Оценка:
Дорога от Мыса Рока до Синтры заняла минут 30-40. Живописный серпантин заставил буквально прилипнуть к окошку автобуса, через которое мы созерцали эвкалиптовые рощи и многовековые леса. На холме вдали показался дворец Пена и зубчики Мавританского замка. Перестав перекатываться как мячики по сиденью автобуса, петляющего по узким улочкам Синтры, мы остановились где-то в центре.
Синтра – одна из признанных жемчужин
Португалии в получасе езды от
Лиссабона, расположившаяся на склонах горного массива с лесами и родниками. С XV века португальские короли и вельможи, избегая духоты и суетливости портового Лиссабона, облюбовали эти живописные места с целебным горным воздухом, чтобы в тишине и неге предаваться великосветскому летнему отдыху.
Лорд Байрон в «Чайльд Гарольде» воспел красоты этого зеленого и цветущего края, уютно расположившегося на Сьерра де Синтра.
И Синтра, и ее окрестности являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, так как с переизбытком наполнены многочисленными достопримечательностями.
Выскочив из экскурсионного автобуса, предупредив гида, что дальше нас ждет произвольная программа, и помахав ручкой туристической группе, которая направлялась в Национальный дворец, включенный в программу экскурсии, мы приготовились к знакомству с Синтрой.
Время приближалось к трём, и мы, купив по дороге карту города (7,5 евро), первым делом отправились обедать. Культура культурой, а обед по расписанию! Договорившись с сыном еще в
Москве, что посещение Национального дворца, огромные каминные трубы которого оставили нас совершенно равнодушными, следует проигнорировать, мы решили хотя бы пообедать в непосредственной от него близости. Усевшись в ресторанчике напротив, за трапезой думали обсудить дальнейший план действий, так как прибыли в Синтру на три часа позже запланированного.
Сын, за прошедшие полдня уже получивший обе свои мечты (Мыс Рока и сертификат о его посещении), предоставил мне самой решать как, куда и в какой последовательности мы пойдем за моей мечтой. Глядя на стрелки часов, я поняла, что выбор невелик: мы, конечно, отправлялись в Кинта да Регалейра!
Вручив карту ребёнку, с упоением рассказывая по телефону, как мне нравится в Португалии, как здесь чудесно, прекрасно и дорого, я послушно плелась за сыном, не забывая по дороге вертеть головой и восторгаться красотами города, цветущими растениями и эксклюзивными азулежу. Насладившись вдоволь местным колоритом и растеряв по дороге лишние после обеда калории, мы, наконец, приблизились к МОЕЙ мечте!
Конечно, очень хотелось побывать во дворце Пена и полазить по стенам Мавританского замка, но меня, выросшую на романах Жорж Санд, на «Божественной комедии» Данте Алигьери, на кровавой истории тамплиеров и на духовных исканиях Пьера Безухова, буквально манил парк Кинта да Регалейра.
Не могу не рассказать об истории одного из самых загадочных, таинственных и удивительных мест Европы.
Кинта да Регалейра - парк-усадьба («кинта» - поместье, усадьба), история которой начинается еще с XVII века. С 1840 года усадьба принадлежала баронессе Ален да Регалейра. Но переломным моментом для этого места стал год 1892, когда бразильский миллионер, предприниматель и меценат Карвальо Монтейро купил усадьбу баронессы да Регалейра.
Господин Монтейро, сколотивший состояние на торговле кофе, был человек образованный (выпускник университета Коимбры), известный современникам как альтруист и как личность весьма эксцентричная.
Являясь членом Масонской ложи, Монтейру задумал обустроить своё имение таким образом, чтобы оно символично отображало его интересы и философию. В жизнь его замысел воплотил еще один не менее талантливый человек – итальянский архитектор Луиджи Манини. По всей видимости, творческие и духовные гении двух неординарных людей здесь проявились во всем своем великолепии.
Итальянский архитектор совместил в проекте стили архитектуры различных эпох: романского стиля, готики, ренессанса и мануэлино. Шесть лет строительства принесли человечеству усадьбу загадок и фантазийный «Райский сад», гроты, башенки, беседки, каналы и пруды которого были разбросаны на четырёх гектарах земли.
Еще собираясь в поездку, я буквально «прочесала» множество источников в поисках смыслового объяснения символики парка и малых архитектурных форм. Но тщетно. По сей день мнения ученых совершенно отличны друг от друга, и нет единой концепции толкования этого загадочного места, лишь различные гипотезы, основанные скорее на догадках, чем на каких-либо документах.
Несомненно, что образованный человек без туда увидит в парке мистические символы масонства, тамплиеров и древних религий, истоки которых уходят в глубину веков. Но если вы хотите, чтобы посещение парка не оказалось просто восхитительной прогулкой от беседки к беседке меж кустов и деревьев, приезжать сюда стоит все-таки немного подготовленным.
Вот мы с сыном и готовились. Конечно, перед поездкой, разглядывая фотографии усадьбы, выложенные в Интернете, я пыталась ему рассказать и об Обществе вольных каменщиков, и о рыцарях Ордена Христа, и о бессмертной комедии Данте. Что осталось в памяти одиннадцатилетнего ребенка, судить было трудно, но лишь до тех пор, пока он не увидел выложенный на полу часовни крест тамплиеров и переплетенный с акацией мастерок, украшающий лепнину скамейки.
Оказавшись в Кинта да Регалейра, поищите в усадьбе символы масонства и тамплиеров, и Ваша поездка окажется на порядок занимательней и познавательней. Например, отвес - символ стремления к совершенству; уровень - означающий равенство; циркуль - символ умеренности и благоразумия; мастерок – как символ укрепления братских связей; треугольник, который символизирует Троицу; изображение открытого глаза, символизирующего «Всевидящее Око», и, конечно, крест Ордена Христа…
Несомненное украшение усадьбы – это многоярусный парк, который террасами спускается по склонам холма. Думаю, что его планировка навеяна «Божественной комедией» Данте.
Парк Кинта да Регалейра задумывался как Эдем - райский сад. Все в нем имеет свой скрытый, понятный лишь посвященным глубокий смысл. Гуляя по террасам парка прикасаешься и к мифологии, и к творениям Вергилия и Данте, к христианству и древним культам.
Переходы с одной террасы на другую ассоциируются с кругами «Божественной комедии».
Грот с каменной скамейкой, по краям которой высечено «515» украшен статуей Беатриче. Вспоминается последняя песня «Чистилища»: «Пятьсот пятнадцать, вестник Бога...» Гончие на подлокотниках скамьи - символ вестников Бога, который объявляет о пришествии Святого Духа и спасении христианства.
На каждом метре парка символ, загадка, история, творение….
В парке создана поразительная система тоннелей, имеющая множество входов и выходов, которые ведут к часовне, гротам, озеру с водопадом и другим достопримечательностям. Они символизируют путешествие между светом и тьмой, смертью и воскрешением.
Здесь все построено на единстве противоположностей: небо - подземелье, ад - рай, мир настоящий - мир потусторонний…
Наконец, мы добрались до главной достопримечательности парка – Колодца Посвящения. К нему ведет ничем не приметный проход среди камней. Этот тоннель ведет в недра скалы к огромному тридцатиметровому колодцу!
Колодец окружает спиральная галерея, украшенная арочными проёмами. Эта галерея состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Согласно легенде, эти девять уровней символизируют девять кругов ада, описанного Данте Алигьери. И действительно, спускаясь глубоко под землю, ощущения несколько жутковатые… Тишина, нарушаемая лишь собственными шагами и звуком капающей воды…
По легенде, Колодец посвящения служил для символичных церемоний масонского братства. Человек, претендующий на членство в Масонской ложе, должен был в кромешной тьме спуститься по ступеням спиральной галереи, на стене которой изображён сияющий треугольник - один из символов масонства. На дне колодца выложен герб Монтейру - восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров. В темноте будущий масон должен был найти выход, который скрыт в стене на дне. Лишь найдя выход, испытуемый становился членом масонского братства.
Петляя по террасам парка, спускаясь в гроты и поднимаясь на башни, проходя по мостикам и пробираясь под водопадами, медленно переступая в темноте тоннелей и внезапно выбираясь на свет Божий, мы впитали в себя красоту и неповторимость, многогранность и эксцентричность, загадочность и таинственность Кинта да Регалейра.
Но, даже не зная и не понимая всего сокрытого в этом удивительном месте, невольно осознаешь какую-то тайную неслучайность и мистическую закономерность таинственного творения Монтейру.
И как знать, может быть, спустя годы, века или тысячелетия, кто-нибудь совершенно случайно или закономерно обнаружит изложенный на пожелтевших листах глубокий смысл Кинта да Регалейра.