День 3. День первооткрывателя. Версаль.
Была суббота и, чем толкаться в слишком людном по выходным центре, мы решили проехаться в Версаль. Стыдно признаться, но кроме главной аллеи я в прошлый мой приезд так ничего и не увидела (да и не мудрено – на осмотр было дано всего полтора часа!). Так что в тот день мы были истинными первопроходцами.
Вопреки расхожему мнению, добраться до Версаля совсем не сложно. Мы взяли в кассе билет на RER до нужной нам станции Versailles Rive Gauche – это синяя линия В2. Как я уже говорила ранее, билет RER действует и в обычном метро. На нем мы доехали до станции перехода на RER и выползли на нужную нам платформу (везде есть указатели). На платформе висит табло с расписанием поездов – прямо как у нас! Поезда ходят в среднем раз в 15 – 20 мин. Единственная проблемка – с одной платформы отправляются два маршрута В1 и В2, так что будьте внимательны – читайте табло.
Небольшая иллюстрация того, как благие намерения приводят к плачевным последствиям. Итак, мы, выучив табло практически наизусть, чинно стоим на перроне в ожидании вожделенного поезда. Откуда ни возьмись, подскакивают две японки и с мольбой в глазах на ломаном английском языке начинают спрашивать, как им, бедняжкам, добраться до Эйфелевой башни. Пока мне с четвертого дубля удалось им втолковать куда идти, наш поезд подошел… и отошел. Теперь точно знаю, что инициатива наказуема. В общем, пришлось ждать следующего – большое “оригато” японкам! Моя любовь к этой любопытной и слегка бестолковой нации возросла после этого случая многократно, поэтому впоследствии в аналогичных ситуациях я делала страшные глаза типа “мы сами не местные”, чтоб не приставали. Помогало!
Как бы то ни было, подошла двухэтажная электричка RER, мы загрузились на верхний этаж и следующие 45 минут наслаждались видами из окон, т.к. основную часть пути поезд движется “над землей”. Ехали вдоль Сены, узрели посреди реки оригинал нью-йоркской статуи Свободы, одиноко воздевающий зеленую руку с факелом. Потом начались милые предместья с симпатичными домиками и отнюдь не симпатичными промышленными конструкциями. В Версале от вокзала до дворца вам поможет добраться веселая толпа, которая, покинув поезд, дружно засеменит в нужную сторону – просто не отбивайтесь от коллектива. Ходу 5 минут.
Вот он, Версаль! А вот и она – километровая очередь из жаждущих приобщиться. Но не бойтесь – она движется очень быстро, и через 15 – 20 минут я уже была счастливой обладательницей билетика (13,50). Обзор начали с двухэтажной королевской часовни. Нетрудно догадаться, что верхний этаж предназначался для монарших особ, нижний – для придворных. Капелла очень красивая, только столпотворение здесь неимоверное: туристы с безумными ликами вертят головами во все стороны, щелкают вспышками (хотя для непонятливых висит знак «фотосъемка запрещена») – больше всех стараются, конечно, японцы.
Не буду вдаваться в подробности описания покоев, хоромы они везде хоромы. Особенно запомнился зал Марса и комната королевы Марии-Антуанетты. Зеркальная галерея слегка разочаровала: на фотографиях путеводителя она выглядит намного роскошнее. В целом, конечно, замок понравился, хотя и меньше, чем Королевский дворец в
Мадриде.
Парк, напротив, оставил самые приятные воспоминания. Вооружившись планом (есть и на русском), мы принялись шнырять по владениям Короля-Солнце, выискивая среди дремучих зеленых чащ оазисы, именуемые в плане боскетами. Полюбовавшись на оранжерею (кстати, мы даже приметили на ветках деревьев парочку апельсинов), мы устремились в Королевский сад. Несмотря на октябрь, в саду всё зеленело, колосилось и цвело пышным цветом – красота неземная! Боюсь даже представить что тут творится весной и в разгар лета! Из многочисленных боскетов самое неизгладимое впечатление произвели «Энселада» и «Триумфальная арка». Первая – из-за смешных кустиков, подстриженных в форме кувшинов, последняя – из-за огромной и сияющей золотом скульптуры: тетенька весьма зверской наружности с копьем в руке и двумя скорбного вида мужчинами у ног.
Парк замечательный, хоть и есть два «но». Во-первых, не работали фонтаны (не сезон), во-вторых, слегка великоват, поэтому мы не добрели до «деревни королевы», где расположены Большой и Малый трианоны. Но вам, мои пытливые и неутомимые друзья, настоятельно рекомендую прогуляться еще и в ту сторону – не пожалеете.
На выходе из дворцового комплекса нас, как водится, подкарауливали вездесущие негры, на чистом русском языке предлагавшие «купи платок». Кстати, если не боитесь связываться, то можете смело покупать здесь у них – цены существенно ниже, чем в центре
Парижа. Для сравнения: все тот же пресловутый платок с надписями «Париж, Париж» в Версале стоит 2 евро, в столице 4-6. Но это так, для информации.
По возвращении в наш родной 20-й округ, нас ждало небольшое разочарование. Дело в том, что утром, направляясь к дальней станции метро (на нашей не было кассы, а мелочи для автомата у нас не оказалось), мы обнаружили, что наша улица превратилась в рынок. Знаете, как во французских фильмах – красивыми пирамидками уложены баклажаны, артишоки, лук, виноград, апельсины… Такой колоритный парижский “marché”. Зная, что вернемся поздно и посетовав на дефицит времени, мы пообещали себе (сделав логическое умозаключение, что он работает по выходным) посетить его «завтра». Но, как говорится, никогда не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня… Как объяснил нам любезный портье в отеле, рынок работает только по субботам. Жаль, очень жаль! Ну что же, зато всегда открыт и рад нам супермаркет “Franprix”, куда мы и пошлепали.
День 4. Большая прогулка – 2. Парфюмы и каналы.
Солнечным воскресным утром, выйдя из метро около Оперы, мы отправились в музей духóв «Фрагонар» (Fragonard). Многие наверно знакомы с этим местом не понаслышке, т.к. сюда привозят 99 из 100 экскурсий. Вот и я, побывав во «Фрагонаре» впервые 5 лет назад, до сих пор время от времени покупаю у них духи. Парфюмы хорошие, стойкие и производятся из качeственного сырья (не то что продающиеся у нас «шанели», сделанные в
Варшаве), а маленькие алюминиевые флакончики способны сохранять ароматы до 15 лет. В общем, достойное сочетание цены и качества. Закупившись ароматной продукцией и благоухая на весь Париж, мы с чувством выполненного долга потрусили дальше гулять по залитому осенним солнцем городу.
Недалеко от Оперы находится еще одна моя любимая парижская церковь – Св.Троицы (Sainte-Trinité) – образец итальянского Ренессанса с богато украшенным фасадом, от которого невозможно оторвать глаз. В верхней части расположились 4 добродетели: справедливость, умеренность, благоразумие и стойкость. Интересный факт: церковь была возведена на месте кабаре «Lа Grande Pinte», так что присутствие добродетелей как нельзя более уместно. Башню венчают статуи четырех Евангелистов в сопровождении их символов: быка (Лука), льва (Марк), орла (Иоанн) и ангела (Матфей). В церкви еще не кончилась воскресная месса, и мы зашли как раз вовремя, чтобы послушать орган и пение хора во время причастия. Интерьер ничуть не менее пышный, чем фасад, красота - просто не описать словами. Поэтому не буду.
Следующая остановка – церковь Сен-Огюстен (St-Augustin) неподалеку от вокзала Сен-Лазар. На площади пред собором стоит конная статуя Жанны д’Арк. Внутрь церкви мы не попали, но сделали одну из лучших фотографий за всю поездку.
Сен-Мадлен. Громадное сооружение с колоннадой в стиле греческих храмов. Внутри – типичная для католической церkви обстановка, очень красивая роспись на стенах и прекрасный алтарь.
Вандомская площадь. Кроме величественной, позеленевшей от времени бронзовой колонны со статуей Наполеона Первого на макушке, площадь примечательна еще и тем, что здесь, в доме № 12, умер Фридерик Шопен. Ничего суперпривлекательного я тут не нашла, но в целом площадь производит приятное впечатление.
Покинув Пляс Вандом и зайдя по пути еще в одну старую церковь – Сен-Рош – мы углубились в Пале-Рояль. Стоит отметить одну тенденцию французской столицы: если есть во всем Париже хоть клочок травы, то будьте уверены, что местные жители будут на нем клубиться и кучковаться с детьми, бабушками, собаками и хомяками – до такой степени они обожают «отдых на свежем воздухе». Хотя, если разобраться, и воздух не так уж свеж, да и отдых весьма сомнителен, если в непосредственной близи от вас маленький мальчик играет в прятки с папой, сметая всё на своем пути, а немного поодаль мальчик постарше швыряет камнями в голубей, сидящих на ветках дерева аккурат над вашей головой. Согласитесь, полностью расслабиться будет слегка проблематично.
Посидев на лавочке и полюбовавшись на дикие игры папы и сына, мы двинулись в долгий путь к каналу Сен-Мартен – тому самому, где пресловутая Амели пускала «блинчики». По дороге зашли подкрепиться в китайское бистро: дешево и сердито. Соглашусь со многими путешественниками, что ничего лучше для утоления голода «на скорую руку» человечество еще не придумало. Еда разнообразная и вкусная, обслуживание быстрое и приветливое. Хоть я и не поклонница китайской кухни, мне всё понравилось.
Канал Сен-Мартен – еще одно излюбленное место гуляний парижан. Ничем особо канал не выделяется, кроме, пожалуй, «шоу шлюзов». Дело в том, что по Сен-Мартен плавают прогулочные баржи, и, учитывая, что канал то сужается то расширяется, для понятных целей здесь существуют шлюзы. Когда баржа проходит этот отрезок канала, народ сбегается толпами посмотреть, как работает шлюз. Мы как раз попали в такой момент. Баржа выходила из узкого места в широкое: мостик, нависающий на каналом отполз в сторону, уровень воды за воротами шлюза начал понижаться (баржа стала пропадать из виду), потом ворота открылись, выпустили железное чудище на свободу, закрылись, мостик встал на место и представление закончилось. Не могу сказать, что стремилась к этому всю жизнь, но посмотреть интересно.
Идем дальше вдоль канала. Обнаружили место где, судя по фильму, резвилась мадемуазель Пулен. Оказалось – на перегородках шлюза. Хммм… начинаешь действительно верить в неординарность этой девушки… Парижане в кошмарных количествах гуляют-сидят-лежат на берегах Сен-Мартен. На противоположной стороне играет самодеятельный духовой оркестр, собравший толпу зевак. Идиллия!
Перебираемся на другую сторону, проходим тенистый бульвар и попадаем в парк Buttes-Chaumont. Здесь мы понимаем, что виденные нами на канале толпы ничто! 50 человек на квадратный метр, по крайней мере на вид. Парк очень симпатичный и довольно необычный: местность очень холмистая, всюду горки, ноги отваливаются. Зато много чудесных уголков – водопад, озеро, беседка на самой верхушке холма, гордо именуемая «Бельведер». Больше всего (после количества отдыхающих) потрясло разнообразие растительности: чего тут только нет – и акация, и самшит, и платаны и еще уйма невиданных растений. Появилось желание начать собирать гербарий… Но, видно, не судьба: везде понатыканы таблички, запрещающие рвать что-либо.
На подкашивающихся ногах мы выплыли из парка и пошли (пешком!) домой. Путь пролегал по «настоящим» парижским улицам, т.е. по району, где люди просто живут и занимаются повседневными делами. Дети играют на специально оборудованных во дворе площадках, пожилые мадам выгуливают собачек, молодежь группками возвращается домой после активно проведенного уик-енда… Бросилась в глаза очередь в булочную: оказывается, воскресным вечером простые парижане массово закупают хлеб. Кстати, карикатурный образ француза с багетом под мышкой – отнюдь не литературно-художественный вымысел, они реально существуют и вы можете увидеть множество людей, спешащих куда-то с длинными булками в руках и сумках.
День 5. Сокровища
Лувра.
Елисейские поля.
Понедельник… Этот традиционно тяжелый для работающих граждан день мы – праздношатающиеся – решили посвятить прекрасному, т.е. посетить Лувр и приобщиться к шедеврам мирового искусства. Нырнув под пирамиду и подвергнувшись традиционному досмотру, мы, что называется, растворились в волшебном мире Лувра. Одна из деталей, не относящихся к искусству напрямую, но не перестающая удивлять: почему здесь нет буклетов на русском языке? Прямо дискриминация какая-то! В качестве наказания для жадных сотрудников, мы «ограбили» музей аж на 3 планчика на трех языках – пусть знают наших!
Не поклонники седой старины в виде амфор, черепочков и поделок из эбенового дерева, мы устремились в крыло Ришелье: апартаменты Наполеона и голландско-фламандская живопись. К слову, живописи мы, как и планировали, уделили максимум внимания, осмотрев все, что предлагал музей. Когда голова уже начала заметно кружиться от обилия увиденных полотен, мы выбрались во дворик (Cour Puget), где передохнули несколько минут в обществе французских скульптур позапрошлого века. Что и говорить, хождение по галереям утомляет ничуть не меньше, чем копание картошки.
Что запомнилось больше всего? Салон Наполеона – сплошь зеркала в золоченых рамах и пурпурный бархат обивки. Галерея Аполлона – там в дальнем конце выставлены украшения монарших особ: корона Людовика XV, волшебный по красоте изумрудный гарнитур Марии Антуанетты, колье, броши, серьги… в общем, «лучшие друзья девушек» во всем своем великолепии. Минут через 15, внезапно вспомнив, что в музее есть и еще кое-что достойное внимания, мы нехотя порулили к Нике Самофракийской – надо же «отметиться» около культовых экспонатов. Джоконда на своем новом месте слегка теряется на фоне окружающих ее габаритных полотен (хотя, с точки зрения свободы доступа к картине, конечно, стало намного лучше).
На выходе из Лувра – «дежурные» фото на фоне пирамиды и в противоположную сторону – арки Карузель, потом вперед, в сад Тюильри, и дальше через площадь Согласия на Елисейские поля. Боюсь обидеть истинных любителей и ценителей Парижа, но лично для меня Поля – просто бульвар в центре города. Большой, красивый, дорогой - но никаких более «интимных» ассоциаций. Дежурное фото на фоне Триумфальной арки (для этого пришлось выскочить на середину проезжей части), и вот мы уже топаем мимо Большого и Малого дворцов по направлению к набережной. В Малом дворце находится Музей изящных искусств, а в тот момент еще и проводилось открытие какой-то выставки и у входа дежурила полиция, а из темной машины с тонированными стеклами выгружались солидного вида дяденьки и ныряли в двери Дворца.
Мост Александра Третьего, фото на фоне комплекса Инвалидов, метро, отель, ужин, спать. Впереди у нас «десертная» часть программы –
Эйфелева башня, музей Орсэ, Сен-Шапель, музей Родена...
Окончание следует...