Оценка:
Среди многочисленных исторических памятников
Самарканда особое место занимают остатки обсерватории, сооруженной великим царедворцем-ученым Мухаммадом Тарагаем Улугбеком. Долгое время она считалась навсегда утерянной и даже легендарной, пока ее поисками не занялся Василий Лаврентьевич Вяткин.
Обсерватория была значимой частью Академии наук, основанной Улугбеком в ХV в., которая прославила Самарканд в научном мире. Возглавлял Академию Улугбек, ему помогали выдающиеся учёные - Гияссиддин Джамшед, Кази-заде Руми и Али Кушчи.
Известно, что обсерватория строилась пять лет - с 1424 года. Она была трёхэтажной цилиндрической формы с диаметром основания 42 метра и высотой 31 метр. Необходимые для неё инструменты изготавливались под руководством Гиясиддина Джамшеда, который был искусным мастером. Смерть Улугбека стала началом разгрома его астрономической школы: ученые, опасаясь за свои жизни, покинули страну, а сама обсерватория опустела.
Судя по сведениям, содержащимся в исторических трактатах, таких как "Дастур ал - Мулук", "Тарихи Абулфайзхани", "Тухфат ал - хини", "Самария", обсерватория и другие здания Самарканда начали подвергаться разрушениям с ХVII века, в эпоху феодальных междоусобиц. Разрушения обсерватории завершил один из ханов - правителей, полагавший, что под фундаментом здания находится клад. Клад не нашли, но кирпичи кладки и частично облицовку растащили на строительство домов жители города. Место обсерватории сначала превратилось в свалку, а затем засыпалось землей. О грандиозном детище Улугбека, казалось, забыли навсегда.
В 1908 году по решению Академии наук
России и её Географического общества для изучения состояния и оценки археологических памятников Средней Азии учёному-археологу В. Л. Вяткину поручается инспекционная задача.
С целью найти обсерваторию В. Л. Вяткин, отлично владевший восточными языками, определился на службу в управление губернатора по земельным делам. После кропотливой работы он обнаружил в одном документе XVII века на право владения земельным участком в местности Накшидже-хан по арыку Аби-Рахмат указание на то, что один из участков именовался "Тал-и-расад" (т. е. холм обсерватории). Документ, имеющий трёхсотлетнюю давность, подтвердил правильность бытующего в народе названия холма (По-и-расад). Отмечу, что тот документ - васика (купчая) в качестве артефакта хранится в музее археологии Самарканда.
В тот же год начались раскопки. Тогда были обнаружены следы круглой стены в один кирпич и часть главного инструмента. Других астрономических инструментов не найдено. Раскопки В. Л. Вяткиным из-за отсутствия средств были завершены в 1914 году. Чтобы расчищенная площадка диаметром около 50 метров не была разрушена осадками, в 1915 году устроено сводчатое перекрытие над откопанной траншеей с частью секстанта.
Изучение обсерватории получило широкий размах только в советское время. В результате раскопок И. А. Сухарева под руководством профессора М. Е. Массона в 1941 году, и в особенности раскопок В. А. Шишкина в 1948 году, было точно установлено, что обсерватория представляла собой единое архитектурное целое.
"Круглая стена" оказалась остатками внешней стены громадного трехэтажного здания цилиндрической формы. Здание имело плоскую кровлю, где располагались некоторые астрономические инструменты. План здания оказался достаточно сложным: в нем были большие залы, комнаты, коридоры, переходы, соединяющие эти помещения и т. д. Середину обсерватории занимал главный, инструмент-секстант. При раскопках также было найдено большое количество цветных изразцов - синего, голубого, жёлтого, белого и чёрного цветов. Это убеждает нас в том, что здание обсерватории, как и медрессе Улугбека, и мечеть Биби-Ханым, было одето сверкающей облицовкой.
…Сегодня место, где возвышалась обсерватория, благоустроено, здесь построен небольшой музей, установлен памятник Мирзо Улугбеку. А недалеко от остатков секстанта находится скромная могила самого Василия Лаврентьевича Вяткина, пожелавшего быть похороненным рядом со своим археологическим открытием.
Джуракул КАЮМОВ,доцент, кандидат
физико-математических наук.