Эстетическое буйство в феодосии

Наталья Галина Манаева Страна: Крым
Город: Феодосия
Время отдыха: Дата вылета июнь 2014
Достопримечательность: Музей Грина

Дата01.07.2014 Хороший отзыв4 Ответов 1 Просмотрели624

Оценка:

В калейдоскопе эстетического буйства настоящим сюрпризом, открытием стала персональная выставка московского фотохудожника Александра Гусева, которого феодосийцы и гости города давно знают, помнят его выставки"Волшебство теней"и "Коктебель" . Александр Николаевич закончил Московский архитектурный институт, работает художником в библиотеке- культурном центре им М. А. Волошина в Москве. Зарекомендовал себя экспериментатором в области графики, офорте, акватинге, технике гелиотипии. А вот компьютерных технологий побаивался, но упорно учился у опытных наставников, постигал теорию фотошопа, осваивал программы в этой области. И искал , искал, нащупывая что -то свое, особенное, используя накопленный годами уникальный архив. И вот свершилось. Феодосийцы смогли первыми увидеть результат этой титанической работы. Экспозиция «Импровизация в квадрате», к которой Александр шел много лет, открыла директор музея Грина в Феодосии Светлана Титова. Невозможно описать первое впечатление от увиденного. Это - ощущение вихря, который срывается с картин и проносится по двум залам с неимоверной скоростью, встреча с миром в неожиданном ракурсе, и наконец, - неописуемый восторг. Одни ее восприняли как авангард начала 20 века и одновременно легким, воздушным мостиком в еще неизведанное, таинственное, притягательное искусство 21 столетия, в котором мы прожили еще только неполных 14 лет. Другие посетители- оценивали как инсталляцию, как последователя импрессионистов, а третьи- увидели в а авторе талантливого мистификатора. Разумеется, были и те, кто недоумевал:”Как все закручено!» И никто из них не ошибся. С тем фактом, что выставка Гусева стала прорывом в изобразительном искусстве- соглашались все, в том числе –и местные художники. Так, Н. С. Садовская прочитала стихи, посвященные А. Н. Гусеву. Чтоб такое сотворить Нужно многое забыть. Нужно просто не дышать И стеклом прозрачным стать…. Александр Николаевич рассказал, как он шел к «Импровизации в квадрате»: _-Для меня лист- это магнитное поле, каждая точка- элемент стихии, игры, магических возможностей. Никакого однообразия, это должен быть свободный полет, подчиненный законам гармонии. Озарение пришло весной 2011 года, когда я впервые оказался в Непале и ИндииГреция меня просто покорила. Меня высадили на мыс Кассандра, где много маленьких городков, я жадно снимал, снимал…Здесь огромные деревья растут на маленьких обрывах, прямо у Лукоморья, нет ни одного забора, хотя сплошь и рядом стоят роскошные особняки. Когда побывал ,в Патане, бывший до 1768 года столицей Непала , понял, что Тарковский совершенно не там снимал своего «Сталкера». Во сне нашел прием , который еще не описан в учебниках. В этой серии определил для себя рамки компоновки- квадрат, вернее , водоворот в квадрате. Все мои работы- это точная организация пространства. При обработке использовалось множество программ, для сложных эффектов создавал ручные фильтры, дополнительные слои. А. Н. Гусев в своем творчестве, обнаруживая глубочайшие знания психологии, эстетики, приоткрывает в явном тайну, а в неизвестном и неожиданном- давно забытое и знакомое. И, конечно, этот вернисаж потребовал особой энергичности в комментариях самого автора, присутствовавшего на премьере. Вопросы так и сыпались: «Что это?» «А как ?» «Почему?» И Александр Николаевич без устали подробно отвечал, объяснял , комментировал. С любопытством, желанием, удивлением гости выставки рассматривали азиатские, крымские, московские сюжеты с изображением удивительных лиц, храмов, площадей, лавочек, отелей, кораблей, колокольчиков, невиданных садов, двориков, мысленно дорисовывая к ним свои штрихи. Картины на это вдохновляли. Рождали эмоции, за которыми хотелось быстрее успеть. Что например, общего, между тремя произведениями Гусева: портретом непальской старухи , напоминающей горьковскую Изергиль, картиной с изображением старинных, 100 –летней историей , феодосийских ворот с улицы Греческой и старым деревом с греческого(!!!!) мыса Кассандра? Пожалуй, особый звук, мотив, живая связь времен, которые можно услышать в произведениях Гусева, внутренний камертон. Чтобы раскрыть тайну почерка художника, я отправилась прямиком на улицу Греческую, где он снимал самые древние ворота в Феодосии. Похожие -увидела у домов №№ 14 и 16. Однако сверив собственные фотографии с гусевским оригиналом, поняла, что ошиблась.. Пришлось идти второй раз. !!!И о чудо!- я увидела эти старинные колонны с аркой , завитушками, запечатленными в невероятном завихрении в картине Гусева. Это дом №10, оказывается. Построены они где-то 1806 году, и здесь ступала нога Пушкина!!!Об этом мне поведал феодосийский историк Константин Виноградов. Но в ранее я проскочила мимо их, потому что искала, прежде всего ворота, которые, как оказалось, у этого дома были заменены. Но как можно было не заметить высокие колонны? Не могу понять до сих пор. А фотохудожник –мастер фотошопа- с особым искусством соединил в одном произведении снимки трех домов. Неслучайно свою картину он назвал «Феодосийские мотивы».Вот такое расследование пришлось провести, чтобы наяву познакомиться с техникой гусевского фотошопа. Как это не покажется странным, авангардную выставку Гусева вполне гармонично сопровождала классическая музыка. Произведения Грига и Шопена исполняли воспитанники Детской музыкальной школы №2 Е. Величковский, А, Лещева, А.Жирина. (педагог Л. Е. Мареева) Это еще одно доказательства того, что перед нами -явление высокого порядка, еще не понятого до конца

Фотографии


Комментарии