Оценка:
Кармана – один из исторических городов, расположенных на Великом шелковом пути. Здесь очень много исторических памятников и мемориальных комплексов. Мечеть Хазрат Мавлоно Ориф Деггароний – один из таких памятников, который предположительно относится к периоду религий зороастризма – огнепоклонничества.
Мемориальный комплекс занимает небольшую территорию. Самая старинная мечеть Деггароний окружена садом, есть хозяйственное помещение для приготовления и принятия пищи, музей с интересными экспонатами, рядом с которым также находится надгробие, чилляхона (уединенное место для молитв паломников) и колодец. Еще один колодец находится позади самой мечети.
Кто на самом деле Хазрат Мавлоно Ориф? Кем он был, когда жил и почему это место считают священным? На эти вопросы мы и попробуем найти ответы.
Соавтор книги «Кармана – кадимий диёр» («Кармана – старинный край») Н.Бекниёзов рассказывает, что Хазрат Мавлоно Ориф родился в 1312 году в селе Деггароний, что с персидского переводится как «изготовление котлов, казанов». Он владел лавкой, ткал бязь, был дехканином, выращивал хлопок. В исторических источниках есть много интересной информации об этом великом святом, прорицателе. В изданном в 1909 году (в 1328 году хиджры) в
Бухаре на персидском языке произведении Саййида Мухаммада Носируддина «Тухфат аз-зоирин» («Подарок паломникам») приведены интересные сведения о шейхах и святых, живших на территории между
Ташкентом и Бухарой. Там, при упоминании шейхов и святых, в первую очередь, говорится о Сайиде Амире Кулале. Мавлоно Орифу дана следующая характеристика: «Мавлоно Ориф, являясь одним из прошедших халифов (духовный глава мусульман), был самым близким учеником Сайида Амира Кулала. Он родился на берегу реки Кухак (Зарафшан) в 9 фарсангах (мера длины, равная 7-8 км) от Бухары в части Деггарон кишлака Хазора в семье Ходжи Ахмада Мисгара (медника). Благодаря своим религиозным убеждениям с детства наизусть выучил Коран. В течение семи лет брал уроки по шариату и тарикату (исполнение религиозных обрядов и обычаев) у Саййида Амира Кулала и с его разрешения преданно служил тюркскому и таджикскому народам. Он несколько раз посетил Мекку и Медину».
Хазрат Мавлоно Ориф был одним из талантливых и одаренных учеников и последователей основоположника суфизма Сайида Амир Кулола, который создал свою школу постижения Истины, поиска путей очищения и стремления к высшей степени нравственности, приближения к Создателю, неустанно вознося Ему молитвы. Великий Бахоуддин Накшбандий 7 лет учился у Хазрата и всю жизнь почитал его как своего духовного наставника
Из легенд известно, что однажды в реке Зарафшан разлилась вода и залила родной кишлак Деггароний. Все население кишлака с криками и воплями вышло на улицу. Тогда Мавлоно Ориф бросился в поток воды и сказал: «Если можешь, унеси меня, оставь народ в покое». Селевой поток тут же прекратился, избавив народ от беды.
Вышеуказанное качество показывает, что Мавлоно Ориф был не только умным, зрелым человеком, духовным наставником и религиозным деятелем, но и был обладателем чудодейственной силы, имел способности к пророчеству и совершению чудес. Он умел предсказывать будущее, события, занимался целительством, оказывал помощь социально уязвимым слоям населения.
Говорят, что благодаря сверхъестественным способностям, пятничный утренний намаз он читал в мечети «Деггароний», а обеденный – в Мекке. Существует предположение, что Хазрат обладал даром транспортации, т.е. умением сокращать время и пространство и тем самым в короткое время перемещаться на далекие расстояния.
Садриддин Салим Бухорий в своем трактате «Хазрат Мавлоно Ориф Деггароний» указывает годом рождения этой личности 1312, а годом кончины 1375 по хиджри.
Из исторических книг известно, что от его жены Махипоры был всего один-единственный сын Абул Хайр Хожа. Последний представитель династии Мавлоно Ориф Деггароний Тохир Хожа похоронен на кладбище Косим Шейх Азизон в Кармане.
Если обратить внимание на саму мечеть, то она имеет форму квадрата и выполнена из пахсы (сырой глины) и кирпича. Пахса (глинобитная стена) имеет 15 слоев с толщиной каждого слоя 1 метр, между ними имеется 1 ряд кирпичной кладки. Молельня внутри мечети имеет кубическую форму. В центральной части мечети имеется 4 кирпичные колонны, между которыми установлены большие арки, а поверх по две малые арки. Центральный свод мечети поднят на 4 колонны и выполнен над арками, образующими двенадцати угольное украшение. На северной, южной и западной стене молельни имеются красивые резные украшения из камня. Хорошо видно, что вход в мечеть со стороны восхода солнца дополнительно построен позднее из жженого кирпича. Две лепнины с этой стороны отличаются от шести с других сторон и установлены над стеной. Свисание шести лепнин без опоры на что либо, похоже на чудо. Архитектура входа свойственна XIV веку, так как, кирпичи здесь и кирпичи Работи Малика и Сардобы, после их реставрации в XIV веке, схожи.
Рассказывают, что французы, однажды побывавшие в Деггароний, говорили, что архитектура этой мечети, а именно ее внутренние колонны и паруса напоминают католические храмы во
Франции.
По архитектуре и строительству видно, что здание построено еще во времена зороастризма, вокруг было все открыто. Позднее, примерно в IX-X веках, здание было огорожено стеной из кирпича-сырца толщиной в один метр и превращено в мечеть. А вход с западной стороны построен во времена Мавлоно Орифа и Бахоуддина Накшбанди.
В 2006 году по инициативе тогдашнего главы администрации области Б.Рузиева произведены большие ремонтно-восстановительные и реставрационные работы по благоустройству этого исторического комплекса, который благодаря труду и вниманию здешнего населения и по сей день сохранил в себе дух прошедших тысячелетий.