Версаль (Chateau de fersailles) — дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Chateau de fersailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа. Версальский дворец строили с 1661 по 1710 гг. на протяжении почти всего периода царствования Людовика XIV. Версальский Дворец принадлежит к самым значительным достопримечательностям Франции: геометрическая планировка площади вокруг дворца символизирует представление монарха как о властителе, Короле-солнце.
В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой. В версальских лесах охотился Генрих IV; Людовик XIII построил там охотничий дом, а позднее - охотничий замок. Людовик XIV, не любивший Сен-Жермена, решил в 1660 г. превратить Версальский замок в королевский дворец. Исполнение плана было поручено архитектору Лево, и уже в 1664 г. оба боковых флигеля, окружавших так называемый мраморный двор, были готовы настолько, что Людовик XIV мог давать там блестящие придворные балы. Вслед за этим было возведено главное здание дворца и разбит дворцовый парк, по плану архитектора Ленотра. В феврале 1672 г. Людовик XIV окончательно избрал Версаль своей резиденцией. Работы тем временем продолжались, и после смерти Лево ими заведовал Жюль Мансар, племянник знаменитого Мансара. Лицам, выразившим желание строиться по соседству с дворцом, были предоставлены всевозможные льготы, и мало-помалу вокруг королевской резиденции возник большой город. Версаль продолжал оставаться резиденцией королей и при Людовиках XV и XVI. За это время население его возросло до 100 000 человек, но оно быстро стало убывать, когда двор в октябре 1789 г. вынужден был переехать в Париж.
В революционную эпоху Версальский замок пришел в упадок, при Директории одна часть его была обращена в отделение инвалидного дома, а другая - в картинную галерею. Наполеон I ограничивался тем, что старался поддерживать дворец и парк в сносном состоянии. Луи-Филипп заново отделал внутренние помещения замка и превратил их в величественный национальный музей, представляющий собой наглядную историю Франции в картинах и памятниках. Фасад замка, обращенный к городу, носит на себе следы различных эпох и планов, а потому не производит особенного впечатления. Тем величественнее сторона, обращенная к парку, несмотря на ее несколько утомительную правильность. В том же вкусе выполнено внутреннее устройство замка, впечатляющее роскошью, блеском и величием. Большая зеркальная галерея, называемая также галереей Людовика XIV, представляет единственное в своем роде зрелище. Она занимает всю садовую часть среднего флигеля и поражает своими плафонами, рисунками, зеркалами, колоннами, пилястрами, золотыми украшениями и мраморной отделкой.
Парк Версальского дворца представляет собой настоящее произведение искусства. Выполненный в строгом, церемонном стиле XVII века, он эффектен своими куртинами, лужками, оранжереями, бассейнами, фонтанами, многочисленными статуями. Скульптурное оформление главных фонтанов играет роль эпизодов аллегорического повествования. Их бассейны помещены на основной оси ансамбля, а остальные фонтаны украшают отдельные боскеты. Из наиболее интересных находок Версальского парка следует отметить водные партеры-зеркала у дворца и уходящий к горизонту Большой канал.
У Версаля сложная судьба - 18 сентября 1870 г. город был занят немецкими войсками и стал основным местом военных действий немецкой армии, осаждавшей Париж. 5 октября туда прибыл король Вильгельм и основал здесь свою главную квартиру, тогда как замок превратили в лазарет. 18 января 1871 г. в Зеркальной галерее король Вильгельм был провозглашен императором германским. После долгих переговоров между Бисмарком и французскими уполномоченными, Тьером и Жюлем Фавром, здесь были подписаны 26 февраля 1871 г. предварительные условия мира, за которыми 10 мая последовало заключение окончательного мира во Франкфурте-на-Майне. Здесь же был подписан Версальский мирный договор в 1919 году, возвративший Франции Эльзас и Лотарингию.