Дижо?н (фр. Dijon) — главный город бывшего герцогства Бургундского, потом провинции Бургундии, теперь французского департамента Кот-д'Ор и региона Бургундия.
Два знаменитых уроженца (инженер Гюстав Эйфель и композитор Жан-Филипп Рамо) провели в Дижоне только первые годы своей жизни, а потом переехали в Париже, должно быть, про него и не вспоминали. Третий великий сын Дижона - святой Бернар (1090-1153), основатель ордена цистерцианцев. Именно ему Северная Франция обязана огромным количеством монастырей и последующим развитием в них виноделия.
Центр Дижона (97 га) в 1984 году объявлен охраняемой исторической территорией. Она находится внутри бульварного кольца, проложенного точно по контуру бывших средневековых стен - стандартное явление для многих французских городов.
Средневековый столичный блеск можно рассмотреть только через призму классицизма Ардуэн-Мансара. Это он в XVII веке обновил старый дворец герцогов (XIV-XV вв.) на центральной площади Дижона (Place de la Liberation). Знакомая до боли классическая колоннада, скульптурные группы наверху, длинное здание во дворе, который огорожен решеткой от проезжей части, и по-тюремному незатейливая башня Филиппа Доброго сзади, сводящая усилия Ардуэн-Мансара на нет. Собственно, это не просто памятник архитектуры, а административное учреждение - городская ратуша. Но все помещение дворца чиновники не занимают, оставляя кое-что для Музея изящных искусств и исторической экспозиции. Самореклама музея гласит: "Второй после Лувра". Следует заметить, что так говорят про себя сразу в нескольких музеях более-менее крупных городов Франции. Картины Тициана, Рубенса, Мане, Моне и резьба по дереву Уго Самбена могут либо подтвердить, либо опровергнуть это заявление.
И все-таки больший интерес здесь вызывают остатки некогда могущественного бургундского двора. Достопримечательность № 1 - зал гвардейцев с гробницами герцогов Филиппа Смелого и Иоанна Бесстрашного (того самого, который жил в башне в центре Парижа), № 2 - галерея менестрелей. Любители старого доброго рока здесь, конечно же, должны вспомнить "Jethro Tull" образца 1975 года "Minstrel In The Gallery". Гнусавый, колоритный тенорок англичанина Яна Андерсона вполне к месту: бургундцы и британцы были одно время братьями по оружию. Туристов водят также на герцогскую кухню. Ее гигантские размеры сразу вызывают в памяти гравюры с необъятно-круглыми мордами баронов и герцогов, в очень некультурной манере поедавших мясо руками, без помощи столовых приборов.
В Дижоне три культовых здания, каждое из которых по-своему заявляет права на крутость. Первая среди равных - церковь Нотр-Дам (1250) позади герцогского дворца. Никакого намека на знакомые нам уже французские Нотр-Дамы тех лет. Очень нестандартен вход - через монументальную баллюстраду с тремя арками и двумя галереями горизонтально торчащих химер наверху. От всего этого неудержимо веет чем-то венецианским. Венчают церковь молоточковые часы Жакмар (1392 г., постарались фламандцы из Куртре) и флюгер. Но все туристы вслед за гидами дружно идут налево, к маленькой скульптурке совы на стене собора, и трогают ее руками. Бедная ночная птица уже основательно потрепалась от миллионов прикосновений. Что сие означает? Зачем здесь сова? И зачем ее трогать? Внятный ответ есть только на последний вопрос: "Для сбычи мечт!" А причины появления совы скрыты за пылью веков. Это или "автограф" архитектора или скульптора (долго выясняли, как их звали и как соотносится слово "сова" с их фамилиями, но точно это установить нельзя - слишком много времени прошло). Выдвигалась даже гипотеза, что сова - это еврейский символ (мол, живут иудеи во тьме ночной, в отличие от стремящихся к свету христиан).
Базилика Сен-Мишель (1529) расположена к востоку от центральной площади и является суперсайтом сама по себе. Это монументальность, сопряженная с изяществом. В своих истинных размерах базилика величественна, но если вдруг ее уменьшить, то две симметричные белые башни с круглыми куполами вполне могли бы образовать красивую шкатулку. Рядом с базиликой - церковь Сент-Этьен (начата в XI веке и с тех пор много раз перестраивалась), в которой можно посетить музей скульптора Франсуа Рюда.
Кафедральный собор Сен-Бенинь (1280-1310), расположенный к западу от центральной площади, считается главным храмом Дижона. Но по сравнению с двумя описанными выше церквами он менее выразителен. Хотя и две пирамидки его украшены традиционной бургундской черепицей. Острый шпиль был возведен в XIX веке и подчеркивает банальность строения. Зато рядом в саду расположен археологический музей: галльские погребальные барельефы, бронзовая статуя богини Сены, бюст Христа работы Клауса Шлютера. Находящаяся близ собора церковь Сен-Жан (1470) используется для театральных постановок.
Прогулка по центру Дижона абсолютно рекомендуема. От нескольких центральных кварталов можно получить огромное эстетическое удовольствие. Помимо уже рассмотренных соборов и базилик есть еще много интересного. Три главных направления прогулок от площади Либерасьон: север, юг и запад.
К северу - район ренессансных особняков. Дом Вогё (l'Hotel de Vogue, 1614 г.) является классическим образцом бургундской муниципальной архитектуры, благодаря своей черепичной крыше. Более причудливы дом с кариатидами (1601 г.; улица Шод-ронри, 28) и особняк Майяра (1561) - здесь очень постарался скульптор Уго Самбен, насытив здание различными финтифлюшками: атлантами, львиными головами, гирляндами фруктов и т. д. Узкая пешеходная улица Веррери (rue Verrerie) сплошь заполнена старинными домами. В этом же районе расположен рынок - очень типичное для Франции крытое здание XIX века. Чуть подальше - площадь Сен-Бернар (Place St Bernard) с памятником одноименному святому. Прогулку можно закончить около недавно выстроенного концертного зала Аудиториум (1998).
Улица Свободы (rue de la Liberte), ведущая от центральной площади на запад -дижонский "Арбат". Здесь масса магазинов, кафе и ресторанов. Площадь Франсуа Рюда (Place Francois Rude), через которую проходит улица - самое популярное тусовочное место. Здесь каменные старинные здания расцвечиваются полосатыми красными фахверками, а посреди площади стоит фонтан с бронзовой фигурой виноградаря - символ процветающей на вине Бургундии. Площадь Дарси (Place Darcy) на бульварном кольце, в которую упирается улица Свободы - самое оживленное место города, с ресторанами, скверами и триумфальной аркой Порт-Гийом XVIII века. Недалеко железнодорожный вокзал, который жестко делит город на старую и новую часть.
Если пойти от центральной площади на юг, то, пожалуй, одно место заслуживает пристального внимания. Это здание с зеленым куполом - бывший цистерцианский монастырь (1709). Здесь два музея: бургундской жизни (реконструкция жилища, костюмы, мебель и т. д.) и религиозного искусства (любопытна статуя Св. Павла XVII века, разбитая, а потом с помощью облучения гамма-лучами восстановленная). Площадь Вильсона (Place Wilson) на бульварном кольце - центр микрорайона, с фонтанами и парком Коломбьер (Colombiere).
Из новых районов для туриста наиболее предпочтительна западная окраина. Здесь, как это ни странно будет звучать, первым делом необходимо посетить психбольницу. Потому что именно она находится на территории монастыря Шанмоль (Chartreuse de Champmol), основанного в 1383 году герцогом Филиппом Смелым. Там находилась усыпальница бургундских правителей, приказавшая долго жить во времена Великой Французской Революции. Однако остался так называемый "Колодец Моисея" - очень впечатляющая скульптурная группа Клауса Щлютера. Вот на нее-то в больничном дворе и стоит взглянуть.
В этом же районе можно и отдохнуть в зеленых зонах. Во-первых, это ботанический сад (3500 экземпляров со всех континентов, с Музеем естественной истории: чучела большого количества птиц, коллекция бабочек). Во-вторых, парк Комб-а-ля-Серпан (Combe-a-la-Serpent) - один из крупнейших во Франции, находится в расщелине между холмами. В-третьих, озеро Кир (Lac Kir), искусственно созданное в 1964 году для создания надлежащей экологической обстановки в районе, напичканном многоэтажками. Улыбки насчет слова "кир" вполне, кстати, оправданны. Русское сленговое "кирять", возможно, пошло именно отсюда, поскольку в Дижоне на заводе фирмы "Перно" производят аперитив "кир" - смесь белого вина и черничного ликера. Кроме этого, город славится смородиновым ликером "Касси".
Дижон - родина нескольких продовольственных брендов, которые известны за пределами Франции. Во-первых, это горчица. Особый вкус классической дижонской горчицы (она мягче, чем российская "вырви глаз") связан с тем, что семена смешивают с кислым соком недозрелого винограда. Среди производителей выделяется фирма "Эдмон Фалло", а при фирме "Амора" есть даже Музей горчицы (это недалеко от монастыря Шанмоль). Музей бесплатен и подробно представляет технологию производства и историю бренда, а также позволяет дегустировать саму горчицу. Несколько менее прославились, но тоже очень качественны местный имбирный хлеб (аналог нашего бородинского с тмином) и свиные окорока.
Промышленность столицы Бургундии сосредоточена в восточных районах (завод "Пежо", швейная фабрика "Ланвен"). В городе имеется университет (основан в 1722 году, 25 тысяч студентов). Застройка конца XX века временами напоминает аналогичную московскую - красивый комплекс новых домов наблюдается вдоль Бургундского канала, в южном районе города. Парк "Toison d'Or" на севере города - еще одна зеленая зона, названная в честь ордена Золотого руна, образованного, между прочим, именно в Дижоне в 1429 году. В Дижоне ежегодно проходит несколько фестивалей, из которых можно выделить "Музыкальное лето" (классика на открытом воздухе) и Международную гастрономическую выставку-ярмарку (в начале ноября).
Войдите через социальную сеть
Друзья! Мы все время стараемся сделать сайт лучше. Очень надеемся, что новая версия нашего сайта порадует вас удобством, дизайном и улучшенной навигацией. Конечно, как в любом творческом проекте, на сайте могли возникнуть какие-то технические накладки и досадные ошибки. Если Вы столкнулись с чем-то, что вызвало Ваше недовольство, пожалуйста напишите нам об этом, заполнив форму ниже! Мы обязательно все исправим и сделаем так, чтобы никто не ушел обиженным :) Спасибо, что помогаете нам становиться лучше!