Оценка:
Музей истории евреев
Одессы, с первого взгляда мне не очень показался. Но чем больше я всматривался, в, казалось бы, незатейливые экспонаты, тем интереснее становилось.
Типично одесский дворик на улице Нежинской, в углу двора дверь в, кажется, обычную квартиру, звонок у двери... Музей располагается в бывшей коммунальной квартире. Несколько комнат заполненных, казалось бы, незатейливыми экспонатами, хранят память о времени, о живших, когда то людях, и еще, что то такое, что трудно выразить.
Не знал, что в Х1Х и первой четверти ХХ –го века, Одесса была третьим городом в мире по численности еврейского населения. Что в 20-е годы прошлого века почти половина жителей города были евреями. В 1989 году – 6 процентов. Сейчас, думаю, и двух процентов не наберется.
И той еврейской общностью, видимо, создавался своеобразный и оптимистический дух города. Конечно, это был совсем другой город. Сейчас же, тот привлекательный, одесский колорит практически исчез. Ушли из жизни, уехали из города носители его.
Я ходил по комнатам музея, и не покидало чувство какой то недосказанности. Захотелось прийти еще, чтобы убедиться - тайна все же есть. Или здесь только предметы, которые видишь.
Запомнился «Автопортрет» Дины Фруминой, картина С. Рашкова «В еврейском колхозе», буфет из квартиры Бабеля, слоники за стеклами полок. Один такой сохранился у нас дома.
На одной из тумбочек увидел альбом одесских художников авангардистов: Алексей Нюренберг, Сигизмунд Оселевич, Сандро Фазини… Какие интересные, оказывается, были художники, практически неизвестные сейчас.
Я возвращаюсь из музея: платаны и акации, корпуса Нового рынка, Городской сад, Пале-Рояль, кариатиды на старинных зданиях, Строгановский мост над Карантинной балкой.., многое, внешне, пока еще сохранившееся, к счастью.
Двизин