Отправляющая сторона: турфирма Альманахтур
Принимающая сторона: г.Вербьер
Швейцария, международный детский лагерь Лез Эльф
Письмо зачитано обеим сторонам.
Стоимость поездки: 2210 евро на человека с 24 по 31 марта 2007 года.
День первый.
Добирались до Домодедово все очень тяжело – пробки. Трое чуть не опоздали. Всем было бы удобнее лететь из Шереметьево и утром, а не днём. Любые «напряги» портят самый качественный отдых, мелочи очень важны. Вылет в 18.40.
Приехали ночью, время на два часа меньше чем в
Москве. Самолёт приземлился в 20.30, полтора часа получали багаж и выручали Ванин рюкзак, который он забыл в самолёте. Самолёт далее летел в
Цюрих и рюкзак чуть не улетел. Трап от самолёта перекинули на другой выход, и пришлось выходить на лётное поле. Работники аэродрома заправляли самолёт. На англ. объяснил им нашу проблему и один пошёл вверх по трапу за стюардом, а другой вызвал полицию. Пока мы объяснили проблему стюарду, приехала полиция. Стюард принёс рюкзак и мы, отдав паспорта, пошли в участок, как нарушители границы и лётного поля. Это франко-говорящая часть Швейцарии и объяснить проблему и просить прощения у полиции было очень сложно, т.к. они хорошо говорили по-французски, и плохо по англ.
После этого, искали Ванин чемодан. Все вещи дети загрузили на тележки, пока ждали нас, а Ванин чемодан не нашли. Мне пришлось опять на англ выяснять, где найти чемодан, и он был найден на складе забытых вещей. На всё это ушло 1,5 часа.
Микроавтобус из лагеря нас встретил, очень приветливый водитель, и погрузив лыжи и багаж повёз в Лез эльф, в Вербье. Дорога заняла около двух часов. Таким образом, мы прибыли в лагерь в 24 часа (+ 2 часа, если по Москве)
Пока мы ехали на автобусе я договорился с шеф–поваром через водителя, чтобы нас «элевен» покормили «симпл фуд». Здесь и далее все переговоры велись только на англ и большей частью мною самостоятельно, дети помогали не всегда. Нужно отметить, что понимал я лучше чем говорил на англ. Если бы звонка на кухню не было бы, то и ужина не было бы тоже.
Здесь и далее необходимо рассчитывать время, помня, что это дети.
День на этом не закончился. Нас полусонных развели по комнатам, где мы оставили вещи.
Потом с нами начали работать ски мастера. Напомню, что время уже более 2.00 ночи по Москве. Детям подобрали снаряжение очень оперативно, но при этом послали назойливых малышей, чуть ли не по матери. Пришлось компенсировать им обиду своей лаской и сочувствием.
О снаряжении. Всё снаряжение сильно катанное, канты лыж тупые, на льду не держали, а лёд на трассах периодически попадался. В лагере нет сушильной комнаты и поэтому от ботинок и касок воняло и весьма ощутимо. При этом ботинки и каски были сильно влажные. Напомню, что родители этих детей могут потратить около 2 – 3 тысяч долларов на снаряжение для ребёнка и не заметить этой траты в бюджете. При этом, «альманах туром» было сказано о первоклассном снаряжении лагеря, и родители не стали напрягаться, или покупать или заставлять маленьких детей (два пятиклассника и два четвероклассника) тащить снаряжение с собой из дома.
Около трёх ночи, поев холодного риса с курицей, мы отправились спать. А спать оставалось до 7.45.
День второй.
Подъём в 7.45, все в ожидании катания. Спускаемся в столовую, никто нас обслуживать не собирается – всё сами. На столах только приборы и графин с холодной из – под крана. Нужно отметить, что холодное питьё дают постоянно (сок, айс тиа, морс). Из еды на завтрак – хлопья пяти наименований (у нас это обычное баловство к чаю). К хлопьям холодное молоко. Было молоко и горячее, но только в термосе 1.5 литра (на весь лагерь). Можно было попить апельсиновый сок из пакета (сок в графине на столе, зевнешь, и его быстро утащат на другой стол). Можно было ещё сготовить чай или кофе, но чайник - кипятильник был один (1.5 литра) на весь лагерь. Поэтому нужно было около него стоять, иначе кипяток сольёт кто-нибудь другой. Нужно отметить обилие чаёв в пакетиках: чёрный, зелёный, шиповник, ромашка. Особенно популярна была ромашка. После сухомятки и обилия углеводной пищи всех пучило не по – детски. Из питья можно было приготовить себе горячий шоколад из порошка.
После такого питания, наши дети, долго кататься не могут.
Пока все приготовишь и прожуёшь время уже 8.30. Из динамиков на англ сообщают, что автобусы уже готовы и все уезжают на катание. Инструктора – стафы, подгоняют «гоу, гоу». Бегом в номер, заполняю рюкзачок фруктами (бананы, апельсины, мандарины, яблоки и груши) термос с чаем, фото, видео и одеваюсь в костюм для катания. Весь в мыле поднимаюсь из лыжехранилища на плац. Стафы ищут «своих» по списку. Ввожу коррективы , по возможности кого и в какую группу. Кристина остаётся дома – кататься сегодня не хочет. Через день, она с моей помощью, берёт себе индивидуального инструктора и катается с ним три дня.
Приезжаем на гору, у всех в рукавах пропуска – магнитные карточки. Главное успеть за стафом. Склоны широкие отратраченные, простые. Сразу начинаем кататься на очень высокой скорости. Стафиха сразу, после первого спуска, перераспределяет детей и мы продолжаем носиться. Сплошной скоростной спуск. Много разных подъёмников, спусков, я теряюсь, где мы. Дети привыкают быстрее и спрашивают, долго ли мы будем ездить по кругу. Катание – полный восторг, трассы супер, падения не опасны, особенно с учётом касок на голове. Очередей нет, солнце, много снега. Снег до окончания катания жёсткий, льда нет. Очень красиво вокруг. Просто эйфория. В 11.30 нас отводят на ланч, в какой – то каземат. Нам выдают каждому по французской булке (15 см), в которой лежит тонкий слой масла, ветчины или паштета, лист салата. Дают два хлебца с маслом и сыром в середине, дают батончик типа «марс» и ХОЛОДНЫЙ напиток. Я в ужасе. Дети наносились на холодном воздухе (в горах была температура от – 4 до – 80С) и после холодного питья ангина обеспечена.
После еды мы сидели в бункере час. Все наши просьбы и мольбы продолжить кататься были тщетны. Нам отвечали, что ланч длится с 11.30 до 12.30 и раньше никто не может уйти – инструкция.
Потом все катались до 15.30 и к 16.00 мы прибывали в лагерь.
Наши мечты покушать приходилось отложить до 19.00.
В 16.00, в столовой наш ждал нарезанный хлеб, джем, молоко, сок, напиток, порошок для какао и для горячего шоколада и один на всех чайник и все сама, сама, сама.
Через 15 минут нас зовут на занятие по англ. Но ведь нужно перекусить, принять душ, переодеться, развесить на балконе (не у всех был балкон на солнечной стороне) мокрые вещи. Батареи в номере были, мощные, но маленькие и чтобы на них высушить вещи нужно встать в очередь. Да и для 4 звёзд совмещённый санузел это не серьёзно и не удобно.
После англ до ужина остаётся час и идти в город можно, если ужинать там. В другие дни дети так и делали, потому что ужин….(но об этом позже).
Занятия по англ должны проводиться после ужина в период с 20.00 до 21.30.
После катания с 16.00 до 19.00 дети могут сходить в бассейн, сауну, на каток, в город за сувенирами и т.д. После 19.00 все магазины закрыты и идти в город после ужина смысла нет. Бассейн работает до 21.00, а ужин заканчивается не раньше 20.45 (шеф повар только к 20.30 подаёт горячее, ждет, наверное, когда все разойдутся).
Да и до спорт центра идти пол километра, и не лагеря это спорт центр, арендуют они. Поэтому за сауну ребята платили отдельно. Да и сауна слова доброго не стоит – 800С. На каток так и не попали – не вписывался он в нашу программу. Как я понял, (а понял я, многое как хотелось, а не как мне не договаривали) что каток и бассейн чуть ли не в одном корпусе через переход и ты там хоть всю ночь плавай.
Итак, весь день голодные ждём ужина, сейчас поедим (нажрёмся). Приходим. столы сервированы, еды нет, только приборы. Оглядываемся – барная стойка, тазики с салатами, соусы в бутылочках. Салаты очень простые: кукуруза, резанные помидоры, резанные огурцы, цветная капуста, смешанный из разных овощей салат.
Накладываем в тарелки и думаем где мясо? Попить тоже сами себе сготовьте.
На следующий день мы поняли, что горячего мы просто не дождались, или его не было в этот день. В другие дни, через полчаса после начала ужина, подавали горячее. Но тоже фаст фуд. В один день дали картошку фри из Макдоналдса и гамбургер, в другой день – пюре из картофельного порошка, …. мясо которое трудно жевать, суп – лапша, куриная из пакетиков. Один раз вместо горячего поставили примуса, а на них – фондю (это сыр разогретый и расплавленный, в него хлеб макаешь и ешь, короче очень на любителя).
Короче на третий день дети потянулись ужинать в город. Ужин им стоил от 20 до 50 франков.
Итак, питание было очень плохое по составу и не соответствовало ни нагрузке, ни обещаниям, ни стоимости поездки.
Обед разумнее было делать на горе в ресторане типа шведский стол. Это обошлось бы, с учётом опта, по 20 – 30 франков в день. Но там дети, поев, могли бы кататься и до 16.00.
И выбрать себе могли бы то, что хочется и суп и второе и выпечку. Короче с питанием нас сильно кинули.
После ужина никаких мероприятий не было. В другие дни мероприятия были, но такие шумные и бестолковые, что я даже был рад что моих детей там не было. Все мероприятия проводились на англ, который я уже не понимал.
Фернандо или Фредерик, который исполнял обязанности начальника лагеря, не был англичанином, в смысле, что англ для него не родной, но его симпл инглиш я понимал на 100%.
У остальных, будь то стаф или администратор, англ был для меня сложным и не понятным.
Дети не все владеют языком в совершенстве и поэтому у них не возникало желания говорить по англ, говорил я, а они смеялись над моими ошибками. Но при этом мне удавалось быть понятым. В лагере была одна девочка, которая не каталась, жила постоянно в лагере или в Швейцарии, русская и свободно говорила по англ, был ещё один стаф который говорил по русски, но слабо. С ними нам повезло. Иначе объясняться было бы очень сложно. Странно, что этого стафа не закрепили за нашей группой постоянно для решения разных вопросов.
Отбой в 22.00.
Оказывается и здесь, нас ожидала засада. Мы все отправились по кроваткам, всю ночь (до 12.00 особенно активно) по лестницам бегали чьи то ноги, двери с треском грохотали. Мы отдали должное уникальной акустике здания «бывшей 4 звёздочной гостиницы» .
Кстати, когда это было высказано администрации, то они между собой пообщались типа: «я же говорил, что ночные дежурные плохо работают, вот и первые жалобы» они не знали, что понимаю англ я лучше, чем говорю.
Но да бог с ними, горы стоят многого, и мы готовы были жертвовать многим, лишь бы кататься.
День третий.
Как и все дни в горах солнце, великолепное катание, в столовой есть нечего. Да и ещё забыл сказать, что в каждом номере (как в камере) находится пыточное устройство, которое включается при подъёме и выключается перед отбоем и называется громкоговоритель. По этому устройству целый день транслируют очень спокойную и очень громкую музыку с перерывами на объявления на разных языках. Все объявления начинались с гортанных выкриков, улюлюканья, уханья, а за тем шёл текст. Выключить в номере устройство не возможно, разве только если сломать, что и сделали в одном из наших номеров, но этого никто даже не заметил. К администратору обращались с просьбой выключить музыку, ответ – не положено.
Этот день отличался тем, что Арину и Пашу распределили в группу, которая была значительно слабее их. Арина жаловалась инструктору (стафу) и просила их перевести в группу посильнее. Между стафами была телефонная связь, но желание Арины выполнено не было. Им надоело ждать на каждом спуске тех, кто отстаёт, и они самовольно спустились вниз и на такси добрались до лагеря. Потом они позвонили мне и доложились, где находятся. В свою очередь, через своего стафа, я попросил стафа Арины её с Пашей не искать.
На что был дан ответ: « Я сначала хочу посмотреть, сидят ли они в ресторане, где я их оставил». И это после того как ему сказали, где дети находятся.
Вообще у нас создалось впечатление, что стафы – девочки просто супер во всём, а стафы мальчики дебилы и работают только, если рядом руководитель группы.
В этот день, убедившись, что наша стафиха нормально справляется с группой, я во время ланча отправился кататься один. К сожалению, не мог взять с собой детей, не положено, за жизнь и здоровье отвечают стафы. Разведал новые маршруты, пригодилось в дальнейшем, когда нужно было уговорить стафиху отвести нас в более интересные места.
Вечером, младшие (4 человека) плавали после ужина в бассейне.
День четвёртый.
Как и все дни в горах солнце, великолепное катание, в столовой есть нечего.
В этот день случилось происшествие.
Каждый день у нас был разный инструктор и нашу группу тасовали по разному. В этот день нам дали Риккардо – мексиканца. До обеда всё было прилично, мальчик в моём присутствии работал с группой весьма грамотно. На ланч дети попросились обедать в ресторан. Это действительно лучше, чем в подвале станции подъёмника. Мексиканец не возражал. Я вместе с Андрюшей и его папой поехали кататься дальше на разведанные мной трассы. Покатались просто супер.
А в это время….
Короче дети просидели в ресторане час, полчаса искали стафа, у меня телефон отключился и дети одни порулили вниз. Внизу они позвонили в лагерь, и попросили прислать за ними автобус. ….. Начались поиски стафа и он появился. Стаф сказал все за мной и пошёл на подъёмник, дети завопили – хотим домой. Пришлось подчиниться и докататься этот день с мексиканцем. Дальше это выглядело так, мексиканец гнал вниз, не замечая группу, даже самый быстрый Влад не успевал. Группа растягивалась. Обо всём мне доложила Аня. Аня сказала, что ударилась головой у турникета, на что стаф только посмеялся.
Приехав в лагерь, я подошёл к самому главному стафу и попросил, чтобы на оставшиеся два дня у нас был один и тот же инструктор. Мы долго, в течении часа, выясняли отношения. Частично я высказал свои претензии (кроме столовой – это к стафам не относится).
Результат был, два дня с нами была супер стафиха.
В этот день после катания дети пошли в бассейн и сауну. За сауну пришлось платить. Это странно, нам говорили, что всё включено. Сауна полный позор.
День пятый.
Как и все дни в горах солнце, великолепное катание, в столовой есть нечего.
В этот день часть детей осталась в лагере. Я думаю, что если бы не было проблем с мексиканцем, то катались бы все. Оставшихся объединили в одну группу, и мы катались вместе целый день. В этот день ничего кроме стандартных напрягов не случилось.
День шестой (заключительный день катания). Обычно не говорят «последний».
В этот день в лагере остались трое. Но не те, кто вчера. Девчонок стафиха не взяла, отдала в другую группу. Девчонки опять жаловались, что их обижают. Я остался в группе и не зря – в этот день мы экстремалили. Мы катались только по чёрным трассам, без трасс. Короче оторвались за все дни. Двое упали. Проехали по 200 метров, но поломаться на их трассах очень сложно. Поэтому всем и всё очень понравилось. Полный день я был с группой.
Тезис туроператора и администрации лагеря: «Вам с детьми делать нечего, у нас очень опытные инструктора, Вы можете кататься отдельно», это тезис не работал. Где меня не было – там начинались проблемы.
В последний день с нас чуть не содрали дополнительно денег. Ски пасы для взрослых были на 4 долины, а на детей – дешевле, на две долины. Поэтому нас в остальные две долины не водили, экономили. В последний день долго пытались срубить с нас денег за ски пас на 4 долины. Но не удалось.
Создаётся такое впечатление, что в этот лагерь ездят только лохи. Дети и Шаманов А.В. прикинули цены на всё и получилось, что в 4 звёздочном
отеле в Австрии мы бы получили больше, заплатив существенно меньше.
День седьмой.
В этот день мы поехали на экскурсию. В Москве нам сказали, что у нас будет выбор куда поехать. Реально, до последнего дня, мы не знали куда, и во сколько мы едем. А когда узнали, то изменить что – либо возможности не было. Нам сказали, что отъезд в 8.00, а на самом деле он был в 9.30. На возмущение – ответ: «Смотрите на стенд». Час мы не поспали.
Приехали в Лозанну, в центр – музей олимпийского движения. Дети говорят – мы здесь уже были, ответить ничего не могу. Стафиха купила билеты, экскурсовод на симпл инглиш сказала вводную (я всё понял) и ушла. Я думал, что вперёд в следующий зал, но там её не было. Все группы ходят с экскурсоводом, одни мы как дураки. Стафиха исчезла. Из Москвы Наталья помочь не может. Потом выяснили, что за три франка можно взять трубку и прослушать экскурсию на русском. Важно правильно набирать номер, который указан на стенде. Мы расценили это как полный беспредел. Мы думали, что такое надувательство возможно только в
России. Господи, сколько интересных и воспитывающих историй можно рассказать в этом музее и что… Дети пробежав по залам, пошли на третий этаж кушать, они понимали, в автобусе их ждёт очередные сандвичи с холодным питьём.
За те деньги, что они заплатили всё это типичное разводилово. Очень хочется посмотреть на смету этой поездки и оценить, кому и за что уплачено.
Вечером этого дня, я сказал начальнику лагеря всё выше перечисленное. Мне помогал переводчик. Перевод был точным по смыслу и щадящим по содержанию. Начальник лагеря долго благодарил, наверное за деньги, которые мы им оставили.
Апофеозом был отъезд. Подъём в 3.00 ночи. Малышей снимал с 2 этажа кровати, ставил на пол и тормашил уговаривая проснуться, потом кормил завтраком. Автобус был заказан на полчаса позже чем мы договаривались..... no coment. Зато в самолёте поели шоколада, швейцарского. В лагере его почемуто не было, как и сыра.
В заключение хочется перефразировав Гоголя сказать: «Сюда я больше не ездун».