Музей Капитолия, основанный в 1471 году папой Систо IV, подарившим римскому народу бронзовые статуи Латерано (Капитолийская Волчица, Спинарио, Камилло и огромная голова императора Константина с рукой, держащей шар - символ власти), считается самым древним публичным музеем в мире. Возвращение жителям города этих произведений искусства, знаков былого величия Рима, имело глубоко символический смысл, ведь площадь Капитолия всегда считалась центром религиозной жизни Древнего Рима, а позднее, в Средневековье, после долгого периода забытья, резиденцией гражданского суда.
Сначала скульптуры были расположены в фасаде и во дворе Дворца Консерваторов, затем они стали частью огромного собрания произведений искусства, найденных в результате раскопок, среди которых также позолоченная бронзовая статуя Геркулеса, обнаруженная в Форо Боарио, фрагменты огромной статуи Константина, изначально находившейся в базилике Максенция на площади Римского Форума, три рельефные плиты с подвигами Марка Аврелия, перенесенные в 1515 году из церкви Св. Луки и Мартина в Форум, а также так называемый Брут Капитолийский. Изначальный исторический характер капитолийского собрания был нарушен в 1566 году, когда папа Пий V, пытаясь очистить Ватикан от изображений языческих идолов, дарит Капитолии более 140 древних статуй, трансформируя музей в большое собрание классических скульптур. Построение Нового Дворца в 1654 году в рамках гениального проекта Микеланджело по реструктуризации внутреннего пространства площади повлекло за собой перестановку многих статуй, к которым в 1733 году примкнула коллекция Кардинала Альбани, включавшая в себя как статуи, так и портреты. Это позволило Клементу XII в 1734 году открыть Капитолийский Музей. В этот период частью коллекции становятся многочисленные капитолийские статуи, среди которых Капитолийская Венера - римская копия эллинской статуи Венеры Книдо (II век до нашей эры), Фавн из мрамора rosso antico, Центавры и мозаика с голубями, ранее находившиеся в вилле Адриана ди Тиволи, а также статуя умирающей Галатеи.
Число произведений искусства сильно увеличилось после 1870 года в связи с археологическими находками, обнаруженными в процессе постройки новых кварталов Рима, а также в связи с появлением греческих, этрусских и италийских ваз, подаренных Кастеллани, и фарфора - подарка Чини, и с созданием капитолийской коллекции медалей. Из вышеописанного здания через подземную галерею, находящуюся под площадью, можно пройти к Табуларию, древнему публичному архиву римского народа. Фасад Табулярия с большими монументальными арками выходит на площадь Римского Форума. Здесь можно посетить остатки храма Веио, вставленные в фундамент Сенаторского дворца. Продолжая двигаться по заманчивому маршруту музея, пройдя через большой двор, где расположены скульптуры, среди которых фрагменты колоссальной статуи императора Константина, описанной нами ранее, и рельефы с изображениями орудий и подчиненных провинций, происходящие из Храма божества Адриана на площади Петра, мы приближаемся к Дворцу Консерваторов. Пройдя внутреннюю парадную лестницу мы оказываемся на первом этаже, где находится то, что изначально было центральной частью здания, с залами, украшенными фресками, в том числе фреской Оразы и Куриазы с изображением легендарного рассказа о появлении Рима, созданной Кавальер д'Арпино и его учениками в 1595-1640 годах.
Среди многочисленных статуй, представленных в Дворце Консерваторов, помимо уже отмеченных нами статуи Капитолийской Волчицы, Спинарио, Камилло и Брута Капитолийского, можно упомянуть мраморную статую папы Урбана VIII Барберини, созданную по чертежам Бернини (1640), бронзовую статую папы Инноченцо X Памфили, работы скульптора Алгарди (1645-1650) и бюст императора Коммодо, изображенного в виде Геракла с головой, покрытой шкурой льва, с дубиной в правой руке и яблоками Геспериды в левой, окруженный с двух сторон бюстами двух тритонов, - группа была обнаружена в зоне Ламиевых Садов на холме Эсквилин и датируется концом II века нашей эры. (МВМ) Пинакотека: изначальное ядро Капитолийской Пинакотеки зарождается в результате приобретения собрания картин семьи Сакетти (1748) и Пия ди Савойя (1750) во времена папы Бенедетто XIV. В коллекцию входило около трехсот картин, которые были собраны с двойной целью: во-первых, чтобы не допустить утерю собранных на антикварном рынке работ, и во- вторых, для содействия в изучении произведений искусства учениками Школы обнаженной натуры Академии Св. Луки, расположенной в одной из зал Дворца Консерваторов.
Вновь открытая для широкой публики в 1999 году, Капитолийская Пинакотека предлагает сегодня полностью обновленную экспозицию, расположенную в хронологическом порядке, который начинается с живописи позднего средневековья и заканчивается работами XVIII века: центром коллекции являются произведения школы области Венето и Феррары, среди которых можно выделить Крещение Тициана, Похищение Европы Веронезе, Возвещение Гарофала, Святое Семейство Доссо Досси. Особое место в коллекции занимают шедевры Караваджо (Св. Джованнино и Буонавентура) и серия мифологических сюжетов (Похищение Сабинянок, Жертвоприношение Полисена, Триумф Вакха), созданных Пьетро да Кортона для семьи Сакетти. Особый интерес представляет значительная группа работ Гвидо Рени, среди которых его ранняя картина Св. Себастьяна и полотна с миниатюрами, изображающими Клеопатру, Лукрецию, а также полотна «Девушка с короной» и «Душа блаженна». В зале, простроенном в 1752 году в качестве первого расширения Капитолийской Пинакотеки, находится монументальная картина Св. Петрониллы, созданная Гуэрчино между 1622 и 1623 годами для алтаря храма Св. Петра по заказу папы Григория XV. Среди работ зарубежных художников можно упомянуть холст с изображением Ромула и Рэма, которых кормит волчица работы Рубенса и помощников (1617-1618), аллегории Вуэ, портреты Ван Дика (1627-1629) и Веласкеса (1630). (МВМ)
Музеи Капитолия на карте