Оценка:
Вот уже более 100 лет со дня завершения раскопок местонахождения обсерватории Мирзо Улугбека. В результате совместных усилий выдающихся учёных-востоковедов, местных жителей и самаркандского краеведа и археолога В. Л. Вяткина, начавшего изучение раскопок по сведениям, изложенным в «Бабурнаме» и «Самарии» а также вакуфному документу, датированного XVII в., привели к сенсационному историческому открытию двадцатого века.
Своим научным и культурным подъемом древний
Самарканд обязан султану Улугбеку, уникальному правителю, считавшемуся по-настоящему большим ученым. Мухаммад Тарагай Улугбек был внуком великого завоевателя Тамерлана, но с детства его больше привлекали науки, чем войны. В учителях у Улугбека ходили выдающиеся математики и философы, а сам наследник, как гласят легенды, с юных лет проявлял исключительные способности. Однажды Тамерлан взял своего внука с собой в Персию, в город Мерагу, где за пару веков до того ученый Насир ад-Дин ат-Туси выстроил выдающуюся обсерваторию. Увиденное потрясло Улугбека и укрепило его интерес к астрономии. Считается, что уже тогда юный наследник решил построить обсерваторию и у себя на родине. Став правителем, Улугбек вскоре начал строительство. Руководили им не архитекторы, а ученые, во главе с самим султаном, который проводил здесь почти все время, свободное от государственных дел.
На холме, видном из любого места Самарканда возвышалось круглое здание. Формально, в нём было три этажа, но в действительности, высота здания достигала 40 метров, а его диаметр превышал 50 метров. На крыше обсерватории размещались небольшие приборы, а в центре её стоял главный инструмент – квадрант, который представлял собой вертикально установленную четвёртую часть круга. Радиус дуги превышал 40 метров. Над землёй возвышалась только часть инструмента, а остальная располагалась в подземной траншее. Такой огромный инструмент позволял самаркандским астрономам производить угловые измерения с высочайшей для того времени точностью. По обе стороны от квадранта располагались помещения для наблюдений за Солнцем звёздами а также для теоретических работ. Цоколь обсерватории был облицован мрамором, а портал и арки (их было по 32 на каждом этаже) – цветными изразцами. Внутренние стены были покрыты картинами, схемами, изображениями семи небесных сфер, девяти небес, семи планет, звёзд и земного шара с делениями на климатические пояса. В здании располагалась также богатая библиотека, ведь обсерватория была не только местом наблюдений, в ней трудились лучшие умы того времени – математики, философы, астрологи… Астрология во времена Улугбека была более правомочной наукой, чем математика и астрономия. А вернее сказать, последние были прикладными науками, обслуживающие астрологию. Две из пяти частей основного труда Улугбека были посвящены астрологии и предсказанию судьбы по звёздам. Точность звёздных таблиц Улугбека была настолько поразительна, что многие учёные сомневались в их подлинности. Казалось невероятным, что до изобретения телескопа, они были достижимы.
В 1449-м году после смерти просвещенного правителя, обсерватория еще пару десятков лет работала, но постепенно приходила в упадок. К 1469-му году ученые окончательно покинули ее, за века здания и постройки были разобраны на кирпичи. В 1908-м году археолог Вяткин после длительного изучения документов смог обнаружить остатки древней обсерватории, раскопки продолжались вплоть до 1914 года. Вся жизнь Василия Лаврентьевича Вяткина (1869 – 1932) была связана с Туркестаном. Он родился в г. Верном (ныне Алмата, Казахстан), в семье семиреченского казака-переселенца. После окончания Ташкентской учительской семинарии, Вяткин работал в русско-туземном училище в Самарканде, преподавал русский и узбекский языки. Вскоре его пригласили переводчиком в Самаркандское уездное управление, где он служил делопроизводителем, советником, членом статистического комитета.
Огромная тяга к исследовательской работе, внимание к изучению и сохранению исторического наследия Туркестана определили всю дальнейшую судьбу В.Л. Вяткина. Основатель Самаркандского музея, смотритель памятников Самарканда, археолог, собиратель, хранитель и переводчик восточных рукописей - он оставил заметный след в науке. Ученым было опубликовано более 70 научных работ, посвященных главным образом истории и археологии Туркестанского края. Великий учёный был похоронен в Самарканде, рядом с обсерваторией Улугбека, изучению которой он посвятил всю свою жизнь.