношерстных туристов – вот основные воспоминания об этом сооружении. Для меня это, пожалуй, самое скучное место в Китае - колыбельной речного жемчуга и компасов, летающих змеев и драконов. Мало кто представляет себе, что же такое на самом деле Великая Китайская Стена (или вернее Стены, так как их несколько). Стена действительно является символом Китая, как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном - "Если ты не побывал на Великой Китайской Стене - ты не настоящий китаец". И если подумать, это действительно так. Но на меня она не произвела никакого впечатления. Удивить может километры ее длины и траектория пролегания. Стена не высокая, всего два средних роста европейца, не толстая и не понятно, как и от кого она могла защищать. Культовое туристическое место с толпами туристов, мешающих оценить по достоинству хоть какой– нибудь ее фрагмент. Небольшое количество дополнительных оборонительных элементов и приспособлений, я их по крайней мере так и не обнаружила. Зато узнала, что всех китайцев во время их обучения в институтах обязательно снимали с занятий и заставляли сажать вокруг нее по дереву. Государственный долг каждого жителя поднебесной. Так что, думается, каждый из них уже посадил в своей жизни одно дерево. А далее гробницы императоров. Представьте, что прах и мощи императоров хранились в жутких на вид обыкновенных деревянных сундуках, это тебе не гробницы Тутанхамона. Зато рядом прекрасная по ощущениям долина духов – скульптурных изваяний всех тех, кто сопровождает императора по жизни на пути к смерти. Все скульптуры, деревья с кустарниками расставлены и посажены здесь необыкновенно точно и просто, здесь с начала чиновники, затем каменные воины разных мастей. Потом всякие животные почти сказочные, и в конце долины – огромная черепаха – символ долголетия - один из любимых китайских персонажей.
Удивительное дело, в Китае нет, подчеркиваю, НЕТ чайных церемоний. Безусловно, эта Родина чая предлагает всем более 3000 видов прекрасного напитка. Однако нигде вам не предложат снять обувь, усесться на пол, сосредоточенно внюхиваться в запах и медитировать над «желтым» или «белым» чаем. Вовсе нет! Это целиком японская приблуда или прекрасный маркетинговый ход рестораторов – владельцев т.н. чайных клубов. В Китае полно т.н. «чайных домиков», но они что-то вроде хороших магазинов, где понравившийся тебе на запах и вид продукт можно и нужно дегустировать на вкус. Честно сказать, я с друзьями не раз пользовалась этой услугой, когда просто хотелось чаю! Сотрудники таких чайных домиков демонстративно готовят чай, указывая, как и при какой температуре его надо заваривать, да и то, если спросишь.
Дальнейшему одичанию и метаморфозам мироощущения весьма способствует то, что в Китае почти никто не знает английского языка, и подавно европейцев там не много, их воспринимают как инопланетян. На тропическом острове Хайнань я брала в аренду велосипед прямо в гостинице, кстати говоря, все китайцы и везде по стране бесконечно носятся на велосипедах или всяких подобных им мопедах, мотоциклах, мотороллерах и прочее. Такой вид передвижения прост, не дорог и гораздо удобнее другого транспорта - давки в автобусах, дорогой проезд на поездах, автомобильные пробки в крупных китайских городах. Остров Хайнань в пяти с лишним часах от Пекина – резкий прыжок из минус семи в тропики с тридцатиградусной жарой. Прекрасный способ провести предвечерние часы – доехать до рисовых полей на велосипеде и смотреть как высаживают рис. Маршруты, которые я там выбирала – совсем не туристические, грязные с одинокими хижинами и дикими детьми. Убедиться, что буйволы бес спроса переходят дорогу и что глаза у них такие же грустные как у наших российских коров. Это после нашего - то пятизвездочного отеля в бухте всего в получасе езды. В общем, местные оборванные и чумазые дети, несущиеся за тобой и дергающие тебя за юбку в городе Санья, стесняясь позирующие на камеру и смотрящие на тебя как на инопланетную диковину.
Да! Пора рассказать о еде. Обед в «не туристическом» китайском ресторане, где меню только на китайском обходился в 43 юаня – это чуть больше 160 рублей. Вот так. Это на острове, в городах цены в полтора – два раза ниже московских. При том, что стол сервируется из 4-х блюд, совсем другая процедура трапезы. Во-первых, в какой бы очередности и что ты бы не заказывал, в независимости от количества человек за столом, все равно блюда будют подаваться в определенном порядке. Сначала ты должен отпить зеленого чайку (причем он, очевидно, претерпевает столько заварок, что пить его не возможно). Так в любом ресторане, и это то на родине чая, не во всех ресторанах вообще есть чайная карта, а по правде сказать, почти ни в каких ее нет. После чая основные горячие блюда, и уж потом только суп. И никак иначе. Суп бесполезно заказывать в начале. Все равно принесут в конце. И всю дорогу подливают чаю. Кроме того, в Китае нет индивидуальных порций – все, что заказывается одним приноситься в количестве, достаточном для всех сидящих за столом и на одном большом блюде. Потрясающе - можно не мучиться выбором и все попробовать: например, рыбу с липестками лилий, змею, пожевав заранее ее сердце, тараканов во фритюре, свинину или карпа в кисло-сладком соусе и, кончено же, превосходного риса. Все кусочками для того, что бы удобно есть палочками. Азиатские повара могут приготовить все кроме самолета, трактора и подводной лодки. Остальное в мыслимых и немыслимых соусах, непредсказуемых ингредиентах, непознаваемых приправах и добавках. Дикая страна. Повсюду смертельный приторный запах приправ и гниющего тофу – соевого сыра - жуткий, доводящий до тошноты смрад. Везде на острове (я не имею в виду территории отелей) грязь, уличные торговцы прямо на асфальте среди мусора и отбросов торгуют странными фруктами и овощами и еще не понятно чем в качестве еды, там же по вечерам пенсионеры играют в карты. В китайских городах ситуация чуть лучше, пока не отвлечешься от туристических путей и не свернешь в спальные районы.
Ну, все! Хватит о еде! Старый закрытый город императорских династий, смесь ярчайших красных и синих тонов, удивительных пагод, приемных, в которых император мог бывать лишь один раз в три года. Летняя резиденция императрицы и все это в сочетании с удивительными китайскими садами. Просто не передать, какой в них покой и умиротворение, насколько роскошный и грамотный ландшафтный дизайн. Как прекрасны беседки и лавочки, тропинки и мостики, как удивительно все это позволяет мне отдохнуть, не отвлекаться и в то же время сосредоточится на красоте природе или на себе. Изумительные летящие крыши - такая архитектура сначала шокирует, а потом на другую странно смотреть. И всему этому по 500-600, 800 лет. Обилие золотого, сочных оттенков бирюзового и зеленого цветов. Богато украшенные арочные входы в парки, старинные кипарисы, самый прекрасный сад в Шанхае так и называется: «Сад радости». Дальше. Десять минут на такси от 9999 комнат закрытого императорского города – и ты на велорикше, борешься с рвотными позывами от запаха и грязи в районе «Хутунов» - бедных пекинских городских трущоб, где горожане вряд ли знакомы с горячей водой и электричеством. А вот на знаменитой центральной площади Тяньаньмэнь, где похоронен великий партийный лидер Мао Цзе Дун, проходил как-то показ мод ведущих дизайнеров
Италии,
Дании и Китая. Площадь в Пекине, которую называют "сердцем Китая", служила в качестве переднего двора при входе в Запретный Город - императорский дворец и крайне редко посещалась членами императорской семьи. Даже императрица имело право лишь раз в жизни прогуляться по площади - в день свадьбы.
Мой любимый парк Бэйхай, любимый, потому что от продолжительной прогулки там я получила, наверное, самое большое наслаждение за всю поездку по стране. Зайдя туда днем, когда огромная белоснежная тибетская Дагода почти растворилась в белесости атмосферы январского мороза, я вышла оттуда когда давно стемнело. Вернувшись в
Россию и перелистав еще раз свои воспоминания, поняла, что это был самое прекрасный парк из тех, в которых я когда- либо была. Парк расположен в центре Пекина, к западу от Гугуна, в нем озеро, в центре западный сад, называемый бассейном "Тайечию". У южных ворот парка находится т. н. Круглый город - Туаньчэн, стены которого поднимаются на высоту 5м. На озере насыпан искусственный остров, который называется Цюндао - Нефритовый остров холм, высота которого достигает 45м. С южного берега на остров ведет беломраморный мост Вечного спокойствия. Неподалеку стоит несколько павильонов ламаистского храма и т.д. Не возможно описать ту теплую, проникновенную радость от неторопливой прогулки, стены двенадцати драконов, уютных маленьких беседочек. Кстати, несмотря на жуткое перенаселение в Китае и демографические взрывы мне всегда удавалось побыть в китайских садах наедине с собой, это когда в тишине, нарушаемой только пением местных птиц, вокруг не было не единого человека. Видимо, все на работе, китайцы невероятно трудолюбивый народ, жизнь начинает кипеть рано утром, чуть ли не с восьми утра начинают свою работу все торговые точки и службы инфраструктуры, зато азиаты рано ложатся спать. Бурную ночную жизнь никто особо не ведет.
Четыре часа на самолете и субтропический климат, средняя влажность и могучий, денежный Шанхай. Деньги и экономика всей страны, филиалы крупнейших международных сетевых компаний, кипучий и энергичный мегаполис страны. Будучи в старой части Шанхая, обязательно стоит посетить "Сад радости". Я, как и многие туристы, считаю его одним из самых интересных мест города. Сад разбили в 1559 году, он служил домашним садом губернатору провинции. Спланирован по всем правилам южнокитайского паркового искусства. Больше всего меня поразило огромное зеркало в саду, в очередной цепочке каменных переходов, передающее экспозицию камней и беседок на другом берегу озера. Недалеко Храм Нефритового Будды, конец девятнадцатого века. Тогда некий монах в провинции Чжэцзян проделал в
Индию немыслимый путь. На обратном пути он проездом был в Бирме и оттуда привез на Родину пять статуй нефритового Будды. Две из них Хуигень посвятил храму, сооруженному им в Шанхае на собранные с верующих подаяния. Так произошло название «Храм нефритового Будды». Храм нефритового Будды невелик, но монументален. В нем помимо лежачего Будды из цельного куска белого нефрита расположены Зал Небесных Владык, Зал Великого Мудреца, залы созерцания внутреннего бытия, залы чтения сутры и корпус келий. Названия говорят сами за себя, можете мне поверить.
Сад Скромного Чиновника, осмотр Городских Ворот, посещение Шелковой фабрики; Тигриный холм, Монастырь Холодных Гор. "На небесах - рай, а на земле Сучжоу и Ханчжоу". Если Шанхай сравнивают с
Парижем, то Сучжоу называют китайской
Венецией. Уже издали город поражает своими величественными стенами и воротами, Патриархальный облик, заложенный в древности, и по сей день, присущ ему. Гомон торговцев и смех жителей на улочках Сучжоу – типичная для южного Китая картина, невероятно красивые речные каналы. Мы брали китайскую лодку «джонку» в аренду и ездили по старой части Сучжоу, где еще с 9-го века люди передвигались по воде. У каждого дома был и остался каменный спуск на воду к собственной семейной лодке. Пока мы ехали, прямо в канал с балкона своего дома окунала швабру местная жительница, очевидно, мыла полы. В Сучжоу более трехсот садов и парков – воистину китайская жемчужина.
Китай – это не просто другая страна. Это другая планета. В этой стране по-другому ВСЕ. Увиденное и пережитое в Китае не только серьезная причина для многочисленных сравнений, но и прекрасный способ снова отыскать, собрать для себя воедино образ своей Родины, России.
P.S. Сразу после десятичасового перелета «Москва – Шанхай», меньше, чем через двенадцать часов, у меня случилась регистрация на рейс «Москва –
Дюссельдорф». Командировка на четыре дня в
Германию. Помимо активной работы я объездила несколько немецких городов. Но я почти не помню, как выглядит немецкое государство, не оставившее никаких следов в моей душе. Превосходный контраст.