Оценка:
Итак, замок в Чески Крумлове. Это комплекс дворцовых и хозяйственных зданий с пятью внутренними дворами и ухоженным парком. Построен на величественной скале, возвышающейся над Влтавой. Первые сведения о крепости появляются в 1253 году. На протяжении веков она постоянно перестраивалась. Ныне замок предстоит нашему взгляду в основном в стилях ренессанс и барокко. В 1947 году он перешёл вместе со всем имуществом рода Шварценбергов во владение государства.
Дорога в замок идёт от Латрана через Красные ворота. Первый внутренний двор и окружающие его здания использовались в хозяйственных нуждах, здесь были склад соли, пивоварня, бургграфство, конюшни и т.д. Посередине расположен фонтан 1561 года. Этот двор раньше назывался Выбег, из-за находившихся здесь выгонов для домашнего скота и лошадей (такая вот проза жизни, люди тут коров пасли, а мы ходим и охаем, ахаем). Проход к следующему двору ведёт через мост над рвом, где с 18-го столетия содержатся медведи. А разводили их в замке уже с XVI века. Туристы любят поглазеть на них и бросить в ров что-нибудь съестное.
Второй двор щедро предлагает прелести ренессансной перестройки крепости, здесь находятся здания бывших Нового бургграфства, Монетного двора, Маслобойки. Самым значительным сооружением является «Градек» (малый град) с круглой башней, построенной ещё в XIII веке. Эта башня является символом не только замка, но и всей городской панорамы. «Самая башенная из всех башен», так охарактеризовал её Карел Чапек. Около 1580 года, в результате ренессансной перестройки, она приобрела свой нынешний вид. Стены украсились росписями, появился арочный балкон и башня немного «подросла». Высота её составляет 70,4 метра (от основания скалы во рву, до флажка на вершине), максимальный диаметр 12 метров. В башне четыре колокола. Для любителей статистики: меньший колокол (1744 года) весом в 75 кг, наибольший (1406 года) – 1,8 тонны и диаметром 1, 47 метров. Есть на башне смотровая площадка, на которую я почему-то не удосужился подняться за дни, проведённые в Крумлове. Упущение. Везде, где мог – обозревал окрестности с высоты, а тут как-то выпало это у меня из памяти. Ну и ладно, я ещё приеду в Крумлов хоть на денёк и исправлю сию оплошность. Но, надо сказать, в городе есть и другие места, откуда открывается достойный вид.
К так называемому «верхнему замку» (третий и четвёртый внутренние дворы) ведёт круто поднимающаяся мощеная дорога. Внешний вид зданий этих дворов относится к ренессансу, ко времени правления Вильяма Рожмберка – 1551-1592 гг. Роскошные настенные росписи семидесятых годов XVI века на мифологические и аллегорические мотивы покрывают фасады обоих дворов. Мастера, работавшие над ними, сумели создать иллюзию объёмного пространства. Именно в этих дворцах находятся наиболее привлекательные интерьеры замка. Благодаря своей мощи «верхний замок» доминирует над всей окружающей территорией и вместе с башней создаёт неповторимую панораму Ческого Крумлова.
Далее на пути к пятому двору стоит монументальный «Плащевой мост». Он сразу поражает туристов, идущих от остановки экскурсионных автобусов к замку, мощный и, одновременно, стройный из-за пронизывающих его арок. Впервые увидев его, я подумал: это же надо было придумать такое чудо! Парапет моста, расположенный под трёхэтажным коридором, украшен скульптурами святых. Мост соединяет внутренние помещения замка с барочным театром и парком.
Внутренние покои замка можно осмотреть по двум экскурсионным маршрутам.
Трасса 1:интерьер комнат эпохи ренессанс, замковая капелла, Маскарадный зал.
Трасса 2: интерьер апартаментов семьи Шварценберг - 19-ое столетие, картинная галерея, коридоры Плащевого моста.
Купил билет и присоединился к группе пани Дагмар. Наша экскурсия проходила по первому маршруту. Первой на пути была капелла замка, первоначально готическая, предстала перед нами в стиле рококо. Богато оформленная часовня носит название св.Йиржи (Георгия). Сохранился орган середины XVIII века. Далее посетили несколько комнат, приобретших нынешний вид при Вилеме Рожемберке и Питере Воке. Стены комнат покрыты декоративными росписями на, как принято, библейские и мифологические темы. Меня поразили, как и во дворце Телчи, богато украшенные расписные панельные потолки. В одной из комнат висит портрет Перхты из Рожемберка – Белой дамы, проведшей счастливое детство в Крумлове. Умерев после несчастливого замужества, она, как привидение, начала появляться в рожембергских замках южной
Чехии. Подробнее о ней расскажу завтра, при описании замка Рожемберк, именно там Белую даму видели в последний раз в конце прошлого века. Самым интересным объектом осмотра Эггенбергского зала является Золотая карета, изготовленная из позолоченного орехового дерева в 1638 году. Карета была использована для торжественной процессии из
Рима в Ватикан. Со стороны она кажется действительно сделанной из золота. В Барочной столовой интересны большие нидерландские гобелены, эскизы к ним нарисовал Питер Пауль Рубенс. После осмотра ещё нескольких комнат разного назначения, попадаешь в богато расписанный цветочными узорами Зеркальный зал, предназначавшийся для торжеств. Венцом осмотра является, без сомнения, Маскарадный зал, расписанный в 1748 году. Стены украшены персонажами из итальянской комедии «дель арте» (комедии масок). Некоторые фигуры нарисованы реалистично, движения их настолько пластичны, что создаётся иллюзия, будто люди эти живые. Художнику - пять с плюсом.
Продолжение следует