Оценка:
Второе солнце в сердце у тебя
Шестой слет романтиков "СОРАНГ-2014" состоялся Старом
Крыму, в доме-музее К.Г Паустовского, открытого в 2006 году стараниями заслуженного работника культуры Крыма Н.С. Садовской, меценатов, местных властей, дирекции заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Ежегодно, в последнее воскресенье мая, сюда со всего Крыма , а нередко и других стран, съезжаются ценители творчества знаменитого русского писателя. Мне довелось быть на первом слете - в 2009 году,- и ехала на встречу с большим волнением. На то были веские причины. В этом году в лучах исторической крымской весны он приобрел особый смысл. Ведь СОРАНГ, описанный Паустовским в одноименном рассказе , как ветер, дующий один раз в сотни лет, если образно говорить, пришел и в благословенный Крым.
И вот этот ветер в тот день окутал нас атмосферой настоящего праздника, воздухом общего Отечества. Мы общались как россияне, как дети одной страны-любимой
России. Голубое небо, поспевающая черешня , цветы, еловые шишки в большой корзине,(помните одноименный рассказ Константина Георгиевича?)в уютном тенистом саду навевали романтические мысли, освежали душу, сообщали приподнятое настроение.
А тон задавал знаменитый крымский бард, член Союза писателей России
Владимир Грачев. Его изумительные баллады гражданского звучания наполняли всю округу Старого Крыма энергетикой, схожей с вибрациями космоса Это он 16 марта - в день референдума написал песню"КРЫМСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ" . Уже на следующий день она звучала на площадях свободного Крыма.
А песню В. Грачева "РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ В КРЫМУ" собравшиеся романтики единодушно признали большим вкладом в песенное творчество поэта. Владимир, мягкий, открытый человек, доволен, что у него появилось много друзей, есть возможность чаще бывать в России, которая была для него " царицей с больною душой", а теперь сделала счастливым человеком. Мне, югорчанке, приятно было узнать, что он скоро поедет в Ханты-Мансийский автономный округ. Там бард в полной мере ощутит всю полноту сибирского гостеприимства, обязательно найдет темы для вдохновения.
На слете выступили известные деятели культуры Крыма-Г.Яковлева(Приморский)И. Сидоренко,(
Феодосия),В. Яровая(Щелкино),Р. Наумова, И. Коляка(Ленино),М. Бескаравайный (Курортное) , Л. Афанасьева(г. Белогорск), В. Ларионов,(
Судак),Л. Ярмушевич(
Симферополь).
.
Каждый из них - явление, общение с такими дарованиями - представлялось подарком судьбы. Думаю- не погрешу сильно против истины, если скажу следующее. БЛАГОДАРЯ СЛУЖИТЕЛЯМ МУЗ В КРЫМУ СОХРАНЯЮТСЯ И ОБОГАЩАЮТСЯ ОГРОМНЫЕ ПЛАСТЫ НАШЕГО ОБЩЕГО НАСЛЕДИЯ,ТРАДИЦИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. Нередко в непростых условиях ОНИ ПОДПИТЫВАЛИ КРЫМЧАН духовностью, ПОМОГАЛИ СОХРАНЯТЬ, ВЕРУ , НАДЕЖДУ, ЛЮБОВЬ.
Неизменная хозяйка дома-музея Ирина Владимировна Котюк не принужденно вела встречу, в стиле ее общения сквозила доброжелательность, чувствовались глубокие культурологические знания, компетентность, бесконечная любовь к родному краю, где жил и творил Паустовский. Ирина Владимировна в сценариях слета, помимо традиционных разделов, готовит для гостей « изюминки», которые придают ему содержательность и разнообразие . Так случилось и нынче. Прошла презентация книги «Киммерийский букет» Н. С. Садовской- основателя музея К.Г. Паустовского
Состоялось открытие экспозиции известного московского фотохудожника Вадима Рутковского . По образованию инженер –экономист, , он создал серию больших статей о классиках русской литературы - М.А. Булгакове, А.С. Грибоедове, И.А. Бунине, И.С. Шмелеве и П.А. Вяземском. Статьи сопровождались авторскими фотографиями старинных уголков
Москвы, связанных с жизнью и творчеством упомянутых писателей. Невероятным образом, сам того не подозревая, Вадим Евгеньевич , находясь в новом путешествии по России, " проиллюстрировал » многие страницы известного романа Константина Паустовского "Дым Отечества», написанного В 1944 году. Рукопись произведения потерялась, а через 20 лет нашлась в Государственном литархиве. Фотовыставка вызвала большой интерес, а для некоторых стала внутренним эстетическим переворотом. Эти работы помогли заново пройтись по известным петербургским местам. Там, например, где творил Блок, жили знаменитые люди, а также совершить незабываемую прогулку по Тихвину,
Ярославлю., Великому Новгороду, Ростову Великому, Псковщине, Вологодчине. Особому восприятию экспозиции способствовало и само присутствие автора. В. Рутковский высоко ценит творчество Паустовского, и сравнивал его с Л. Н. Толстым . А фотографию «Вид на Подворье Оптиной пустыни» он прокомментировал как привнесение некой доли романтизма в Православие, чем вызвал одобрение присутствовавших поэтов. А Ирина Кумова, журналист из Курска прямо здесь прочитала свое стихотворение.
ВАДИМ РУТКОВСКИЙ ПРИОТКРЫВАЕТ ТАЙНУ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ:
-Прежде всего, для меня фотография это не создание точных слепков-копий с окружающего мира, а формирование принципиально новой реальности, основанной на прозрении неких форм, объемов, силуэтов, очертаний, свето-теней и красок. Основой и началом всей творческой и технической работы является некая идея будущего произведения. От замысла до его реализации проходит определенное время. Это связано с тем, что фотограф, в отличие от традиционного художника, не может сразу взять необходимые ему краски, смешать их в необходимых пропорциях и нанести на холст. Фотограф ждет, когда сама природа подарит ему тот единственный колорит, которые необходимы ему для воплощения творческой идеи. Поэтому фотохудожник ждет днями, неделями, а то и месяцами, когда наконец естественный солнечный свет будет не резким, а польется мягкими, нежными, плавными струями, тонко очерчивая здания, мосты, фонари,….
-А ЧТО ВАС ОСОБЕННО ПРИВЛЕКАЕТ В ПЕТУРБУРГСКИХ ПЕЙЗАЖАХ?
-Мне нравится снимать городские и естественные пейзажи. Все что попадает в поле зрения, порождает в воображении множество ассоциаций, фантазий. Меня завораживают ритмы ломаных линий крыш, динамичных рядов окон и арок, стройных колонн. В изобилии все это можно увидеть именно в
Санкт-Петербурге – уходящие вдаль перспективы прямых проспектов с линиями красивых домов, затейливые орнаменты архитектурной лепнины, напряженные фигуры атлантов, изящные мосты, раскинувшиеся над водами многочисленных каналов. И самое главное – это специфическое естественное освещение: в Петербурге оно, как правило, не бывает резким. Для Петербурга характерны облачность, серовато-серебристые туманы, моросящая дождливость. И самое главное – это резкий порывистый морской ветер, (опять ветер!!!!)который постоянно играет естественным освещением окружающего городского ландшафта, придавая ему больше выразительности, темперамента, загадочности.
Можно сказать без преувеличения, что эта фотовыставка стала новым этапом в творчестве В. Рутковского.
Во время экскурсии по музею Ирина Владимировна обратила внимание на одну из фотографий , у которой группа участников слета романтиков остановилась как завороженная. Некоторые присутствовавшие даже испытали культурный шок. Так вот- на том снимке изображена звезда мирового экрана Марлен Дитрих, вставшая на колени перед Паустовским. Когда-то этот «Голубой ангел» , прочитав рассказ «Телеграмма», стала горячей поклонницей таланта Константина Георгиевича. По приезду в Россию в 1964 году Марлен Дитрих встретилась с ним и в знак благодарности сделал тот легендарный ПОКЛОН .
Именно этот момент и стал завершающим аккордом слета романтиков «СОРАНГ-2014», снова ставшего важным культурным событием в регионе.
Теперь воспоминаний , важности понимания роскоши общения хватит надолго- поскольку в сердце появилось второе солнце.
Галина Манаева, член Союза журналистов России. Ханты-Мансийск- Нефтеюганск- Москва-Феодосия- Старый Крым.
Т