01.11.2004
1786
Почему мы отправились в Эмираты, сказать трудно. Скорее всего, они прошли по ценовому цензу, и туроператором была обещана возможность вволю пошататься по магазинам. Теперь мы знаем, что не надо ехать в
ОАЭ летом, если вы не собираетесь проводить время, не выныривая из воды, или настолько любите баню, что готовы в ней жить постоянно. Октябрь и апрель – это сезон. Мы были неопытными путешественниками, и нас ждал август. Но это нам удалось перенести.
Через пять с половиной часов после вылета из Шереметьева-2 наш самолет был в Dubai International Airport. Некоторое время сидим, разглядываем в окошко аэропорт, кругом все исписано рекламой Shell, наконец стюардессы с облегчением объявляют, что сейчас нас выпустят.
Трудно описать первые испытываемые ощущения выхода из кондиционируемого пространства в горячий воздух пустыни. Впечатление, что налетаешь со всего размаху на невидимую преграду. Чувствуешь сильный удар, а откуда – абсолютно непонятно. Ударенные, спускаемся по трапу и грузимся в автобус, который везет нас с летного поля. Процедура прохождения паспортного контроля малоинтересная и довольно долгая. Дяденька с белой тряпочкой и черным шнурочком на голове, изучив мой паспорт, начинает пытать меня о моей семье и с кем я путешествую. Зная о том, что женщинам до тридцати лет без мужа, брата или отца въезд в страну запрещен, объясняю, что я как раз наоборот – под присмотром мужа. Пограничник скучнеет и шлепает в паспорт печать – проходи.
Отель
Пока автобус нас везет, можно рассмотреть улицы. Они пусты совсем, то есть никого вообще. Мы едем по городу, где живут люди, которые могут себе позволить не ходить пешком по такой жаре. Потом уже, побывав в Дейре, в которой жизнь не затихает никогда, мы увидели, что никакая жара не испугает торговцев, ждущих неприхотливых русских покупателей.
Дорога из аэропорта недолгая, наша гостиница находится напротив торгового центра Аль-Гураир, на площади fish roundabout – в смысле круговой разворот автомобилей вокруг каменной пары рыб (но без подписи ни за что не узнаешь, что это рыбы). Прямо скажем, отельчик так себе, поэтому при выборе номеров терзаемся проблемой, что лучше – шило или мыло. Варианты таковы: окна номера выходят 1) на дорогу, шумящую даже через плотно закрытое окно, 2) на башню минарета, с перспективой слушать культовый крик, многократно усиленный мегафоном, 3) в заманчивый черный колодец с видом на прачечную и кухню ресторана.
Останавливаем свой выбор на дороге. К номеру прилеплен небольшой балкончик, на нем очумелый кактус, и очень удобно "отогревать и замачивать" видеокамеру. При существующей влажности и температуре она не сразу работает, сначала приходится выкладывать неженку на балкон, чтобы она попривыкала к агрессивным условиям среды. И лишь потом ею можно пользоваться.
Ну вот, как-то и устроились
Можно теперь неспешно почитать справочную литературу. Дело довольно бесполезное, но так положено настоящим путешественникам. Итак.
Зимой время отличается от московского на час – опережает его, а летом, прилетая в ОАЭ, часы переводить не надо. Дожди бывают в декабре, но видевших их не видел никто. Летом жарко – 38–42 градуса тепла, зимой – 20–25, тоже тепла. Как-то на Новый год мы купались здесь в море. Влажность постоянная, непривычно высокая, вкупе с температурой дает неприятный эффект вечной парилки.
Дирхам, национальная валюта, ведет себя прилично и не меняет своего соотношения с долларом на протяжении многих лет. Обмен денег нужен только для мелких покупок типа фруктов или попить водички. Во всех магазинах с удовольствием принимают американские деньги и дают сдачу – о радость нумизмата! – в редких купюрах (нам попадались начиная с 1934 года).
С ветерком
Из Дубая, взяв в аренду машину, можно прокатиться в
Шарджу и
Абу-Даби. В Шардже вас ждет крупный автомобильный рынок и деревянное раздолье, от коников всех видов и размеров до всяческой мебели. До Шарджи ехать минут 15–20, соблюдая скоростной режим, иначе могут быть серьезные, совсем не московские последствия: нарушения ПДД караются ощутимыми денежными штрафами, а какая-нибудь сбитая верблюдица может прямой дорогой завести в тюрьму. Несмотря на идеальное асфальтовое покрытие, прогулку с ветерком лучше не планировать. На протяжении всех дорог стоят камеры, бесстрастно фиксирующие скорость машин. Сведения поступают в полицию, а затем в контору, оказавшую вам услугу аренды. Не сразу, правда, а с задержкой в три-пять дней. Поэтому остается шанс улететь домой непойманным. Но в зависимости от провинности потом могут не пустить в страну.
Прокатных фирм очень много, цены в них на одну и ту же марку машины могут различаться на пять-десять долларов в сутки. К среднему ценовому классу можно отнести "тойоты", "мицубиси" и "хонды". Стоят они в сутки от 25 до 50 долларов. Джипы и "мерседесы" – подороже, от 80 долларов и выше. Беря автомобиль напрокат там, где цены ниже, имеет смысл его внимательно осмотреть на предмет повреждений. В случае возникновения непредвиденных ситуаций и аварий, если вы уверены в своей правоте, спокойно обращайтесь в полицию. Местные боятся ее, как кролики удава, и служителям закона без всяких клятв говорят одну только правду, даже если эта самая правда свидетельствует против них.
Такая вот история
Убедиться в этом мы смогли на своем печальном примере. В торговом центре Аль-Гураир шопинговый азарт завел нас в магазин французской одежды. Примерка понравившейся курточки проходила под нескончаемый речитатив улыбчивого итальянца: "ориджинал, лэжа, нейчерал, бьютифул, ах-ах-ах!". Не знаю, насколько куртка была откутюрной, но цена ее оказалась вполне французской. Быстренько совершив покупку, мы с мужем побежали в гостиницу ахать над сокро- вищем. Но присмотревшись, обнаружили, что к натуральной коже курточка не имеет никакого отношения. А так как продавец был беспредельно мил, мы решили вернуться и попросить "мани бэк". В магазине, впрочем, обнаружилось, что продавец перестал понимать английский. Полчаса назад доверчиво рассказывавший нам о старушке-маме, теперь он смотрел сквозь нас и усердно пересчитывал платья на вешалках.
От огорчения мы почему-то решили вызвать полицию, причем попросили это сделать самого продавца, а он, как ни странно, не отказал нам в этой любезности. Араб-полисмен приехал минут через пять и долго со скучающим видом пытался уяснить, чего эти безумцы от него хо- тят. Выслушав нашу версию произошедшего, полицейский обратился к продавцу. Тот – о радость! – вдруг вновь заговорил на языке Шекспира, но полицейского это не восхитило. Изволь выражаться на языке государства, где живешь, рявкнул он. Малый оказался полиглотом и скоренько изложил историю по-арабски, причем его версия, как мы поняли, не слишком отличалась от нашей. Был неправ, пошутил, что вещь из натурального материала, но и слепому видно, что это не так. Поскучнев еще больше, полицейский вынес вердикт: иностранных идиотов, не отличающих тряпку от кожи, не обижать, куртку забрать – деньги отдать, прощенья попросить, гостеприимство прежде всего. А нам лично сказал: Welcome Dubai!
В принципе, в ОАЭ можно купить всё
Главное – определиться с желаниями и финансами. Если требуется привезти подарки небольшому табору близких и дальних родственников, для вас призывно шумит Дейра.
Лавки всех мастей, пренебрегающие обеденным отдыхом, готовы торговаться с вами в любое время. Часы связками, одежда дюжинами, духов нальют в любую склянку. И стоит все – как обед в рыбном ресторане, то есть 10–20 долларов за чемодан радостей.
Если же вы приехали разжиться новой клюшечкой для гольфа или формой для охоты на лис, надо ехать в торговые центры. Говорите таксисту заветные слова: Абу-Хейл, Аль-Гураир, Аль-Манал, Аль-Мулла Плаза, Бич-Центр, Бар-Джуман, Хамарайн, Холидей, Джумейра Плаза, Магруди Шопинг Молл, Маркас Аль-Джумейра, Галерея, Интерконтиненталь Плаза, – и вперед!
Эти магазины, как правило, открываются после 17.30 и работают до 23.00. Там вас ждут швейцарские часы, английская обувь, японская электроника оригинальной сборки и прочие шедевры цивилизации. А вот обновить свой гардероб вы сможете только в том случае, если вы мужчина или азиатская женщина. Для кавалеров в дубайских магазинах представлено все, что бывает на свете, дамам же предлагаются только наряды а-ля Гюльчатай.
Но про наряды разговор особый
Во всех путеводителях написано, что в ОАЭ не надо надевать слишком открытое и вызывающее. Все это, конечно, так, но в прибрежных дорогих отелях, естественно, никто не ходит в парандже и фрачной паре. Отдыхающий – он и в
Крыму, и в Африке, и в Персидском заливе раздет и тем счастлив. В Эмиратах тоже давно привыкли к полуголым российским туристкам, никто им свое осуждение не выказывает.
Другое дело ходить в рваных шортах и лифчике по приличным магазинам, банкам, кофейням или ресторанам, – этого делать не стоит, особенно ближе к вечеру. И еще нюанс: откровенно непривычная для местных одежда – спортивные костюмы, короткие штаны, декольтированные сарафаны и мини-юбки – воспринимается аборигенами как национальный костюм россиян.
А вот закрытое шелковое платье нежных расцветочек считается спецодеждой доступных женщин. И каждый встречный-поперечный будет норовить похлопать вас где придется – даже при наличии спутника мужского пола.
Даме в любой другой одежде сопровождающий обеспечивает полную защиту, так как предполагается, что вы являетесь собственностью мистера, с которым идете. На вас и глаз-то никто не поднимет – вдруг мистеру это не понравится.
Прочих опасностей в Эмиратах попросту нет. Леди и гамильтоны, увешанные килограммами золота, могут бродить по любым закоулкам. В стране с нефтяными реками не найдется желающих гибнуть в этих закоулках за презренный металл.
Особенности национальных развлечений
Несмотря на то, что ОАЭ мусульманская страна, в
Дубае очень много возможностей развлечься. И если вас не угораздило приехать в рамадан, когда правила поведения сильно ужесточаются, время проведете прекрасно. Огромный гольф-клуб, известный за пределами Эмиратов, сафари в пустыне, рыбалка в заливе с умопомрачительной снастью – двуручными катушками на акул размером чуть меньше 14-дюймового монитора и крючками, позаимствованными у Фредди Крюгера. Еще есть зоопарк, но он неинтересен: звери – в клетках, розовые фламинго – грязные, и немерено крокодилов, которые лежат себе в зеленоватых прудиках, тоскливо размышляя, кого им сегодня съесть.
Занятное мы там видели только одно. "На фоне Пушкина снимается семейство": гаремовладелец с десятком жен и не поддающимся учету количеством детей знакомился с фауной родной земли и фотографировался на долгую память. Все жены были в тяжелых темных одеяниях, тогда как муж, как и все мужчины в стране, облачился лишь в белую легкую простыню, – при 40-градусной жаре разница, наверное, ощутимая. Товарищ Сухов враз бы обеспокоился положением женщин Востока. Хотя те вроде не унывают, знай себе разъезжают на "ягуарах" и "бентли" по модным магазинам.
Модные магазины у арабских женщин весьма специфические: в одних продается яркая, с украшениями одежда всех цветов для дома и для семьи, а в других – длинные ряды черных балахонов, закрывающих лицо. Мне не удалось найти между ними не то что семи, а даже одного отличия, но арабские дамы часами там что-то разглядывают и выбирают.
Вообще, женщин на улицах немного, и хорошо, что одежда разглядеть их не позволяет. Порядки здесь более чем строгие: посмотрел – женись, а чтобы жениться, требуется немало денег. Местная молодежь поэтому ездит на муниципальный пляж, куда вывозят купаться постояльцев отели, находящиеся в черте города. "Горячие головы" в балахонистых футболках и штанах залезают в воду и плавают стайками вокруг какой-нибудь незагорелой барышни, приводя ту в полное замешательство...
Инга СОКОЛОВА
Источник: Аэрофлот