В излучине реки Свислочь небольшой горбатый мост ведет на "Остров слез". Здесь 3 августа 1996 г. открыт памятник "Сынам Отечества, которые погибли за его пределами" (скульптор Ю. Павлов, архитекторы М. Королев, Т. Королева-Павлова, В. Лапцевич, Г. Павлова, А. Павлов, Д. Хомяков).
Перед памятником валун с бронзовой иконой Божьей Матери и текстом, поясняющим тему памятника. Этот валун в качестве закладного камня на месте будущего мемориала был установлен на острове еще в 1988 г.
Памятник выполнен в виде храма.
Он стоит на 16 сваях, уходящих в болотистую почву и укрепленных валунами. Каждый элемент памятника имеет глубокий исторический и философский смысл. Задуманный как памятник воинам, погибшим в Афганистане, он стал, по существу, памятником сынам и дочерям
Беларуси, павшим в сражениях всех времен, и этот символ приобретает особую значимость, если вспомнить о том, что история человечества является, как ни прискорбно, историей войн.
В Афганистане воевало около 30 тыс. белорусов и уроженцев республики, 771 из них погиб. В центре памятника - фигуры скорбящих женщин, которые олицетворяют белорусских матерей, оплакивающих невернувшихся с войны сыновей. Матери, стоящие впереди, держат в руках светильники, которые символизируют тепло и свет домашнего очага. Они надеются на возвращение своих сыновей. Стоящие позади окаменели от горя...
В основу очертаний памятника положен первоначальный отблик храма Евфросиньи Полоцкой в городе Полоцке такой, каким он был в XI в. Внутри памятника - четыре алтаря с высеченными именами 771 погибшего воина-афганца. Возле каждой фамилии родные и близкие погибших при посещении мемориала могут установить зажженную свечу.
В каждом их четырех атарей находятся иконы и бронзовые подсвечники под ними. Иконы созданы техникой энкаустики (восковой живописи). Это живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками, связующим веществом которых является отбеленный пчелиный воск. Подобная техника известна со времен Древнего
Египта. В технике энкаустики выполнены не только иконы, но и вся внутренняя роспись памятника.
Главная икона - "Мацi святая Беларусь". Наша многострадальная Беларусь представлена на ней в образе Матери, которой пришли поклониться ее сыновья - и древние воины в латах, и и солдаты 1941-1945 гг., и "афганцы".
Перекликается с ней по теме икона "Ефрасiння Полацкая - заступнiца беларускага народа". Святая Евфросинья стоит на коленях, руки ее распростерты, как крылья птицы, она пытается закрыть ими свой народ, уберечь от врагов, среди которых и тевтонские рыцари, и немецко-фашистские захватчики...
В центре иконы "Не рыдай мяне, мацi" - солдат, рядом с которым женский образ, символизирующий его невесту, мать, бабушку...
И, наконец, икона "Малiтва 14 святых за Беларусь". На изображении 14 святых, канонизированных православной и католической церквями, наложен бронзовый текст молитвы, основной смысл которой заключен во фразе: "Убереги нас, Господи, от братской невзгоды". Изображен также крест Евфросиньи Полоцкой как призыв к согласию и примирению.
Внутрення поверхность стен памятника и его купол расписаны библейскими сюжетами: Благовещенье, Божья Матерь, Святое Семейство, Снятие с Креста. Христа снимают с креста воины-"афганцы". Здесь же изображены архангелы Михаил и Гавриил, считавшиеся покровителями белорусского воинства еще со времен Грюнвальда.
В центре креста, возвышающегося над храмом, - рубин. Специальный фонарь, установленный над полом, освещает крест снизу. Луч, соединившись с верхним лучом в одну линию, зажигает рубин капелькой алой крови, символизирующей и кровь Христа, и кровь павших воинов.
В центре храма находится Святое место. Здесь в землю заложена омытая кровью белорусских ребят афганская земля, привезенная матерями с могил своих сыновей. Здесь же находится капсула со списком погибших и с обращением к потомкам. В Святом месте звонят колокола Памяти, звонят по душам погибших белорусских воинов всех времен. К пяти колоколам прикреплены туго натянутые струны из биометалла, покрытого медью. При порывах ветра они гудят. Этот гул вместе со звоном колоколов, как голоса павших, отзывается в наших сердцах.
Следующим элементом мемориального комплекса является фигура ангела-хранителя. Это своеобразный памятник тем "афганцам", которые умерли от физических и душевных ран уже после возвращения на Родину. Ангел плачет, потому что не смог выполнить свою святую миссию - уберечь воинов от смерти.
Одним из элементов комплекса являются валуны с названиями афганских провинций, где дислоцировались и вели боевые действия советские войска.
Завершается комплекс символическим поминальным столом, за которым в памятные дни могут собраться родные, близкие, друзья погибших "афгангцев".
Тему скорби и памяти подчеркивает и ландшафт "Острова слез". Он поднят насыпной землей более чем на 3 метра, поверхность его неровная, здесь много валунов, что должно напоминать афганские горы. над водой скланились плакучие ивы.
"Остров слез" создан не только в память тех, кто прошел через Афганистан. Он создан для всех ныне живущих, как наша общая боль и память.
Рассказ перепечатан Александром Волосевичем из книги "Путводитель по
Минску"
путеводитель по Минску
От меня:
Не раз я был в этом месте. Оно обладает какой-то своеобразной аурой тишины и покоя. На мой взгляд это одно из самых прекрасных мест в городе Минске.