Оценка:
Этот занимательный музей называется Musée provençal du costume et bijou. Дом, в котором он располагается, представляет собой старинную резиденцию маркизы де Кабрис, сестры Мирабо. С 1997 года он вмещает одну из красивейших коллекций провансальской одежды и бижутерии XVIII и XIX вв, страстно собираемой Элен Коста всю ее жизнь. Здесь можно найти традиционные предметы провансальского костюма, красиво установленные Жаклин Мораби в колпаках, напоминающих коробки для кукол, одетых в местные костюмы.
Этот музей является неотъемлемой частью истории парфюмерного дела Фрагонара. Музей костюма - последний из основанных Жаном-Франсуа Коста.
Экспозиция ведет нас по пути костюма Прованса в 1750-1850 гг. Каждое украшение подобрано таким образом, чтобы показать расцвет моды конкретного исторического периода. Hассказы путешественников, приношения по обету или портреты жителей Прованса, в особенности выполненные Распалем (художником из Арля), - всё это рисует нам моду и обычаи провансальских женщин конца XVIII - середины XIX века.
Что касается бижутерии...
Во
Франции она была не только предметом украшения или кокетства, но и явным знаком принадлежности к какой-либо социальной группе, признаком идеологии или же периода жизни (взросление, женитьба, траур). Великолепие украшений в Провансе часто подчеркивалось в рассказах путешественников. Роскошные украшения часто одевали на традиционные праздники. Выставляемые в музее вещи являются редкими и аутентичными предметами. Кресты отражали богатство, личность или мораль жителей Прованса. Коллекция охватывает со второй половины XVIII века по половину XIX века. Иногда такие кресты были впечатляющих размеров, в пределах 7-10 см в длину на 5-6 см в ширину. Их изготавливали из золота и украшали алмазами, гранатами или покрывали глазурью.
Колье в виде ожерелья были в моде в эпоху Реставрации. Это отражает страсть жителей Прованса к бриллиантам и популярность такого украшения сохраняется весь XIX век. Крючки для ножниц (claviers) являлись бижутерией по характеру обиходной. Чаще всего их делали из серебра и использовали для того, чтобы вешать ножницы, шила и другие предметы, необходимые для шитья. Они продавались по всей Франции. Наиболее известными являются изделия в форме лиры, сердечка, руки, вазы для цветов. Такие крючки cвекровь дарила своей невестке. В Провансе вдова бросала в могилу супруга крючок, чтобы показать своей отказ от права на наследование.
Также в музее можно увидеть пряжки для плащей или fermaï. Их делали из серебра. Образцы поменьше предназначались женщинами, побольше - для мужских плащей. Такие изделия продавались по всей Франции.
Впечатляет коллекция женских костюмов! Жительницы Прованса были охотницами до тканей, набитых на хлопке, по образцу восточных материй, называемых индийскими и на которых подобные мотивы украшали все предметы костюма: женская кофта (caraco), нижняя юбка (jupon), фартук (tablier), косынка (fichu), платье (robe). Привозимые вначале из индийской фактории Coromandel, эти ткани затем стали изготавливать на мануфактуре Jouy-en-Josas, местных мануфактурах (в Ниме,
Марселе, Авиньоне), а также в Мульхаузе. В таком костюме, известном своими переливающимися и разнообразными цветами, можно проследить эволюцию мотивов тиснения. Мотивы цветов, вечных символов Прованса и особенно Грасса, навеянных далекой
Индией, затем они черпают вдохновение во вклейках ботанических энциклопедий XVIII века с репродукциями трав и ветвистых орнаментов цветов и листьев и, наконец, более графические и абстрактные тенденции декоративного искусства.