ВОЛЬНЫЙ МAРШРУТ

25.02.2003         2881
Туда, где Европа встречается с Азией У независимого путешественника рюкзак всегда собран, а в голове – два—три детально проработанных маршрута. На всякий случай, если вдруг приспичит куда-то поехать. В самом деле, ведь надо же ехать не куда глаза глядят, а туда, куда они глядят с особенным пристрастием. Но что такое детально проработанный маршрут именно для независимого путешественника? Это такой маршрут, который позволяет совмещать разные формы активности и при том сохранить большую амплитуду перемещений. Еще желательно, чтобы путешествие не было чересчур дорогим, а миграционные формальности не обременяли бы такой глупостью, как обязательность приобретения билета «туда-обратно». Этот диктат авиакомпаний и миграционных служб чудовищно раздражает, поскольку профанирует саму идею свободного путешествия, заставляя по одной и той де дороге проходить дважды. С такой точки зрения наиболее привлекательно выглядит Турция: максимум разнообразия и минимум пограничных формальностей. Множество ландшафтов, напластование культур, античные руины, шикарные горнолыжные курорты на севере страны, морские на юге, и это все при том, что чартер туда стоит не дороже, чем такси от Шереметьева до Москвы. Виза по-прежнему ставится прямо на границе за 10 долларов. Но, конечно, просто прилететь в страну мало. Нужно представлять, куда поехать из аэропорта. Поэтому в обычном случае разработка маршрута стоит денег, которые закладываются в цену тура, если его организует турфирма. Мы же публикуем замечательный маршрут для вольных путешествий просто так, из любви к вольным путешествиям и к путешественникам – тем, которым довелось их пройти, и тем, кому еще доведется. На севере Турции замечательных мест много. Одно из них – горнолыжный курорт Эрзурум, что в Восточной Анатолии. Туда летают чартеры дешевле чем за сто долларов в один конец. Все горнолыжные курорты Турции, включая этот, соответствуют всем мировым стандартам при гораздо более низких ценах. Поэтому они пользуются популярностью даже среди европейских горнолыжников, которым, казалось бы, ближе ехать кататься в Альпы. В этом году из—за ожидания войны в Ираке народ схлынул, и цены вообще упали. Притом никакой реальной опасности для лыжников нет: обычная европейская потребительская истерия. Горнолыжная база находится в 5 километрах от центра города на горе Эрзурум. Трасса имеет перепад высот 3.125 – 2.450 метров. Прямо у подъемников можно снять номер в отеле, цены в пределах 20-50 долларов за двухместный номер. Помимо горнолыжных трасс там есть масса исторических достопримечательностей. Этот крупный ныне город вырос из византийской крепости Феодосиополис, построенной в IV веке. Им в свои времена владели византийцы, турки-сельджуки, арабы, армяне – и оставили, спасибо им, много памятников своего присутствия: Большая мечеть, медресе с двойным минаретом... Еще хорошо выбрать день и съездить к горе Арарат, разведать шансы на случай очередного потопа. Покатавшись в Эрзуруме, можно перебраться на другой горнолыжный курорт у города Сарыкамыш или же закончить горнолыжную программу. Чтобы не таскаться с лыжами, знающие люди рекомендуют их отправить грузовой посылкой на терминал Шереметьева или Домодедова «до востребования». А путешествие по Турции лучше всего продолжить на автобусе: во-первых, автобусная сеть покрывает всю Турцию, во-вторых, автобусы стоят недорого, в-третьих, водители и стюарды гуманны к пассажирам и разрешают им не покидать салон и спать в нем после ночных перегонов. Если, допустим, автобус приходит в пункт назначения ранним утром, то пассажирам разрешат досмотреть свои сны часов до девяти. Из Эрзурума ходит рейсовый автобус на Анкару, Стамбул, Анталию и другие города. В каждом городе – масса достопримечательностей на любой вкус, но вот что непременно стоит посетить – руины Трои (из Стамбула) и Каппадокию (из Анталии) с ее фантасмогорическим и в неменьшей мере героическим ландшафтом, с которого Цезарь послал миру свое кредо: «Пришел, увидел, победил». А возвращаться можно либо прямым рейсом из Стамбула до Москвы, либо, продлив путешествие, на автобусе или попутке через БолгариюРумынию – Молдавию – Украину. Обратный путь на рейсовом автобусе или поезде будет стоить примерно столько: Автобусы Стамбул – София: 20 долларов, София – Бухарест: 15, Бухарест – Кишинев: 15, Кишинев – Киев (поезд): 15, Киев – Москва (поезд): 20. Удовольствий и приключений масса: самобытная балканская культура, прекрасные люди, коллекционные вина за три доллара банка; с меньшей тарой за вином в Кишиневе не ходят. Константин БАННИКОВ

Источник: Иностранец

Путеводитель по Турции