Москва - Брест - Прага - Франкфурт-на-Майне...

Alexander Страна:Польша
Город: Варшава
Время отдыха: Дата вылета сентябрь 1999

Дата27.09.99 Хороший отзыв1 Ответов 1 Просмотрели15655

Вид тура: экскурсионный, ж/д + автобус Маршрут: Москва - Брест - Прага - Франкфурт-на-Майне - Люксембург - Реймс - Париж - Брюссель - Антверпен - Амстердам - Берлин - Варшава - Брест - Москва Продолжительность - 12 дней Время поездки - 19-31 августа 1999 года Туроператор - туристическая компания "Интерс"

Введение

Несомненным достоинством автобусных (или "автобус + ж/д") туров является относительно невысокая их стоимость (за счет отсутствия авиаперелета) и очень насыщенная экскурсионная программа. В то же самое время эти достоинства являются и их же недостатками. Как бы ни был хорош автобус, длительные переезды в нем утомляют и отбирают время у экскурсионной программы, которая при этом очень сильно уплотняется. Прежде, чем вы попадете в первый город, обозначенный в программе вашего тура, пройдет достаточно много времени. Мы отправились из Москвы около 15 часов, прибыли же в Прагу лишь поздно вечером на следующий день. При этом первую часть пути ехали на поезде (до Бреста), далее - 820 км. на автобусе.

Автобус

Автобусы, которыми балуют российских туристов российские же турфирмы, - безусловно, не последние модели, хотя и вполне добротные, производства известных на этом рынке фирм, с необходимыми в таких поездках удобствами (телевизор, биотуалет, кипятильник, кондиционер, откидывающиеся и выдвигающиеся кресла, столики и т.п.). Мы совершали наш вояж на автобусе NEOPLAN, который до нас уже лет десять трудился на ниве туристического бизнеса.

Таможня

Белорусско-польская таможня, скажу я вам, - это нечто. Выглядело все так - нас буквально на лету сняли с только что прибывшего в Брест поезда (а поезд прибыл около шести утра) и посадили в автобус, даже не успев толком пересчитать. Как я понял, главное в этот момент не потеряться и не отстать - все происходит очень стремительно, а своей группы ты еще толком не знаешь. Оказывается, спешка эта нужна, чтобы приехать к границе как можно быстрее, опередив другие туристические группы, приехавшие тем же поездом. Автобус приезжает на таможню, встает в очередь. К этому моменту мы уже немного пришли в себя, гид рассказала, как заполнять таможенную декларацию, после чего наступил момент ожидания. В этот момент можно выйти из автобуса, посетить duty-free и туалет. Остальное время (а его много) занимает разглядывание автомобилей, выезжающих из Белоруссии в Польшу. Как правило, это полуразвалившиеся авто практически всех европейских марок, выпущенные лет 20-30 назад. Я не преувеличиваю - такое впечатление, что вся территория просто кишит автомобилями, найденными на какой-то одной большой европейской помойке. В Москве таких развалюх я даже и не встречаю в последнее время. Часа через полтора процедура началась. Автобус проходит таможню отдельно, пассажиры вместе со своим багажом отдельно. Таможенники задают обычные вопросы: не везете ли чего лишнего, куда едете, сколько денег везете (видимо, чтобы ответ сошелся с той цифрой, которую вы только что написали в декларации). Дальше все зависит от настроения - у некоторых перетряхивают содержимое сумок (сам видел), меня же попросили предъявить (и даже пересчитали) все деньги. У кого денег было больше, чем можно было вывозить (на тот момент - 500 долларов США), просили предъявить справки - разрешения на вывоз валюты. В общем, процедура достаточно унизительная. С польской стороны было уже значительно легче - всего лишь паспортный контроль: сравнение лица реального и лица в паспорте и дополнительный штампик в паспорте. Следующий пункт - это уже граница Чехии с первой на нашем пути страной Шенгенского соглашения - Германией. В основном все сводится все к тому же паспортному контролю и сверкой каких-то данных по компьютеру. Не могу сказать, что длится долго, но все же какое-то время занимает. Зато потом - неделя полного кайфа: пять границ и ни единой остановки на них. Выглядит примерно так - гид объявляет: "Только что мы проехали границу Франции с Бельгией". Как будто бы едешь по одному государству и просто въезжаешь в разные его области. Но одна проблема все равно остается - это деньги.

Деньги

До появления EURO у каждого государства свои деньги. За 12 дней в моих руках побывало девять валют - российские рубли, белорусские "зайчики", польские злотые, чешские кроны, немецкие марки, люксембургские франки, французские франки, бельгийские франки, голландские гульдены. Ну и, конечно же, американские доллары, которые все российские туристы привыкли брать в такие поездки. Все это достаточно неудобно, потому что возникает много проблем. По приезде в каждую страну нужно иметь деньги в местной валюте, чтобы поесть и попить, что-то купить (сувениры, еда-питье в автобус). Соответственно, посещение любой страны начинается с обменника, причем расположенного, как правило, в местах, где по определению не может быть слишком выгодных условий обмена. Причем даже если курс выглядит выгодным, при обмене с вас сдерут такую комиссию, что получится еще хуже, чем обменнике, где курс казался гораздо хуже.

Поэтому, видимо, Валютой стран, где вы точно будете находиться дольше всего, лучше запастись еще в Москве. Я, например, купил в Москве французские франки и немецкие марки; Лучше иметь доллары достаточно мелкими купюрами (10-20), чтобы не возникало дополнительных проблем со сдачей;Власть доллара кончается где-то в районе Польши. То есть если в Польше вы в крайнем случае можете расплатиться и долларами, то в Европе доллары особо не любят: поменять - пожалуйста, а вот платить ими - это вряд ли. Гораздо более привлекательно с точки зрения европейцев выглядят немецкие марки (DM). Их принимают, естественно, в Германии, но и в Люксембурге, Бельгии и Голландии тоже. Кроме того, до въезда в другую страну необходимо отделаться от всей мелочи в карманах - в соседней стране она никому не нужна, а вот кока-кола или пиво (пусть даже в запас) в дороге всегда пригодится. Мы даже придумали специальный термин для этого процесса - "слив денег". Еще одна проблема с деньгами, которую тоже хотелось бы затронуть - обменники работают далеко не всегда. Например, в центре Парижа мы с очень большим трудом нашли обменник, совершенно случайно не закрывшийся в 6 вечера. А вот в Берлине, куда мы приехали в воскресенье, работали только банкоматы - можно было снять деньги с пластиковых карточек. Ни одного обменника, работающего и готового обменять наличные доллары на марки, мы не нашли. У нас-то были еще "московские" марки, но вот людей, которые не могли по этой причине даже мороженого себе купить, было очень жалко. ДорогиЕвропейские дороги, конечно, не сравнить с нашими. Причем, как платные, так и бесплатные, достаточно хорошего качества. Единственное, в Польше мы ехали по шоссе, которое состояло из трех полос (одна в одну сторону, другая - в обратную, а третья чередовалась). Это достаточно неудобно, даже несмотря на присутствующую там водительскую этику. В шенгенской же Европе самым обидным было то, что мы ехали по таким великолепным дорогам с максимальной скоростью 80 км/час. Такое ограничение существует для экскурсионных автобусов из соображений безопасности туристов. Автобусам со специальным разрешением (которого у нас не было) можно развивать скорость до 100 км/час. И это при том, что автомобилям разрешено ехать все 130. Конечно, все это несколько затягивает и без того небыстрые переезды. ПереездыУ нас был тур без ночных переездов, спали мы в отелях, а все необходимые перемещения по Европе совершали днем. В этом есть свои недостатки - расстояния все равно преодолевать надо, поэтому делалось это не во время сна в автобусе, а за счет экскурсий, что в общем-то жалко. То есть, как правило, полдня экскурсия и свободное время, остальные же полдня занимает дорога. Но в этом есть и свое преимущество - программа довольно напряженная, впечатлений много, и хочется хотя бы нормально выспаться, по-человечески принять душ, взбодриться перед очередным напряженным днем. По дороге автобус каждый три часа делает остановку на 15-20 минут, в основном, на заправочных станциях, которые одновременно являются и местом отдыха водителей. Как правило, это маленькое кафе, небольшой супермаркет, где можно купить в дорогу все необходимое, а также туалет. Что самое поразительное - когда высаживается достаточно много народу (автобус - примерно 50 человек), это не приводит к какому-то параличу всех упомянутых заведений и никаких безумных очередей не образуется. В Польше с этим хуже - там все по-нашему (по крайней мере, в местах, где мы останавливались). Если туалет - то с одним "посадочным местом", к тому же платный, если магазин - то уж точно не самообслуживание, а продавец и кассир един в одном лице, но сейчас и он вышел. ОтелиОтели были очень даже неплохие. Как правило, это отели 2-3*, но специальные номера, которые специально предназначены для размещения только на ночь. В номерах - душ (как правило, с финской или немецкой сантехникой), туалет, ТВ, иногда - фен и климат-контроль. В отеле в Чехии душ и туалет были на две комнаты. В Париже (там мы жили дольше всего - четыре ночи и три дня) отель был несколько хуже - да, там были все перечисленные услуги, но номер был настолько маленьким, а сам отель такой древней постройки, что как-то все это портило впечатление. Правда, отель был расположен недалеко от станции метро, что является плюсом, хотя и не столь большим. Что самое интересное, у нас было две ночевки не в крупных городах-столицах, а в каких-то небольших отелях по пути (первый - под Ганновером, второй - в Польше, в каком-то небольшом городишке, я бы даже сказал, деревеньке). И тем удивительнее было то, что оба эти отеля были не хуже, а может даже и лучше "столичных". ЕдаВ оплаченную путевку входили лишь завтраки (как правило, шведский стол, а в Париже - так называемый континентальный завтрак: булочка с джемом и сок). Поэтому проблема питания стояла достаточно остро. Ну, во-первых, во время длительных экскурсий экскурсовод сам приводил всех в какой-то ресторан, где можно было быстро и относительно недорого поесть (в пределах 10 долларов). Во-вторых, когда давалось свободное время на осмотр достопримечательностей, считалось, что за это время нужно успеть еще и поесть. В "традиционные" рестораны лучше даже не соваться - нет времени ждать, когда тебя обслужат. Времени итак в обрез. Поэтому выход - это либо рестораны самообслуживания (где просто на поднос набираешь себе блюда и потом подходишь к кассе), либо пресловутый fast-food (типа McDonald's, Quick, Pizza Hut и пр.) В последних можно поесть достаточно дешево (5-6 долларов) и быстро, а при необходимости взять с собой и доесть в автобусе или по дороге. Конечно, это не "вкусная и здоровая пища", но в данных условиях самый пригодный вариант. Ну и еще вариант - на тех заправках, где останавливается автобус, продается достаточно много самых разных полуфабрикатов (бутербродов, салатов, консервов и т.п.), которые тоже не дадут умереть с голоду, а иногда бывают очень даже и вкусными. Вместо заключенияОчень советую. Впечатлений будет очень много, отснятых фотопленок - тоже (кстати, пленкой лучше запастись в Москве - тут она значительно дешевле; и не думайте, что берете слишком много - все равно придется докупать). Не знаю, есть ли смысл ехать в слишком короткие автобусные туры (например, одна Прага) - полтора дня туда, полтора дня - обратно. Три дня провести в дороге и увидеть всего один город? Интересных туров много - ищите себе компанию и собирайтесь в дорогу… Какие могут быть проблемы с турфирмамиКак я уже сказал, интересных туров много, но не на каждый набирается достаточное количество желающих, чтобы тур состоялся. Поэтому заключение договора (покупка путевки) - это еще не факт, что ваше путешествие состоится. Если необходимого количества страждущих поехать по одному с вами маршруту не наберется, турфирма может перенести срок выезда (например, присоединить вас к следующей группе, осуществляющей путешествие по тому же маршруту, а это может быть и через две недели). Может объединить вас с туристами других турфирм, также не набравших необходимый минимум на аналогичный маршрут (именно аналогичный - то есть вы поедете уже в другой тур, пусть не сильно, но все же отличающийся). Или за пару дней до поездки, когда вы уже сидите на чемоданах, просто вернуть вам деньги. В нашем случае был один из тех самых случаев. Мы покупали тур в туристической фирме "Вавилон" и планировали посетить кроме Парижа, Люксембурга, Брюсселя, Амстердама, Антверпена, Берлина еще и Кельн, Брюгге и Дрезден. За несколько дней до выезда нам сообщили, что в связи с недобором туристов, несколько изменяется наша программа, а нас присоединяют к группе туристической компании "Интерс". Кроме нас, к "Интерсу" присоединили также и туристов компании DSBW-tours. В результате мы вместо Кельна, Брюгге и Дрездена получили Прагу и Варшаву, туристы DSBW-tours не попали в Трир, который им тоже заменили. Кроме того, естественно, мы не попали на выбранные нами места в автобусе, и нас "поселили" на галерку - самые последние места. И самое главное - доказать что-то в таких условиях практически невозможно. Стандартный Договор составлен так, что требовать соблюдения его условий - себе же боком выйдет. Так что при заключении договора необходимо четко прописать в нем все существенные для вас условия (их будет достаточно много - потому что предусмотреть все ситуации очень сложно). Нужно описать тип автобуса (что это не рейсовый Лиаз, а туристический автобус определенного класса (звездности), чтобы все системы в нем работали, а не только имелись - какой вам толк от неработающего кондиционера), расписать, на какие места в автобусе вы согласны, а на какие - нет. Указать параметры отелей, в которых вы будете останавливаться, гарантированный тип размещения (если двухместный - значит, двухместный и никаких вариантов). Указать о какой-то материальной компенсации в случае замены тура (например, за каждый непосещенный город, входящий в программу, скидка - 10%) и т.д. и т.п. Как правило, все эти вопросы вас и так интересуют, и какие-то ответы на них вы получаете от сотрудников туристических фирм. Однако чаще всего вам это рассказывают в устной форме (или даже показывают на картинках, рекламных проспектах или каталогах). Но все вышеперечисленное не является юридическими документами, а потому требуйте, чтобы вся важная для вас информация была занесена в договор. Иначе вы не сможете предъявить фирме НИКАКИХ претензий. Мне кажется, что только так мы научим туристические фирмы по крайней мере уважительно относиться к нам - людям, которые приносят им самое дорогое, что у них есть - деньги и желание их потратить так, как хочется им самим, а не как сложатся дела у конкретной фирмы.

Дороги

Европейские дороги, конечно, не сравнить с нашими. Причем, как платные, так и бесплатные, достаточно хорошего качества. Единственное, в Польше мы ехали по шоссе, которое состояло из трех полос (одна в одну сторону, другая - в обратную, а третья чередовалась). Это достаточно неудобно, даже несмотря на присутствующую там водительскую этику. В шенгенской же Европе самым обидным было то, что мы ехали по таким великолепным дорогам с максимальной скоростью 80 км/час. Такое ограничение существует для экскурсионных автобусов из соображений безопасности туристов. Автобусам со специальным разрешением (которого у нас не было) можно развивать скорость до 100 км/час. И это при том, что автомобилям разрешено ехать все 130. Конечно, все это несколько затягивает и без того небыстрые переезды.

ПереездыУ нас был тур без ночных переездов, спали мы в отелях, а все необходимые перемещения по Европе совершали днем. В этом есть свои недостатки - расстояния все равно преодолевать надо, поэтому делалось это не во время сна в автобусе, а за счет экскурсий, что в общем-то жалко. То есть, как правило, полдня экскурсия и свободное время, остальные же полдня занимает дорога. Но в этом есть и свое преимущество - программа довольно напряженная, впечатлений много, и хочется хотя бы нормально выспаться, по-человечески принять душ, взбодриться перед очередным напряженным днем. По дороге автобус каждый три часа делает остановку на 15-20 минут, в основном, на заправочных станциях, которые одновременно являются и местом отдыха водителей. Как правило, это маленькое кафе, небольшой супермаркет, где можно купить в дорогу все необходимое, а также туалет. Что самое поразительное - когда высаживается достаточно много народу (автобус - примерно 50 человек), это не приводит к какому-то параличу всех упомянутых заведений и никаких безумных очередей не образуется. В Польше с этим хуже - там все по-нашему (по крайней мере, в местах, где мы останавливались). Если туалет - то с одним "посадочным местом", к тому же платный, если магазин - то уж точно не самообслуживание, а продавец и кассир един в одном лице, но сейчас и он вышел.

Отели

Отели были очень даже неплохие. Как правило, это отели 2-3*, но специальные номера, которые специально предназначены для размещения только на ночь. В номерах - душ (как правило, с финской или немецкой сантехникой), туалет, ТВ, иногда - фен и климат-контроль. В отеле в Чехии душ и туалет были на две комнаты. В Париже (там мы жили дольше всего - четыре ночи и три дня) отель был несколько хуже - да, там были все перечисленные услуги, но номер был настолько маленьким, а сам отель такой древней постройки, что как-то все это портило впечатление. Правда, отель был расположен недалеко от станции метро, что является плюсом, хотя и не столь большим. Что самое интересное, у нас было две ночевки не в крупных городах-столицах, а в каких-то небольших отелях по пути (первый - под Ганновером, второй - в Польше, в каком-то небольшом городишке, я бы даже сказал, деревеньке). И тем удивительнее было то, что оба эти отеля были не хуже, а может даже и лучше "столичных".

Еда

В оплаченную путевку входили лишь завтраки (как правило, шведский стол, а в Париже - так называемый континентальный завтрак: булочка с джемом и сок). Поэтому проблема питания стояла достаточно остро. Ну, во-первых, во время длительных экскурсий экскурсовод сам приводил всех в какой-то ресторан, где можно было быстро и относительно недорого поесть (в пределах 10 долларов). Во-вторых, когда давалось свободное время на осмотр достопримечательностей, считалось, что за это время нужно успеть еще и поесть. В "традиционные" рестораны лучше даже не соваться - нет времени ждать, когда тебя обслужат. Времени итак в обрез. Поэтому выход - это либо рестораны самообслуживания (где просто на поднос набираешь себе блюда и потом подходишь к кассе), либо пресловутый fast-food (типа McDonald's, Quick, Pizza Hut и пр.) В последних можно поесть достаточно дешево (5-6 долларов) и быстро, а при необходимости взять с собой и доесть в автобусе или по дороге. Конечно, это не "вкусная и здоровая пища", но в данных условиях самый пригодный вариант. Ну и еще вариант - на тех заправках, где останавливается автобус, продается достаточно много самых разных полуфабрикатов (бутербродов, салатов, консервов и т.п.), которые тоже не дадут умереть с голоду, а иногда бывают очень даже и вкусными.

Вместо заключения

Очень советую. Впечатлений будет очень много, отснятых фотопленок - тоже (кстати, пленкой лучше запастись в Москве - тут она значительно дешевле; и не думайте, что берете слишком много - все равно придется докупать). Не знаю, есть ли смысл ехать в слишком короткие автобусные туры (например, одна Прага) - полтора дня туда, полтора дня - обратно. Три дня провести в дороге и увидеть всего один город? Интересных туров много - ищите себе компанию и собирайтесь в дорогу…

Какие могут быть проблемы с турфирмамиКак я уже сказал, интересных туров много, но не на каждый набирается достаточное количество желающих, чтобы тур состоялся. Поэтому заключение договора (покупка путевки) - это еще не факт, что ваше путешествие состоится. Если необходимого количества страждущих поехать по одному с вами маршруту не наберется, турфирма может перенести срок выезда (например, присоединить вас к следующей группе, осуществляющей путешествие по тому же маршруту, а это может быть и через две недели). Может объединить вас с туристами других турфирм, также не набравших необходимый минимум на аналогичный маршрут (именно аналогичный - то есть вы поедете уже в другой тур, пусть не сильно, но все же отличающийся). Или за пару дней до поездки, когда вы уже сидите на чемоданах, просто вернуть вам деньги. В нашем случае был один из тех самых случаев. Мы покупали тур в туристической фирме "Вавилон" и планировали посетить кроме Парижа, Люксембурга, Брюсселя, Амстердама, Антверпена, Берлина еще и Кельн, Брюгге и Дрезден. За несколько дней до выезда нам сообщили, что в связи с недобором туристов, несколько изменяется наша программа, а нас присоединяют к группе туристической компании "Интерс". Кроме нас, к "Интерсу" присоединили также и туристов компании DSBW-tours. В результате мы вместо Кельна, Брюгге и Дрездена получили Прагу и Варшаву, туристы DSBW-tours не попали в Трир, который им тоже заменили. Кроме того, естественно, мы не попали на выбранные нами места в автобусе, и нас "поселили" на галерку - самые последние места. И самое главное - доказать что-то в таких условиях практически невозможно. Стандартный Договор составлен так, что требовать соблюдения его условий - себе же боком выйдет. Так что при заключении договора необходимо четко прописать в нем все существенные для вас условия (их будет достаточно много - потому что предусмотреть все ситуации очень сложно). Нужно описать тип автобуса (что это не рейсовый Лиаз, а туристический автобус определенного класса (звездности), чтобы все системы в нем работали, а не только имелись - какой вам толк от неработающего кондиционера), расписать, на какие места в автобусе вы согласны, а на какие - нет. Указать параметры отелей, в которых вы будете останавливаться, гарантированный тип размещения (если двухместный - значит, двухместный и никаких вариантов). Указать о какой-то материальной компенсации в случае замены тура (например, за каждый непосещенный город, входящий в программу, скидка - 10%) и т.д. и т.п. Как правило, все эти вопросы вас и так интересуют, и какие-то ответы на них вы получаете от сотрудников туристических фирм. Однако чаще всего вам это рассказывают в устной форме (или даже показывают на картинках, рекламных проспектах или каталогах). Но все вышеперечисленное не является юридическими документами, а потому требуйте, чтобы вся важная для вас информация была занесена в договор. Иначе вы не сможете предъявить фирме НИКАКИХ претензий. Мне кажется, что только так мы научим туристические фирмы по крайней мере уважительно относиться к нам - людям, которые приносят им самое дорогое, что у них есть - деньги и желание их потратить так, как хочется им самим, а не как сложатся дела у конкретной фирмы.


Комментарии

Другие отзывы об отдыхе в Польше

Rynek — центральная площадь Крапковице
Европа приучила нас, что в Средние века практически все города развивались вокруг рыночной площади (и реже вокруг замков, или крепостей). Ставший по итогам Второй Мировой войны польским городом Крапковице, ранее силезский, и позже прусский город...
Читать далее

Дата 01.10.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели630

В сердце Беловежской Пущи
Простояв 5 часов на границе (что стало нашим антирекордом по времени выезда из Украины) и таки пересекли границу Европы. Польша стала первой страной нашего турне... Здесь мы остановились в самом сердце Беловежской Пущи, в городке, который дал ей...
Читать далее

Дата 19.01.21 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели572

Польша, Балтика
Катя  Катя   Польша   Дата вылета  август 2022
Отдых 2022, Балтика, Польша, Мендзыводзе. В целом - положительно.Снимали дом на две семьи, название апартаментов Holiday Houses Zastan by Renters. В итоге было 4 взрослых человека, 2 деток до 2 лет, 1 ребёнок 8 лет. В доме два этажа. На первом этаже ...
Читать далее

Дата 28.11.22 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели696

Польша: от крайнего севера до крайнего юга
Итак, Польша. Первый раз мы собрались отправиться туда ещё два года назад. Купили билеты, забронировали проживание… Но за несколько дней до отъезда фрау Меркель объявила ковидный карантин, а за ней последовали и другие страны. В общем, наша поездка н...
Читать далее

Дата 08.04.23 Хороший отзыв3 Ответов1 Просмотрели1960

Отзывы туристов