Оценка:
С 25.02 по 14.06 в инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи проходит выставка замечательного русского художника Павла Федотова "Театр жизни", приуроченная к 200-летию со дня его рождения.
Из биографии художника - Федотов (Павел Андреевич) - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатериненских времен, родился в
Москве 22 июня 1815 г.
С блеском закончив в 1833 году московский кадетский корпус, Федотов был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии финляндский полк и переселился в
Санкт-Петербург. Здесь, несмотря на соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицей, на развлечения в кругу добрых товарищей и на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он умел находить время для своего любимого занятия - рисования, способность к которому выказалась у него еще раньше и в классных рисунках, и в схожих портретах корпусных однокашников и начальников, и в забавных карикатурах на них, и в чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные тетради.
Года через три- четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, где, усердно рисуя с гипсовых моделей глаза, носы, уши, "следки" и прочее, старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной передаче видимой природы. С этой же целью, дома, в свободные от службы часы, он, сверх рисования придуманных жанровых сцен и подмеченных на улице типов, упражнялся в портретировании своих сослуживцев и знакомых, карандашом и акварельными красками.
Летом 1837 г., великий князь Михаил Павлович, возвратившись в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину "Встреча великого князя", в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, "окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие".
В 1844 году было Высочайшее повеление: "предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц". Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, или нет, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжелых жизненных условиях - в еще худших, чем те, при которых ему, сыну недостаточных родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - сделаться настоящим художником.
Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый крест", и "Разборчивая невеста". Будучи показаны К. Брюллову , всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение! От Академии Федотову было выделено днежное пособие на написание уже начатой им картины "Сватовство майора". Картина эта была готова к академической выставке 1849 г., на которой и явилась вместе со "Свежим кавалером" и "Разборчивой невестой". Совет академии единогласно признал художника академиком, когда же двери выставки отворились для публики, имя Федотова сделалось известно всей столице и из нее прозвучало по всей
России. Во все продолжение выставки, толпа зрителей толкалась и жалась перед этими произведениями; всякому хотелось вдоволь налюбоваться невиданными дотоле в русской живописи изображениями, целиком выхваченными из жизни, полными мыслями и здорового юмора, написанными с крайней добросовестностью, понятными для всех и каждого; в кругу художником на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы; газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу; повсюду, от аристократической гостиной и до коморки рыночного торговца, только и было толков, что о работах новоявленного жанриста.
С целью повидаться со своими и устроить отцовские дела, он, вскоре по окончании выставки, отправился в Москву. Москвичи встретили земляка со свойственным им радушием. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, приведшая местную публику в такой же, если еще не в больший восторг, как и петербургскую. Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу.
Но не смотря на успех своих первых картин, Федотов все более и более убеждался, что ему недостает серьезной подготовки для того, чтобы передавать полотну свои идеи быстро и свободно, что в его возрасте для покорения себе художественной техники надо трудиться настойчиво, тратя бездну времени и пользуясь хоть некоторым достатком. На получаемые пенсию и пособие едва можно было иметь кров и прокармливаться, а между тем из них же следовало покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, впавшим, при всем попечении о них художника, в полную нищету. Приходилось, отложив в сторону ново затеянные композиции на неопределенный срок, добывать деньги менее серьезными работами - писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений. Еще в 1831 году Федотов, в возрасте шестнадцати лет, написал картину "Вдовушка", а в 1851-1852 гг. создал еще два варианта этой картины "Вдовушка" (вариант в зеленой комнате) и "Вдовушка" (вариант в комнате с сиреневыми обоями).
Заботы и разочарование, вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена; веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец, болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевно страждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 рублей, повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного.
Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. В виду плохого ухода за ним в лечебнице, приятели выхлопотали перевод его, осенью 1852 г., в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Художнику было всего 37 лет.
На выставке, проходящей в эти дни в Третьяковской галерее представлены портреты его родных и акварели с видами Москвы. Особенно интересен портрет отца, читающего газету и акварель "Прогулка", где Федотов изобразил себя гвардейским офицером полка, гуляющего с родными во время отпуска. В центральном разделе выставки представлены главные жанровые произведения Федотова - "Завтрак аристократа", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора" и "Свежий кавалер", которые вызывают наибольший интерес у посетителей.