01.10.2000
2303
Каждый год то или иное подразделение IFMSA организует программы студенческого обмена, практики за рубежом, летние школы, приглашая для участия в них студентов из разных стран. Проблема СПИДа в медицинском мире считается "молодой", поэтому заинтересовавшая меня недельная "летняя школа", включавшая посещение лекций и практические занятия, была всего лишь пятой по счету. Единственная странность, которая меня смутила, заключалась в том, что "летняя" школа проводилась... в феврале! Но в конце концов я рассудил, что суть не в названии и отправил свои данные.
Скоро я получил приглашение, из которого узнал, что в проведении программы принимает участие Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Это сразу настроило меня на серьезный лад. Анкета участника (application form) содержала самые разные вопросы: например, участвовал ли я в осуществлении похожих проектов у себя на родине, и если да, то в чем выразилось мое участие; каково состояние системы здравоохранения в моей стране и т. д. Для ускорения процедуры заявку отослал по электронной почте и уже через несколько дней получил положительный ответ от координатора программы и факс с официальным приглашением. До начала работы летней школы оставалась неделя.
За эту последнюю перед отъездом неделю ходить я разучился - только бегал, а вернее сказать, летал. В родной Медицинской академии Омска мне пришлось договариваться с преподавателями о переносе сдачи нескольких зачетов. Когда я узнал, что для въезда в
Турцию виза не требуется (достаточно за $10 купить специальную марку в Стамбульском аэропорту), то был просто счастлив. В последний вечер перед отлетом я посмотрел по Интернету, какая погода стоит в
Стамбуле, и принялся укладываться.
Вместо обещанных 15 градусов тепла Стамбул встретил нас пасмурным небом, с которого моросил дождик, а в аэропорту, вопреки обещаниям, нас никто не встречал! Как выяснилось впоследствии, микроавтобус застрял в чудовищной пробке. Но звонок координатору все исправил, и уже через час я входил в отель в самом центре Стамбула, который должен был стать нашим домом на время проведения школы.
В программе участвовали турецкие студенты и около 30 иностранных. Из
России приехал я один. Мы и жили, и занимались в одном и том же здании: лекции нам читали в конференц-зале отеля, а практикумы проходили в учебных комнатах. Боюсь, наша шумливая толпа несколько шокировала почтенных пожилых постояльцев, чинно шагавших по коридорам и холлам отеля, особенно когда мы после лекции вырывались из конференц-зала, размахивая руками и громко споря.
По расписанию наш трудовой день начинался в 8 утра. Сразу после завтрака шли две лекции подряд, а чтобы слушатели на них не заснули, перед тем, как запустить всех в конференц-зал, нас приглашали на короткое мероприятие под названием warm-up exercises. Через 10 минут прыганья и паданья на мягкий ковер из зевающей толпы мы превратились в бодрую группу, готовую впитывать новые знания.
Лекции были в самом деле интересными. Кроме чисто медицинской тематики освещались вопросы, связанные с деятельностью правительственных и неправительственных общественных организаций, оказывающих поддержку студенческим проектам. Нас сразу разделили на группы по 3-4 человека, объяснив, что к концу недели каждая группа должна разработать собственный проект и выступить с ним перед остальными участниками программы. Требования к проекту были строго определены: формулировка проблемы, цель проекта, пути и средства ее осуществления, обоснование бюджета и так далее. Нашей группе досталась тема "Социальная и образовательная поддержка детей-сирот в
Берлине". Мы работали над проектом в течение трех дней, жертвуя перерывами между занятиями и посвящая часть ночи вычерчиванию схем и таблиц. В результате мы заняли первое место и получили вкусный приз, который немедленно поделили на всех!
После лекций и обеденного перерыва начинались практические занятия, заканчивавшиеся не раньше 18.00. С нами работали психологи, объяснявшие нам тактику общения с больными, особенно с ВИЧ-инфицированными пациентами. Мы разыгрывали ситуации, поочередно исполняя то роль опытного хирурга, то роль "трудного" пациента, например, матери-одиночки. Надо сказать, что к этим "играм" все относились очень серьезно. Ведь в работе врача очень важно уметь найти нужный подход к каждому конкретному человеку, проникнуться его проблемами, заслужить его доверие, иначе ты не сможешь оказать больному быструю и эффективную помощь.
Несколько раз практикумы проводились непосредственно в больницах Стамбула. Должен сказать, что выматывали такие занятия гораздо больше, чем лекции. Но интересно, что в последний день, когда нам предложили вынести свою оценку проведенной программе, большинство студентов без колебаний поставили высший балл именно практическим занятиям.
Официальным языком летней школы был английский. Если на практикумах проблемы с языком ни у кого практически не было (каждый мог запросто попросить повторить задание), то на лекциях приходилось постоянно сидеть в напряжении: они проходили в очень быстром темпе, материала было много, а времени мало. Помогало то, что в первый же день каждому студенту выдали напечатанный краткий курс лекции, поэтому перед началом очередной лекции нужно было только внимательно прочитать конспект и вникнуть в суть обсуждаемого предмета.
Как ни насыщен был наш учебный день, по вечерам мы с удовольствием переключались на культурную программу. "Наш город - это место, где встречаются Запад и Восток", - любят повторять жители Стамбула, и это действительно так, ведь город расположен одновременно и в Европе, и в Азии. Удивительные ощущения испытываешь, когда сидишь на террасе ресторанчика, расположенного на европейском берегу, и любуешься огнями уже ночной Азии.
Для поездок по городу организаторы программы предоставили в наше распоряжение три микроавтобуса, однако мест в них хронически не хватало, и кому-нибудь обязательно приходилось сидеть на коленях у товарищей. Мне порой казалось, что я вернулся в годы детства и еду в пионерлагерь. За время, проведенное в бесконечных пробках - замечу кстати, что это настоящий бич 15-миллионного Стамбула - мы разучили несколько турецких песен, одну польскую и одну индийскую, и вовсю их распевали.
В последний вечер для нас устроили вечер национальных талантов. По замыслу организаторов, каждый участник должен был продемонстрировать народное искусство своей страны - спеть или станцевать. Стоило турецким студентам начать свой зажигательный танец, как все остальные тут же вскочили с мест и присоединились к общей пляске! Индийскую песню мы тоже пели хором - не зря же учили ее в автобусе! Одним словом, вечер удался.
По окончании всем участникам выдали сертификат и несколько компакт-дисков с описанием будущих международных программ по здравоохранению. Ужасно не хотелось расставаться. Утешало лишь то, что я увозил с собой адреса и телефоны новых друзей, с которыми переписываюсь теперь, и, конечно, ценный опыт. Кстати сказать, все зачеты по возвращении я сдал, что называется, на одном дыхании.
(врезка 1) Что такое IFMSA?
IFMSA - это Международная федерация ассоциаций студентов-медиков (International Federation of Medical Students Association), международная неправительственная организация. Основанная в 1951 году, она открыта для студентов медицинского профиля со всего мира. Сейчас в ее рядах числится около 60 тыс. студентов из 68 стран, в каждой из которых имеется свое представительство. У нас его роль исполняет Российская ассоциация студентов-медиков (Russian Medical Students Association). На сайте IFMSA можно подписаться на бюллетень федерации и после этого бесплатно получать самую свежую информацию о настоящих и будущих программах.
(врезка 2) Чем хороши "летние школы"?
В краткосрочных учебных программах тоже есть свои преимущества.
Во-первых, летние школы, как правило, вполне доступны по цене. Так, регистрационный взнос школы в Стамбуле, о которой здесь написано, составил всего $250, хотя действительная стоимость программы гораздо выше, только проживание одного участника в гостинице обходилось организаторам в $160 ежедневно. Для частичного или полного возмещения своих затрат можно попробовать получить финансовую поддержку в том или фонде.
Во-вторых, в рамках летних школ можно учиться в самых престижных учебных заведениях мира (например в университете Беркли, см. с. ), поскольку на их участников не распространяются жесткие вступительные требования. Курсы, изучаемые в рамках летних школ, могут быть зачтены. В любом случае, полученные знания и навыки, а также сертификат об окончании такой программы окажутся полезными в дальнейшем.
В-третьих, не нужно пропускать целый год в своем учебном заведении. Для студентов и особенно специалистов - как правило, людей взрослых и обремененных семьей - это очень существенный плюс. Сама собой отпадает проблема обратной адаптации, когда, вернувшись после годовой или полугодовой стажировки, приходится заново привыкать ко всему.
Максим Мокин
Источник: Обучение за рубежом