01.09.1999
2417
"Когда в Сиаме кто-нибудь заболевает, он начинает лечиться с того, что отдает свое тело на растерзание врачевателю. Тот набрасывается на тело больного, нещадно топча его ногами". Так в XVII веке описывал настоящий тайский массаж французский дипломат Симон де ля Лубер. Мне же предстояло описать его на излете века двадцатого.
"Старик, ты там оторвись по полной программе, - наставлял меня приятель, провожая в
Таиланд. - И самое главное - не упусти случая посетить массажистку. Только не эротическую, а настоящую. Помни: целительный массаж есть только в Таиланде".
Бум-бум
Первые два дня я просто бродил по улицам
Бангкока, заходя в буддийские и китайские храмы, а на третий совершенно случайно оказался прямо перед огромной зеркальной дверью с позолоченной ручкой и неоновой надписью "Массажный салон "Кристина". Вот оно, решил я.
В полутемном зале с мраморными колоннами была ярко освещена только угловая часть, отгороженная невысокой стойкой. За ней в шахматном порядке (чтобы не перекрывать друг дружку) сидели пупсообразные девушки в лиловых купальниках -смуглые, улыбчивые и одинаковые, как глянцевые картинки из японского календаря. Неизвестно откуда передо мной возник занятный тип в безупречном костюме, начищенных до блеска туфлях и с лиловым шрамом от уха до подбородка. "Снова к нам? - приветливо улыбнулся он и сделал рукой в сторону куколок: - Выбирайте!" Девушки еще сильнее заулыбались, а одна лихо подмигнула мне.
"Не понимаю, о чем вы", - стремительно пошел я на попятную. Человек со шрамом сжал левую руку и похлопал по кулаку ладонью правой, приговаривая: "Бум-бум! Бум-бум!"
Пятясь к выходу, я бессвязно бубнил, что, мол, мне надо подумать, побриться и поесть и что вообще я сейчас не в форме...
В плену у костоправов
Уже на улице меня догнал пожилой таксист: "Я знаю, куда вам надо. Садитесь". Мы принялись колесить по лабиринту бангкокских улиц, пока не подъехали к трехэтажному дому типовой постройки без видимых архитектурных излишеств. Я вошел внутрь.
В центре небольшого холла крутился вентилятор, на окнах раскачивались плетенки, а проникающие сквозь щели солнечные пятна скакали по стенам. Здесь тоже сидели женщины, я бы даже сказал - бабы, но отличались они от предыдущих, целлулоидных, какой-то жилистостью и кряжистостью, свойственной разве что нашим передовичкам-колхозницам. Отдавшись в сильные крестьянские руки одной из них, я сразу понял, что означает выражение "искусство ломки костей".
Два часа подряд немолодая дама с хрустом выворачивала мои суставы подобно тому, как маленькая садистка выворачивает шарниры своей очередной "Барби". Сначала она, пыталась выдернуть пальцы на ногах. Потом вминала живот, топтала позвоночник, связывала руки узлом, разминала грудную клетку, драла за уши и била по щекам. Если говорить честно, то боль была терпимой - костоправша внимательно следила за моей реакцией и , если видела, что переступает болевой порог, умеряла свой пыл. Гораздо сложнее было перенести щекотку. В какие-то моменты меня охватывал приступ истерического хохота. Под конец пожилая тайка по-матерински погладила меня по голове шершаво-натруженной ладонью.
Заплатив 16 долларов, я снова вышел в холл, пошатываясь от непривычной легкости, приобретенной организмом, и ощущая, как сквозь накопившуюся внутри алкогольно-никотиновую толщу пробивается клейкий побег здоровья и свежести. Это и был настоящий тайский массаж, технология которого передается из поколения в поколение от одной мастерицы к другой.
Ни одна из женщин не могла ответить на мои вопросы, касающиеся истории и технологии классического тайского массажа. Вернее, может, и могла бы, если бы знала получше английский язык. Зато я узнал, что на севере Таиланда, в городе Чиангмай, находится специальный массажный центр и один из лучших его специалистов - немец Харольд Бруст, вот уже 15 лет живущий в Таиланде.
Ровно через полчаса я стоял перед 42-летним немцем, у которого в молодости настолько "поехала крыша" от Юго-Восточной Азии, что он принял буддийское имя Асокананда и увлекся тайским массажем. Вот что рассказал он мне об истории этого искусства.
Так говорил Асокананда
Создателем системы тайского массажа (или нуада, как он звучит по-тайски) считается современник и друг Будды Шивага Гомарпай, врач из Северной
Индии, живший более 2500 лет назад. Разработанная им оздоровительная система проникла в Таиланд в III-II веке до н.э. вместе с буддизмом и в дальнейшем, видимо, подверглась влиянию китайской медицины. О традициях массажа впервые упоминается в текстах, написанных на пальмовых листьях в XVII веке. "Документы" эти сильно пострадали от бирманских завоевателей. Сохранившиеся знания в виде диаграмм и комментариев были выгравированы на стенах храма Ват Пхо и всегда почитались буддистами как святыня.
Фундамент тайского массажа строится на теории бегущих через тело невидимых энергетических линий, которые образуют своего рода "вторую кожу" человека. Здесь прослеживается влияние философии йоги с ее "вторым телом", состоящим из 7200 энергетических линий. Тайский массаж выбирает 10 главных линий, на которых располагаются самые важные акупунктурные точки. Через них, как через своеобразные "окна", в человека вливается жизненная энергия прана. Закупорка точек приводит к энергетической блокаде - нарушению равновесия и различным заболеваниям. Искусный массажист, воздействуя на энергетические точки и линии, восстанавливает потоки праны и способствует излечению.
Настоящие мастера массажа являются глубоко религиозными людьми, отдающими почти все свободное время медитации. Они тонко чувствуют индивидуальные особенности энергетических линий каждого человека. Кстати, особенно в том преуспевают женщины, но с эротическим массажем, который у нас принято называть "тайским", это искусство ничего общего не имеет.
Пляжная история
На следующий день я с чувством выполненного долга отправился на курортный остров
Пхукет. Пляж кишел местными массажистками, у которых не было отбою от клиентов. Конечно, удобно: окунулся в море, повалялся на лежаке, а потом, для полного счастья, отдался в ее теплые руки. Решил и я сравнить пляжные ощущения со вчерашними "классическими" - заплатил 10 долларов, лег на одеяло и приготовился снова пережить уже испытанное чувство полета.
Девушка в спортивном костюме и бейсболке смазала меня французским косметическом молочком и стала легонько шлепать по спине, водить по позвоночнику костяшками пальцев, подрубать оттянутую кожу ребром ладони. Это было похоже на тот шутливый "массаж", который мы делали друг другу в детстве, со всеми его "танкеточками", "саечками" и "перекатиками". Большинство туристов, приезжающих в Таиланд, именно эту пародию и считают подлинным мастерством здешних врачевателей, но, увы, сильно ошибаются.
Главные особенности массажа
В тайском классическом массаже в отличие от йоги:
растяжка идет с помощью другого человека, а не своими усилиями;
китайской медицины: применяется не акупунктура (иглоукалывание), а акупрессура (нажатие на энергетические точки);
европейского массажа: происходит снятие не мышечного стресса, а энергетического;
костоправства: человека не отрывают от опоры (земли, циновки), а он сидит или лежит.
Внимание!
- нельзя приходить на массаж с полным желудком;
- при массаже лица необходимо снять контактные линзы;
- при упражнении "таскание за волосы", укрепляющем рост волос на голове, волосы должны быть сухими;
- если на теле есть открытые раны, массаж противопоказан.
Условия
- пациент должен быть одет в удобную легкую одежду, лежать на твердой поверхности;
- температура в помещении - комфортно-теплая;
- дыхание лекаря и пациента - единый механизм и должно происходить в унисон.
Александр ПОПКОВ
Источник: Вояж