Восточные бани - это особый мир: земные дела здесь уживаются с духовными, низкое соседствует с возвышенным...
На стене одной из бань Мешхеда, города в современном Иране, красуется старинная витиеватая надпись: "Пространство бани подобно раю, хотя строение ее из глины и кирпича". Средневековый каллиграф, сделавший ее знал на собственном опыте, о чем писал: турецкая баня или хамам, что означает "распространяющий тепло" издавна считалась на Востоке источником истинного наслаждения.
Турецкая баня служит не только для мытья, но и для отдыха укрепления сил, для встреч и бесед с приятелями, деловых переговоров о покупке или продаже, а еще - это место игры в шахматы или нарды. Но и само мытье здесь - не только гигиеническая процедура, омовение предусмотрено религиозными законами. В Коране записано: "А если вы нечисты, то очищайтесь".
Средневековый арабский ученый и врач Абу Али Ибн-Сина в труде "Канон врачебной науки" писал, что баня полезна при самых разных болезнях и недомоганиях: ей под силу справиться с катаром дыхательных путей, нервными расстройствами, бессонницей, параличем, плевритом, несварением желудка. Здесь можно избавиться и от похмелья. Нет внутреннего органа, болезни которого не мог бы вылечить хамам. Только надо соблюдать определенные правила: не идти, например, в баню после еды или если болит печень; не надо слишком засиживаться в парилке - от этого ухудшается зрение и слабеет половая сила. В хамаме, как нигде, необходимо чувство меры, и тогда он доставит наслаждение.
Еще совсем недавно богатые турки справлялись у астролога относительно самого благоприятного времени для посещения хамама. Сегодня турист стеснен временем, да и не все традиции ему известны, поэтому он идет в хамам в свободный день. Он входит в раздевальню - "джамекян", снимает верхнюю одежду, повязывает передник. Уже здесь температура около 30 градусов: банная церемония началась.
На ноги надо надеть туфли на высоких железных каблуках: пол горячий - под ним проложены трубы, по которым идет теплый воздух от печи. Кроме того, по полу течет смытая с тел жгучая мазь с мышьяком для удаления волос.
Становится жарко, человек, потея, входит в главный купольный зал, который называется "согуклюк", и видит подиум - "супа" ("плоский камень"), который также называется "чебек-таши" ("камень для живота"). Здесь рабочее место массажистов. От согуклюка отходят "пять пальцев" - пять парилен "сикалик", температура в которых постоянно повышается с 70 до 100 градусов.
Можно, привыкнув, перейти в более горячий сикалик и выбрать для себя наиболее приемлемую температуру. Наконец, посетитель ложится на чебек-таши и отдает себя на милость банщику, который готовится делать массаж. Банщик начинает с головы, потом переходит к спине, и тут видящему это первый раз кажется, что он попал в камеру пыток.
Хороший банщик так трудится над посетителем, что у того буквально трещат суставы. Но как бы ни было тяжело в начале, в конце экзекуции подвергающийся этой процедуре посетитель вдруг начинает чувствовать ни с чем не сравнимое блаженство. Муки закончились, но впереди, однако, новое испытание.
Главное - успеть вовремя отказаться от местной экзотики: окрашивания стоп, ладоней и волос хной, хотя все это, по турецким меркам, выглядит "очень красиво". - А женщинам, - понижает голос банщик, красят хной даже низ живота.
Церемония заканчивается в помещении для кейфа. Здесь можно покурить кальян, поиграть в нарды, поговорить с друзьями; тут подают горячий чай и кофе - ведь ничего холодного пить в данном случае нельзя, об этом предупреждал Абу Али Ибн-Сина: вредно для печени питье холодной воды залпом после бани".
Современная цивилизация внесла свои не всегда удачные коррективы: теперь в комнате для кейфа продают кока-колу, спрайт и американские сигареты, здесь можно прочитать свежий номер "Нью-Йорк Таймс" и даже посмотреть новости CNN с азиатских бирж.
Но зато, покинув хамам и оказавшись в лабиринте кривых и узких улочек старого Стамбула, ощущаешь, как душа устремляется в рай, и чувствуешь себя героем "Тысячи и одной ночи" - тем самым, который, "выйдя из бани, был подобен ветви ивы или звезде, смущающей своим появлением луну и солнце".
По материалам статьи Андрея Трофимова