Решение отправиться в
Индию давалось с трудом. Вначале пугала сама страна, о которой я еще знала мало, потом – непонятная перспектива с билетами (цены резко начали расти), потом - сложный путь к получению визы. Плюс – проживание не в отеле, а в гостях у родственников (не моих). Но, в конце концов, эти подготовительные этапы были пройдены, и в середине ноября я уже знала четко: 21 декабря мы улетаем в
Дели.
С чего началось
В начале сентября, с 8 попытки, я правильно заполнила анкету для получения визы. Анкета, заметьте, очень хитрая – клеточка для даты рождения большая, а вот для места работы и должности в 3 раза меньше. Как прикажете уместить туда расшифровку ДИВЦ ЗСЖД (Дорожный Информационно-вычислительный центр Западно-Сибирской железной дороги)? Да еще и латинскими печатными буквами. Анкеты и фото мы должны были отдать в
Москве одному знакомому индусу, имеющему связи в консульстве, по имени Джавахар. Но Джавахар попросил передать документы не ему, а другому индусу по имени Раджиш. Когда же пришла пора получать паспорта с визами и рассчитываться ($120 за визы плюс услуга), явился третий индус по имени Маниш. С этого и началось изучение индийского колорита.
Далее были билеты. «
Аэрофлот» был ласков по отношению к пассажирам летом – именно летом билеты в Дели стоили 16 тысяч рублей. С похолоданием цены принялись расти до невозможных, а к декабрю еще и перепрыгнули все возможные лимиты, так как «Аэрофлот» перешел на расчет исходя из курса евро. Платить по 28-30 тысяч за билет не хотелось категорически, и тут помог Интернет. Полдня, проведенных в запросах через Яндекс, дали свой результат – откликнулся Николай Павленко из Центра путешествий и эзотерики «Индия-тур» (Москва, ул.Щепкина, 5/2, тел. 688-1854, 684-3433/-3576/-4154), предложив вариант полета «Узбекскими авиалиниями» с пересадкой в
Ташкенте по маршруту Москва-Ташкент-Дели-Ташкент-Москва. Всего за 15700 рублей на человека. Билеты были куплены, и начались сборы в дорогу…
Чемодан и сумки заполнялись русскими продуктами: копченой колбасой, российским сыром, зефиром, сосательными карамельками «Барбарис», шоколадными конфетами, сухими грибами, красной икрой, бородинским хлебом, макаронами, даже приправами и специями! Оказывается, тамошние специи для русских желудков весьма острые. Поэтому хотят тех, что расфасованы в
России. Родственники, у которых мы должны были остановиться, живут в Индии и скучают по русским продуктам, не имея возможности купить их там. Поэтому мы везли в Индию 18 кг гуманитарной помощи.
Мытарства полета
Вылет из Домодедово состоялся вовремя, пограничный контроль без проволочек, без длинных очередей. Тетушка в погонах лишь задала вопрос: «Цель вашего визита в Ташкент?». Ну что мне делать в Ташкенте, если в билете строчкой ниже Ташкента написано - Дели, время вылета через 6 часов, а в паспорте стоит индийская виза?
Мы летим в Дели аэробусом А-310. Вначале звучат объявления по-узбекски, потом по-английски, в последнюю очередь – по-русски. Предупредительные стюарды и стюардессы, мощный обед с вином, пивом, десертом, мороженым. Кино во время полета.
Транзитников сразу по прилету в Ташкент пригласили к заднему выходу – для доставки автобусами в транзитный зал. Аэропорт напомнил мне дома-дворцы сталинской постройки. Грандиозное сооружение. Огромный зал (высота потолка метров 10), всё из мрамора, фальшивые и настоящие колонны, красная ковровая дорожка на лестнице, кресла для пассажиров. В углу зала сиротливо приютился крохотный отдельчик Duty free со скудным ассортиментом и домодедовскими ценами. В другом углу 4 компьютера – это Интернет-кафе. Стоят 2 кулера с чистой водой. Выжить можно. Туалеты чистые, но специфический запах неистребим. Тепло от кондиционеров. Стандартное табло отсутствует – есть только два телевизора с «убитыми» экранами, на которых с помощью video-title-maker’а набивается информация о рейсах. Экраны стали такими, видимо, из-за круглосуточного использования… Рябь, мигание, сбивчивый текст. Уж могли бы и современные табло повесить уже! Объявления по радио звучат неразборчиво и по-узбекски, ничего непонятно!
Первый сюрприз Ташкента - наш рейс на 23-55 переносят на 4-00, пока что неизвестно, почему! А вот авиаторы-узбеки точно знали, что будет задержка, так как наш самолет еще не улетел из Ташкента, когда мы прибыли туда! Могли бы сразу разместить в каких-нибудь комнатах отдыха. Но, с их точки зрения, лучше квасить народ в накопителе в течение 10 часов. Когда рейс переносят во второй раз, на 5-30, уже знаем - из-за того, что ждут тот самый самолет из Петербурга. Когда самолет прилетает, и мы проходим «погран-контролеров», нас нежно ощупывают, пропускают через арку, и тут же объявляют – из-за утреннего тумана в Дели рейс задерживается еще на 1,5 часа. Вылетели только ближе к 8 утра. Народ бушевал по полной программе, пытаясь найти правду. Нервничали даже индифферентные индусы, привыкшие ко всему. Но добились только еды – покормили поздно вечером, холодной курицей, фасолью, кукурузой и рисом. Причем, забавный момент: когда выдавали еду, то все русские выстроились в одну очередь, а индусы – в другую. Налицо разделение рас.
Русские женщины, летевшие в Индию, судя по их общению, медитировать, объединились в группы и пытались искать правду. Так как это оказалось бесполезным, то они вскоре принялись вести разговоры о высоком. Потом улеглись на креслах, на надувные подушечки, и уснули. К ужину в 12 ночи проснулись, попутно пристали с вопросами и к нам – а вы куда едете в Индии?
Индусов было на рейсе, наверно, 80%. Порадовал вид индианок: завернутые в сари, либо в шелковый костюмчик, сверху дубленка, платок на голове и… шлепки на босу ногу. При нулевой температуре-то!
Босоногость ими уважаема. Пока мы ночевали в аэропорту, то видели такую картину:
один из сикхов подошел к креслу, сел, снял туфли, носки, развешал их на подлокотники, вытянул ноги на соседнее кресло, взял какой-то молитвенник и стал тихо напевать что-то свое родное. Простенько и привычно. И носочки проветриваются.
Весело вели себя и узбеки-пограничники, загадочно улыбавшиеся в ответ на вопрос «Когда нас отправят в Дели?». Выгоняли в замкнутый дворик тюремного типа, где можно было подышать свежим воздухом и погулять по кругу (руки – за спину?). Ласково пропускали через металлоискатель, а через минуту объявляли: «рейс откладывается еще на полтора часа». Долго искали, кто забыл сумку в прилетевшем самолете – оказалось, стюардесса.
Когда же нас все-таки загрузили в самолет, уже светало, наступало узбекское утро. Во время полета наблюдали горы – Памир, Тянь-Шань, Гималаи. Ледники внизу, но недалеко, ощущение, что самолет летит чуть выше уровня вершин. И ослепительное солнце. Потом начались долины, видимость отличная, можно различить поселения и города.
В самолете (такой же А-310) кормили уже не так изысканно. Тем же, что давали в аэропорту, но подогретым. Индусы в манерах не стеснялись, чавкали, швыркали, сморкались во время еды и полета, ковырялись в носу, да еще и не смывали за собой в туалете. Собственно, и экипаж вел себя подобно, без особых церемоний усаживая индусов в кресла.
Прилет в Дели
Гибкий телескопический трап. Переход на погранконтроль. Кто-то из индийцев в беретах цвета хаки принимает долго, кто-то быстро, нам попался товарищ, долго изучавший документы, да еще и любознательный – спросил о жизни, о полете, об отдыхе, куда же мы направляемся. Поболтали по-английски.
После – выполнили заказ в виде четко дозированной нормы спиртного в DUTY FREE - 2 литра алкоголя на человека по предъявлению паспорта и посадочного талона. При этом все данные заносятся в базу данных, но – ха-ха – пишут только имя, фамилия не так важна, ведь в Индии все или Ганди, или Капуры! Индийская родня попросила ликера «Бейлис» и виски, в сумме на $60 – пожелания исполнили.
Багаж получили спокойно и быстро, все колеса и ручки чемоданов на месте, внутри тоже все цело. Встретили нас энергичными маханиями, хотя и без того было заметно высокий рост встречающих, белые лица и одежду сдержанного цвета в пестрой индийской толпе. Загрузили свои чемоданы в машину и поехали по городу…
Масса впечатлений! На дороге – всё и сразу. Автомобили, грузовые и легковые. Велорикши и моторикши, буквально «путаются под ногами», то есть под колесами машин. Везут не только людей, но и объемные грузы – видела, как велорикша, надрываясь, крутил педали, а сзади него возвышалась пирамида из тюков поролона, высотой 4 метра. Моторикши везут по 7-8 человек, плотно набитых в кабину. А еще мотоциклы! Это тоже чудо! На одном мотоцикле может ехать целая семья: за рулем папа, на руле сынок, сзади мама с грудным ребенком в люльке наперевес. К постоянному «бибиканью» привыкаешь (подмечено) быстро, уже на третий день не замечаешь его. Коровы по улицам практически не бродят, их согнали в специальные загончики – там они и стоят. На обочине видели лишь одну.
Приехали! В один из жилых районов Дели, где дома построены четко по кварталам, огорожены забором, охраняются, и въезд в квартал – через шлагбаум. Все дома стандартные – 4 этажа, каждая квартира занимает один этаж. Лестница примыкает к стене, вход в квартиру – со своего этажа, с улицы.
Индийская родня и индийский уклад
Эх, люди добрые, если бы я знала, в каких условиях предстоит «отдыхать», то ни за что не поехала! Ведь всегда, всегда я останавливаюсь в гостинице, да и знакомый, живущий в
Израиле, потом верно подметил: «Гость в первый день - золото, во второй – серебро, в третий – медь, собирай вещи и едь!». Это – старинная поговорка. Но, все-таки мы прибыли в гости к сестре моего друга (теперь уже бывшего…), где она живет с мужем-индийцем, ребенком-метисом, свекром - отцом мужа. Плюс, присутствует лежачая больная бабушка за 80, 3 месяца назад сломавшая ногу. А посему отдельной комнаты в этих 6-комнатной квартире с двумя санузлами, кухней, гостиной и внутренним двориком нам с другом не досталось. «Вот тут располагайтесь» - ткнули в угол, где мы разместили сумки-чемоданы. То, что мы добирались около суток почти без сна из Москвы в Дели, осталось за кадром – отдохнуть по прилету (элементарно, прилечь и вытянуть ноги, не говоря уже о том, чтобы поспать!) не удалось. Просто негде. Да и не дали. Торопливо показали ванную: «Горячая вода из водонагревателя, поэтому расходуйте экономно, лишнего не лейте!». Также, скорей-скорей, пригласили за стол. При этом гордо (даже пафосно) было произнесено хозяйкой дома: «Я сама приготовила салат!». Вначале я удивилась – у нас ведь обычно к приезду гостей готовятся, варят-жарят-режут-накрывают, а она – русская, ведь еще не все забыла? Но… Все остальное было заказано в ресторанчике, специализирующемся на блюдах с доставкой на дом. Ни намека на приветственный обеденный аперитив, даже учитывая наш подарок – 2 литра ликера и 2 литра виски. Острую индийскую еду, щедро сдобренную специями, предполагалось запивать густым соком из гуавы. Хотя, по моему мнению, к такой еде больше подошло пиво, минеральная вода или лимонад!
Вечером съездили в центр Дели, покатались по городу, полюбовались на нищих, живущих под опорами метрополитена (метро – надземное), стучащих в окна машины, довольно нагло просящих милостыньку. Они жгут костры прямо на центральных улицах, греются вокруг, а рядом – их нехитрый скарб, дома из картона и пасущиеся на тротуаре коровки…
В самом центре – красиво, высотные здания различных организаций, отели с мировыми именами. Все подсвечено прожекторами. Возле огромной арки типа Триумфальной (кажется, Indian Gate) – столпотворение, народ гуляет, торговцы назойливо предлагают орехи, выпечку, светящиеся игрушки, цветы и воздушные шарики.
По возвращении в дом, это был уже совсем поздний вечер, нам сообщили: "Вы тут давайте быстро укладывайтесь спать, а следом мы." У меня шок - как это??? Ведь в доме 6 комнат! Но, оказывается, живут они хитро - несмотря на такое пространство, кучкуются все вместе, и нас сюда же! То есть - в одном углу стоит диван-лягушка, где нас разместили. В другом - кровать, где они сами (мама, 34 года, - то есть сестра друга, и сын 6 лет). Вот так мы жили все в одной комнате. Еще в одной комнате - муж сестры вместе со своим отцом, в другой – та самая бабушка мужа в гипсе. Еще 2 свободных комнаты (одна – гостиная, вторая – проходная), и одна - в ремонте.
Самое главное – в этой одной комнате, где все и жили, стоит масляный обогреватель, включенный круглосуточно. Отопление в доме отсутствует. Конечно, зачем оно?? Большую часть года, за исключением лишь двух месяцев, в Дели жарища. А эти два месяца можно и перетерпеть как-нибудь. Например, спать в одежде, в теплых спортивных костюмах, что они и делают – при комнатной температуре +15. Ходить дома в шапке и шарфе – ни разу я не видела хозяина дома без теплой вязаной шапки. В этих же костюмах и спят – не снимая их, наверное, неделями, судя по наличию катышков. J
Вообще, побывав в Индии, я стала сомневаться – кто же придумал Кама сутру? Потому что, если живут индийцы всегда все вместе, в одной комнате, а спят исключительно в байковых костюмах, то… Непонятно, когда и как они делают детей и увеличивают свое и без того уже миллиардное население? Ни разу на улице не заметила парочек в обнимку.
Еще, поняла это на своей шкуре, Индия – весьма пуританская страна. Когда однажды утром выскочила из комнаты в туалет – на 5 минут! – в плавках и длинной футболке (извините, я спать в ватном маскхалате не умею), то мне потом битые два часа высказывали, что нельзя в таком виде ходить по дому, что я нарушаю моральные заветы, культурные ценности и принципы поведения. А то, что гостей даже в русской коммуналке стараются поселить как-то отдельно (хотя бы за шторкой или перегородкой из шифоньера, как это делала моя бабушка, всю жизнь прожившая в коммунальной квартире, но с успехом принимавшая гостей), в этой скандальной беседе как-то не учитывалось. Также оказалось, что нельзя ходить по дому в шортах (я пыталась вначале, пока были теплые дни). Видимо, лицезрение моих голых ног приводило в смятение и ужас всех домочадцев.
Ну, что еще. Уж сразу, если речь пошла об индийско-русских отношениях без участия президентов. Нам не давали выйти на улицу самим, контролировали по полной программе. "Зачем вам идти гулять? Сидите в комнате, ждите, когда нас смогут повезти на машине!" А то, что ножками тоже можно, как-то невдомек. Люди, всегда разъезжающие на авто, постепенно отвыкают от пеших прогулок. Да и не только ножками. Притом что живет в Дели уже 5 лет, сестра приятеля ни разу не каталась на велорикше, на метро, хотя бы ради интереса! Только на автомобиле и только с мужем за рулем. Правда, один раз ей пришлось ехать на моторикше – по жуткой необходимости, в школу за ребенком, так как что-то произошло со школьным автобусом. Да и то, дорогу к дому указывал ребенок!
Кроме того, оказалось, что нельзя оставлять в комнате стакан с соком (налить с вечера и взять в комнату, чтобы попить ночью или утром), так как сразу придут голодные полчища злобных муравьев и атакуют квартиру. Нельзя самим идти в парк – так как мы непременно заблудимся в одном перекрестке и двух переулках. Нельзя самим мыть посуду - ведь для этого приходит домработница. Кроме того, выспался ты или нет – нужно проснуться утром задолго до ее прихода, встать и собрать диван – ведь ежедневно она моет пол! У индианки-домработницы экзотический вид: драненькое, потрепанное сари с рисунком из свастик, не слишком чистые ноги, на которых, однако, надеты серебряные браслеты и кольца на пальцах.
Иметь домработницу считается престижем и необходимостью, обусловленной тем самым желанием престижа и крутизны. О трущобах в центре Мумбая наша хозяюшка отозвалась так: «Ну конечно, каждый хочет иметь дома дешевую прислугу, но не каждый пожелает, чтобы прислуга жила в этой же квартире. Вот нищета и живет – вроде бы в центре, неподалеку от хозяев, но в трущобах». В этом доме, где «приютили» нас, одна домработница приходит исключительно для мытья полов и посуды, которая копится в раковине этаким Эверестом. За сутки столько – сколько у нас за неделю! Попил воду – стакан в раковину, им даже в голову не приходит просто ополоснуть его! Не говорю уже о другой посуде. Вторая служанка приходит готовить индийскую еду. Третья – печь индийские лепешки. Гладить белье отдают в уличный сервис – мы его видели. Неподалеку от дома, прямо на улице, на огромном столе лежит чье-то белье, стоит и разогревается «утюжок» из 19 века, чугунный, с раскаленными углями внутри.
При этом сама хозяйка по дому не делает ничего – разве что демонстрирует размеры своего гардероба («А вот это я не надевала еще ни разу, хотя купила 3 года назад…»), набирает воду через фильтр, а также готовит еду ребенку – жарит котлеты-полуфабрикаты. Когда мы восторженно рассказали об увиденном утюге, нам ответили без тени улыбки: «Ну да, мы отдаем им гладить постельное белье, 1 рупия за простыню».
Вот такая жизнь. Сплошные перемены в менталитете.
Что еще было странным. Когда мы собирались в
Гоа, нам сказали - за
авиабилеты из Дели в Бомбей, за машину от Бомбея до Гоа (12 часов ехать), за отель и проживание в Гоа (6 ночей) и «за ПИТАНИЕ» - с вас 1000 долларов. Я спрашиваю - какое питание? А в ответ: ну мы же вместе едем, вот все вместе и будем ходить кушать в рестораны. И я представила картину в стиле «утренник в детском саду». Русско-индийское семейство дружно и неразлучно ходит по всему Гоа, а мы периодически клянчим покушать. Тем более, у них совсем другой режим и другие предпочтения (они не едят утром, зато на ночь наесться до отвала - в порядке вещей). Пару раз в Дели нас сводили в какие-то кафе (дорогущие), где мне вообще нечего было съесть – не резиновую же пиццу? После долгих уговоров и даже скандалов нам отдали 12500 рупий (примерно $280) из той 1000 долларов. С БОЕМ!!!!!!
Встречающая сторона подготовила нам обширную экскурсионную программу (эх, звучит-то как по-советски!), настолько обширную, что вздохнуть было некогда. Потом еще и обижались, что мы не хотим ежеминутно разглядывать достопримечательности, а желаем просто отдохнуть и выспаться. Тем не менее, уже на следующий после прилета день, 23 декабря, мы отправились в
Храм Лотоса
Грандиозное сооружение в виде распускающегося цветка лотоса. Вход бесплатный. На входе проверяют пакеты. Территория очень красивая, гулять там замечательно, по дорожкам, выложенным плиткой. Деревья красиво пострижены, газоны - «побриты», замечаю одинокие пальмы. На газонах – цветы, но не в земле, а в цветочных горшках. Возле самого здания храма – бассейн полукругом, с голубой, но жутко мутной водой. Перед входом в храм надо разуваться, обувь сдавать в спецмешках охраннику под номерок. Дальше идти босиком, или в носках, или в бахилах (я ими в Домодедово запаслась, знала, что пригодятся!). Для чего идти в этот храм? Для того чтобы, отстояв длинную очередь, по команде девушек в униформе сесть на холодные жесткие скамейки, замолчать и 5 минут сидеть в полной тишине. Видимо, чтобы слушать голос вечности? Или свой внутренний голос? После этого вновь по команде встать, выйти, найти свою обувь по номерку, обуться и вновь окунуться в яркую жизнь, полную звуков. А в зал под высокие своды храма запускают новую порцию посетителей. Посетители – и туристы, и местные жители. Видела школьную экскурсию – девочки в одинаковых белых юбках и черных пиджаках, босиком, шли по тропке к храму. А мальчики, шедшие уже оттуда, были все в синих брюках и черных жилетках. Ну и некоторые – с узелками на голове (те, кто лет через 30 будет в чалме).
Могила Хумаюна
Прямо от храма Лотоса мы поехали к Хумаюну, в Humayun’s Tomb. Был такой правитель в Индии, оставил после себя «могильный комплекс», а попросту – огромный парк с разнообразными деревьями и зданиями. Здесь вход платный: с индийцев – 10 рупий, с иностранцев – 250 рупий, либо $5.
В одном из зданий этого красивого комплекса, самом грандиозном, - могила правителя, его жен (5 или 6), детей. На стенах изображены 6- и 8-конечные звезды, свастики и прочие орнаменты. Свастика для Индии – в порядке вещей.
В прилежащем парке - песочные дорожки, фонтаны, каналы. Птички поют, коршуны-ястребы летают, нарезая круги над головой, по траве и деревьям скачут юркие пальмовые белки, похожие на бурундуков, но с большими пушистыми хвостами. Растут всякие экзотические деревья: бутылочная пальма, дерево баньян – как лиановое, с корнями, обвивающими ствол.
РОМ
Вечером пробовали знаменитый индийский ром Old Monk – «Старый монах». Кстати, на каждом товаре, пищевом продукте, напитке в Индии написана цена – «не более … рупий». То есть, можно продавать и дешевле, но дороже – нельзя. Ну, все и продают по максимуму, указанному на бутылке. В Дели ром стоил 150 рупий за бутылку 0,75 л. А потом в Гоа – всего 90. Почувствуйте разницу… Ром – черный, чуть сладковатый, густой. Лучше не применять для коктейлей, не разбавлять, а смаковать капельками – в изначальном варианте его вкус наиболее приятен. Ну, или еще – можно добавлять его в чай, тогда получится такой вариант грога. Чай с ромом пился хорошо долгими холодными делийскими вечерами в не обогреваемой комнате…
Кутб Минар
На следующий день (24.12.2006) в плане наших экскурсоводов стояло посещение комплекса минаретов Кутаб Минар. Та же история с входными билетами по 10 и 250 рупий. Индусы ходят туда просто отдыхать: погулять, на газончике поваляться. А иностранцы – пофотать! Запечатлеть! Газоны в основном поредевшие, вытоптанные полчищами посетителей. Редкая травка вылезает клочками.
Основа Кутаб Минара – 2 башни. Одна гордо подпирает небо, высокая и величавая. Вторая осталась в зачаточном состоянии фундамента. Главный строитель умер в свое время, и некому стало доводить дело до ума. Есть и другие здания, целые или же полуразрушенные. Надписи вязью, не поймешь, то ли буквы это, то ли орнаменты. Прямо на площадке возле целого минарета есть железный (или чугунный?) столб, которому нипочем время. Стоит себе веками. Правда, оказалось, что с минаретами он не связан никак!
Мы приехали примерно в час дня. Вошли свободно. Внутри гуляет народ, люди сидят кружком на травке, фотографируются. Спокойно беседуют меж собой, но вдруг кидаются к нам здороваться, непременно с рукопожатием, представляются и просят с ними сфотографироваться. В общем, как и писали в других рассказах об Индии, «шоу белой обезьяны». Или же «почувствуйте себя негром в Сибири». Правда, и я их вволю фотографировала, и на газонах, и на скамейках, и на тропинках, и на полянках. Когда мы уже выходили из ворот в 3 часа дня, увидели огромную очередь, хвост которой исчезал где-то вдали – минареты пользуются индийским спросом!
Весело оказалось в туалете. Цивилизованно, чисто, но с мусульманским уклоном. Впрочем, потом оказалось, что так повсюду в Индии. Вместо туалетной бумаги – маленький краник на 20 см выше уровня пола и кувшинчик. Смешно то, что тут не было дверной ручки внутри, тогда как дверь открывалась на себя. Пришлось подцеплять ее снизу, чтобы выйти. А иначе бы пришлось звать на помощь, только как? Help? Или SOS? На хинди я не умею…
Далее наша поездка по Дели продолжилась в районе
ГУРГАОН
Это один из бизнес-районов Дели. По дороге из Кутаб Минара видели целые районы незаконных построек (причем, многие постройки свеженькие). Так вот, и эти постройки – новые огромные здания, и древние развалюхи СНОСЯТ и ЛОМАЮТ. Понятно, что не жалко сломать столетнюю хибару, но – выбить все зеркальные стекла у новенького 10-этажного здания? Это круто… Сразу сопоставляю с нашим незаконным строительством. Когда ломают особняки правительства Москвы в экологически чистых местах. Или, когда ломаются, трескаются новые дома, построенные на краю оврага не по СНиПам, а по взяткам, но все чего-то ждут, никто их не сносит!
А тут не только окна разбиты. Полздания сломано, опоры и несущие стены подбиты, все здание стоит, покосившись! Впечатляет целая улица такого великолепия.
Дорога в Гургаон – супер. Мы уже привыкли к постоянному давлению на клаксоны, но как при работающих, так и при отключенных светофорах скапливаются пробки, возникают заторы, кто куда едет – не поймешь. Зачастую сигнал поворота – не только у рикши, у водителя автомобиля! – подается рукой, высунутой из окна. Типа, взмах рукой - я еду налево!
После района разрушенных новостроек проезжаем теперь уже район легально построенных, шикарных бизнес-центров. Сплошной металл, пластик, стекло, причем постройки необычной формы, типа падающей пизанской башни (копия не в натуральную величину), или танцующей башни в
Чехии, или макет космического корабля.
В Гургаон нас привезли пошопиться… В магазин распродаж «Benetton». Вещи действительно качественные, по сильно сниженным ценам, да еще и с условиями – берешь одну – вторая со скидкой 40%. Берешь две – а тебе уже три в подарок (если они по той же цене). Берешь пять – и семь тебе в подарок! Так как цены на одежду разные, потом на кассе все хитро высчитывают, но в итоге получается скидка около 50%. Для сравнения с нашими ценами: футболки получились по 180-200 рублей, джинсы – 500 рублей, рубашки – 400-500. Качество и цвета – отличное!
Дальше мы поехали в другой бизнес-район Дели, который в данный момент только открылся. Это я посудила, увидев неровные пыльные дороги, стоянки и навозные кучи рядом со сверкающими небоскребами. Процесс постройки продолжается. Здания возводятся на пустыре, среди болот. Дорога туда – ой-ой. Валуны, кочки, выбоины, ухабы и ямы! Возле болот пасется стадо осликов. Рядом в характерной туалетной позе присела тетечка с задранной юбкой. Но сам небоскреб бизнес-центра – вполне «на уровне». Магазины, кафе, рестораны, модный народ тусуется. Этакий оазис в грязи.
Заведение Pizza Hut – стандартная пиццерия, но с индийским уклоном. Пива нет, есть лимонад с масалой. Пока пьешь, вкусно. А потом – такая ужасная тошнотворная отрыжка! Супы – томатный и куриный. Порошковые, конечно. Пицца – такая же резиновая, как и у нас в NYP. Возле двери висит колокол и надпись: «Если ты доволен, то дзынкни в колокол!». Народ старается, по моему мнению, зря. Зато ощущение – что ты на флоте.
Рождество по-индийски
Вечером мы встречали Рождество. Весьма весело… Дождались 00-00, открыли ром (шампанским не угощали), достали фрукты, сыр-колбасу (русские), намкин (это такая зараза, ужас, нечто среднее между китайской лапшой и чипсами, грызть сухим), и у телевизора провели время. СКУЧНААААААААААААААААА!
Рождественское утро наступило внезапно, как обычно, я не выспалась – 6-летнему ребенку не понять, что взрослые хотят поспать в своем законном отпуске, он говорит громко в 5:30 утра. Потом случилась эта история с выходом в туалет в трусах и без маскхалата, которой меня долго попрекали. В общем, настроение оказалось испорченным напрочь. К тому же, не выспалась.
ПКиО по-индийски
Спать мы пошли в парк. Да-да! В тот самый, куда нас не пускали одних. Сбежали из дома с трудом. Идти пешком – 10 минут, но нас повезли на авто, выдали индийскую сим-карту и сказали – захотите вернуться обратно – позвоните, мы за вами приедем. Возвращаться не хотелось совершенно.
Вход в парк закрыт воротами. От бродячих коров. Для людей есть маленькая, низенькая калиточка, в которую нужно влезать, согнувшись в три погибели. Зато, оказавшись внутри, чувствуешь себя вполне уютно. Деревья, цветочки, постриженные лужайки, люди компаниями отдыхают, как на скамейках, так и на земле. Чисто, мусор убирают.
Что я сделала? Для начала я достала подушечку для самолета, прихваченную из Москвы, положила на самое удобное место под раскидистым деревом и улеглась спать! На солнышке, приятно припекающем, заодно и позагорала. Во сне. Красота! Сквозь сон слышала, как подходили любопытные граждане, интересовавшиеся кто мы и что мы.
Потом, когда потребность во сне оказалась удовлетворенной, сделала маникюр прямо на природе (все свое ношу с собой, а в доме это делать негде). Индийские люди поглядывали в нашу сторону. А потом не выдержали и пришли знакомиться. Целая толпа – трое мужчин и штук 15 пацанов! Мужчины вели серьезную беседу, а пацанва строила рожи, улыбалась, смущалась! Мы были экзотикой для них так же, как они для нас.
Попросили сфотографироваться с ними. Мы великодушно разрешили. Поговорили с мужчинами – один из них оказался подкован в знаниях о нашей стране весьма серьезно! Знал, что был такой СССР, а стала Россия и еще 14 государств, что первый космонавт – Юрий Гагарин, что у нас сейчас президент Путин, а до этого были Ельцин и Горбачев, он даже знал такие слова, как «Perestroika» и «Glasnost»! В
Литве у него живет приятель – назвал имя и фамилию (Игорь, фамилию не запомнила). Поговорили. Потом они отошли, распрощавшись, а дети остались кривляться, гримасничать, привлекать внимание. Залезли на дерево и стали махать и кричать нам – «сфотайте!» Пришлось… Другие играли в футбол, и мяч слишком часто летел на нас – опять же, чтобы мы обратили внимание на них.
А потом я сфотографировалась на фоне спящего дедушки. Он пришел в парк, весь такой экзотический, в длинной рубахе-хламиде, просто лег на газон. И уснул. Я и подкралась к нему…
Пришла группа молодняка, лет по 16-18. Шумно слушали музыку, болтали по-английски, пытались кричать нам «Privet», но мы уже устали от такого пристального внимания, не отзывались. Но они нашли-таки способ! У меня почти на траве (но не совсем – были подложены кроссовки) лежал ежедневник, где я вела свои записи. Когда эта группа поднялась с земли, чтобы идти, один товарищ подошел и сказал по-английски: «Извините, пожалуйста, уберите книгу с земли. Книга – моя религия, нельзя класть ее на землю или обувь». Пришлось убрать…
Ну а потом мы собрались обратно (естественно, машину по мобилке не вызывали!). «Шоу белой обезьяны» повторилось. Пока переходили дорогу, пока шли по тротуару, думали, что велорикши и мотоциклисты свернут свои шеи и устроят аварию. Они заглядывались на нас. А мы в ответ открыто пялились на них. Я делала кадры. Рикша в трудовом процессе. Рикши на стоянке в ожидании работы. Торговцы фруктами. Обжарщик орехов арахис. Когда мы попросили разрешения его сфотографировать с горой орехов и раскаленной сковородой, он согласился, но сразу принял важный и серьезный вид – ни дать ни взять Наполеон, разрабатывающий план взятия Москвы!
«Грузите апельсины фурами!»
26.12.2006. Послерождественское утро было туманным. Проснулись, по требованию хозяев, по будильнику в 8-00, так как в 10 должна придти одна из домработниц мыть пол. Зато уже в 11-30 мы слиняли гулять! На этот раз пошли в противоположную от вчерашнего парка сторону, изучать местный колорит. В итоге пришли к веселому месту – оптовому рынку мандаринов и бананов. Там же – подъездные пути железной дороги. Стоят товарняки. Стоят фуры, высотой по 7-8 метров, доверху загруженные бананами, еще зелеными, причем, они даже еще на ветках, по 10-15 гроздьев. На другой огромной площадке – ящики мандаринов, зрелых и не очень. На земле – мандариновая и банановая кожура, плевки, сморчки, драная бумага, лошадиный навоз. Хламу хватает. Тут же идет торговля мандаринами. Лошадь, запряженная в повозку, жует сено прямо из сумки, привязанной к ее хомуту. Чтобы слопать очередную порцию, она ныряет мордой в мешок.
Всюду, где мы ходили, народ разглядывал нас с неприкрытым, назойливым интересом. Люди с замотанными в полотенца головами махали нам руками, улыбались, подмигивали. Но веселее всего оказалось на рельсах. Мы решили увековечить свои фигуры в таком великолепном месте – на индийской железной дороге! Возле товарных вагонов, на заржавевших рельсах, на фоне костылей необычной конструкции – не таких как у нас, а с этакой розочкой на макушке, которая крепит рельс к шпале. Под вагонами по рельсам снуют деловитые крысы, туда-сюда. Целыми семьями перемещаются.
Пока принимали живописные позы на фоне костылей и крыс, вокруг собралась толпа из не менее живописных индусов. Они улыбались, показывали на нас пальцами, негромко переговаривались, а один особо смелый подскочил, прошелся колесом (честно!) и стал задавать вопросы на всех языках мира. Но, мы, улыбаясь бесчисленным торговцам - бочком, бочком, за фуры - и ушли с этого рынка! Правда, тут же забрели в какие-то совсем уж жуткие трущобы. Судя по виду, эти дрожащие на ветру карточные домики – жилье тех самых торговцев. Типа как у нас 20 лет назад рыночные торговцы-азиаты селились на центральном рынке в сетчатых клетках-контейнерах для фруктов-овощей.
Так как индийские домики имели совсем уж дикий вид, мы тут же слиняли. Вновь пошли в парк, по дороге смущая рикш. По случаю похолодания рикши и уличные торговцы приобрели забавный вид – закутаны в шали, одеяла и шарфы в стиле «больные зубы».
В парке вначале было хорошо: солнышко грело сквозь облака, белки прыгали по траве и деревьям вверх-вниз, похожие на скворцов птицы что-то выискивали в траве, дети играли в футбол. А потом пошел дождь, грязными каплями проникающий даже сквозь густую листву дерева, под которым мы обосновались. И тут нам несказанно повезло! Мы встретили вчерашнего знакомого по имени Самбат. Он подошел, поздоровался за руку, спросил, чего это мы тут мокнем, если неподалеку есть umbrella? Подумали, что он предлагает нам зонтики! Пошли вслед, оказалось, что человек приглашал нас скоротать время в беседке (тоже umbrella). Переждали дождь на бетонных скамьях (как там индусы не мерзнут, сидя на ледяной поверхности?), промерзли до костей и решили идти домой. С заходом в магазинчик и покупкой рома – надо же чем-то согреваться в холодном Дели.
По возвращении уселась за просмотр фильма «Musafir» - современный, индийский, довольно интересный. Чемодан наркотиков, который подлежит обмену на чемодан денег. Но чемодан денег эффектно разваливается над бухтой, все банкноты сыплются в океан, за ними ныряет индийское народонаселение. Легкая нажива! Герои эффектно водят машину, гоняют на лихой скорости, стреляют, крутят раскладные ножички, часто прикладывают их к горлам друг друга. Перебегают на спор шоссе с безумным движением – с завязанными глазами. А девушки в бикини – прогресс в индийском кино! - все поют и танцуют, поют и танцуют… Конец хороший.
Агра.
Тадж-Махал27.12.2006. Мы едем в Агру, смотреть Тадж-Махал!
Дорога, конечно, напрягает – 4 часа ехать из Дели на машине. Трасса хорошая, гладкая, без выбоин. С разделительной полосой и двумя полосами движения в каждую сторону. Платная: 2 раза платили по 50 рупий, обратно ехали - показывали чек. Вдоль шоссе – зеленые поля, рисовые плантации, залитые водой, деревушки, городки, никаких рекламных щитов. Единственное, о чем широко и открыто заявляется – это ашрамы. На полях копошатся люди, что-то собирают. Стоят временные жилища – соломенные домики с конусовидными крышами (как у одного из трех поросят).
По дороге останавливались перекусить в McDonald’s. Популярное место, так как, судя по всему, единственное на всем пути от Дели до Агры. И вправду, больше мест с едой-питьем не было замечено. Еда типична для МакДональдса, но с индийским уклоном. Бутерброды завернуты в индийские лепешки, а не слеплены из булок. Чай и кофе – только на молоке (фууу!), а простого кипятка они вообще не варят. Характерна для МакД-са только картошка фри и молочные коктейли, фанты-колы-спрайты.
Подъезжаем к Агре. Движение становится более насыщенным. Да еще и железнодорожный переезд, в очереди к которому мы стоит более 20 минут. Пока пережидаем 2 поезда, в окна лезут торговцы всякой всячиной, нищенки, чумазые дети. Один их нищих торговцев, однако, имеет слуховой аппарат… Видимо, субсидии правительства на здоровый слух?
Въезжаем, наконец-то, в город с кошмарным движением. Все едут друг на друга, не глядя на светофоры, впрочем, большинство их не работает. Мотоциклисты и велосипедисты лавируют между машинами, по улицам идут животные-грузоперевозчики: буйволы, ослы, верблюды. Ведут слона. Тут же спит семейство хрюшек, серых и чумазых. Горбатая корова пасется в помойке. Рикши перевозят стога коровьих лепешек. По дороге лепешки сыплются с повозки, извозчики кидаются собирать их. Я думала, что лепешки используются в качестве топлива, но оказалось – это стройматериал!
Рабочие заняты производственной деятельностью – одни тянут трубу (водопровод?), другие таскают щебень алюминиевыми тазиками для постройки чего-то. Поразительно, что у первых компрессор стоит на тележке с велосипедными колесами… А вторые, как только босс отошел в сторону, пошвыряли свои тазики в кучу и уселись отдыхать. Правильно, куча щебня не живая, не убежит…
К самому входу в Тадж-махал сейчас не подъехать. Машину надо