Оценка:
Новодевичий монастырь в
Москве основан Великим Князем Московским Василием III Иоанновичем в 1524 году. Новым его назвали по отношению к более древним столичным обителям: Зачатьевскому монастырю, который в те времена именовался Стародевичьим, и Кремлёвскому Вознесенскому, чью древнюю славу Новодевичий перенял, став новой придворной обителью, куда в XVI-XVII веках поступали представительницы самой родовитой знати. Согласно патриаршей грамоте 1598 года полное название обители звучало так: Пречестная Великая обитель Пречистыя Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь.
Новодевичий монастырь посвящен Пресвятой Богородице Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница», «Наставница». Так назывался древний образ Богоматери, который находился в знаменитом константинопольском храме Одигон (храм Проводников, Вождей).
На рубеже XVI-XVII веков Новодевичий монастырь представлял собой мощную крепость-заставу на западных подступах к Москве. Он не раз подвергался набегам крымских татар: в 1571 году его сжег хан Девлет-Гирей; в 1591 на подступах к нему было остановлено войско Казы-Гирея. Желая обеспечить безопасность пригородного монастыря, Годунов возвёл в нём мощные каменные стены с башнями, которые coгласно требованиям средневековой фортификации были снабжены пушечными, мушкетнымы и подошвенными бойницами, прицелами и осадными стоками. Для несения караульной службы обители был приписан гарнизон стрельцов. Находившаяся на перекрёстке сухопутной Смоленской дороги и водного пути через броды Москвы-реки, обитель имела удобное стратегическое положение и занимала важное место в оборонительной линии других московских монастырей - «сторожей», таких как Донской монастырь, Данилов монастырь, Ново-Спасский монастырь, Симонов монастырь.
Во время Великой Смуты Новодевичий монастырь переживал тяжёлые дни. Бедствия начались в 1605 году когда по приказу Лжедмитрия была изъята монастырская казна. В те годы придворная обитель стала убежищем для царственных особ, ставших жертвами борьбы за русский престол. В 1606 году царь Василий Шуйский поселил в её стенах царевну Ксению Борисовну Годунову (в иночестве Ольгу), постриженную Новгородском Горицком монастыре. С нею в обители жила ливонская царица Мария (в иночестве Марфа), дочь
Владимира Андреевича Старицкого, двоюродной брата царя Ивана Грозного, считавшаяся ближайшей наследница московского престола. В условиях осадного положения и почти непрекращающихся военных действий положение царственных инокинь было отчаянным.
С воцарением на Московском престоле Михаила Фёдоровича Романова, разорённая обитель была очищена, восстановлена и укреплена. Последним отголоском Великой Смуты стало поселение в Новодевичьем в 1615 году царицы Марии Петровны Буйносовой-Ростовской (в монашестве Елены, умерла в 1625), вдовы сведенного в 1610 году с престола царя Василия Шуйского.
Временем настоящего расцвета для Новодевичьего монастыря стали годы правления царевны Софьи Алексеевны (1682-1689). По смерти государя Феодора Алексеевича она заняла место регентши (правительницы) при малолетних братьях, царях Иоанне и Петре. Зная недолговечность своего правления, добытого ей мятежными стрельцами, Софья Алексеевна занялась строительством и украшением обители на Девичьем поле, которую избрала себе в качестве загородной резиденции. Возможно, «вырвавшаяся из терема на свободу», 25-летняя царевна-правительница и рассматривала Новодевичий монастырь как место своего будущего уединения. Но, скорее всего, возводя в нём роскошные храмы и дворцы, Софья была движима политическими амбициями: стремилась показать свою силу, богатство и просвещённость. Умная, смелая, хорошо образованная, она последовательно вела борьбу за Московский престол. Софья Алексеевна часто приезжала в обитель с патриархом Иоакимом и с младшим братом, царём Иваном, на освящение церквей. Здесь же она с царской щедростью награждала верных стрельцов и встречалась с преданными ей людьми.
При царевне-правительнице Софье Алексеевне сложился неповторимый, сохранившийся до нашего времени, архитектурный ансамбль обители, поражающий своим поистине царским великолепием. Смоленский собор с его лаконичными формами позднего средневековья, как драгоценный камень в изысканной оправе, окружён богато декорированными храмами и зданиями конца XVII века в стиле московского барокко. Главные храмы обители образуют в плане правильный обращенный к востоку крест, в центре которого находится Смоленский собор, верх венчает свеча колокольни, основную вертикаль образует трапезная палата с Успенской церковью, а поперечная с севера и юга замыкается Преображенским и Покровским надвратными храмами. Главная тема архитектурного убранства обители - контраст белокаменного узорочья наличников, арок, галерей, балюстрад с багряно-красными фасадами храмов, увенчанных изящными золочёными главками, и всё это - в обрамлении белоснежных стен с башнями, украшенными причудливыми «коронами».
Стены и башни обители, поставленные Годуновым, при Софье были укреплены и расширены. В настоящее время их общая протяженность составляет 870 метров, высота от 7 до 11 метров, толщина - до 5 метров. Образуя неправильный пятиугольник, они окружают территорию общей площадью 5 гектаров. По периметру стен располагаются 12 башен с богато декорированными навершиями. Из них 4 круглых угловых: Напрудная, Никольская, Чеботарная, Сетуньская, с пристроенными к ним стрелецкими караульнями, а остальные 8 - четырехугольные: Лопухинская, Царицынская, Иоасафовская, Швальная, Покровская, Предтеченская, Затрапезная и Саввинская.
Смоленский собор (1524-1525гг.) - древнейшая каменная постройка Новодевичьего монастыря, представляет собой шестистолпный храм на высокой подклети, с трех сторон окруженный широкой галереей, на которой первоначально располагались четыре придельных церкви. Из них до нашего времени сохранились две: в честь святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе, и святой мученицы Софии.
Церковь св. Амвросия Медиоланского с трапезной и палатами царицы Ирины Годуновой - после Смоленского собора древнейший архитектурный комплекс обители. Во второй половине XVI века представлял собой отдельно замкнутую усадьбу, принадлежавшую сперва княгине Ульяне Удельной (Палецкой, в монашестве Александре), а потом - царице Ирине Фёдоровне Годуновой (в монашестве также Александре). Здание сильно пострадало во время пожара 1796 года и утратило свой первоначальный облик.
Трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687 гг.) представляет собой уникальное по тем временам сооружение - обширную бесстолпную палату площадью 323 кв. метра, стоящую на высокой подклети. С восточной стороны к трапезной примыкает высокий четверик Успенской церкви, во втором этаже которой находится придел в честь Сошествия Святаго Духа, в котором сохранился древний иконостас. Первоначально храм был украшен изящным пятиглавием, пострадавшим от пожара в 1796 году и окружен открытой белокаменной галереей, разобранной по ветхости т начале XIX века. После восстановительных работ, производившихся по проекту архитектора Казакова, церковь приобрела нынешний облик.
Преображенская церковь (1б87-1б88гг.) построена над святыми (северными) вратами и является как бы «визитной карточкой» монастыря. Изящный, лёгкий, украшенный белокаменным убором храм, кажется парящим над обителью. Его высокий четверик с тремя рядами окон завершён поясом крупных белокаменных раковин и пятью гранёными барабанами с фигурными главками. С запада к Преображенской церкви примыкают так называемые Лопухинские палаты, первоначально построенные для царевны Екатерины Алексеевны, а в 1727-1731 годах ставшие жилищем царицы-инокини Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой супруги Петра I.
В Преображенской церкви сохранился первоначальный резной иконостас работы Карпа Золотарёва. Особой тонкостью и совершенством письма отличаются иконы местного ряда. В их подборе нашла отражение державная идея, занимавшая царевну Софью. На одной из икон святая мученица София изображена предстоящей Богоматери вместе со святыми равноапостольными царицей Еленой, княгиней Ольгой и мученицей Параскевой, покровительницей супруги царя Ивана Алексеевича.
Покровская церковь (1683-1б88гг.) возведена над южными воротами монастыря. Она не столь величественна как Преображенская, но не менее оригинальна. Её создателями был использован редкий приём, характерный для украинского зодчества: три лёгких, ярусных главы этого храма поставлены в один ряд над притвором, трапезной и алтарём, причём в боковых главах устроены звонницы. С востока к нему примыкают Мариинские палаты, в которых жила царевна Мария Алексеевна.
В настоящее время Новодевичий монастырь, оставаясь посещаемым туристическим объектом, привлекает всё больше паломников. Главным монастырским праздником остаётся день Смоленской иконы Божией Матери.
Заходя во двор монастыря, будто попадаешь в совершенно иной мир - спокойный, благодатный, добрый. При монастыре работает небольшая келья (основной собор был закрыт). В ней находятся очень старинные иконы и святыни. А пруд у монастыря отличное место для прогулок, где можно покататься на велосипедах, покормить уток в пруду и просто отдохнуть душой.
Новодевичье кладбище — одно из самых известных мест погребения усопших в Москве. Возникло в 1898 году у южной стены Новодевичьего монастыря. В советское время превращено в своего рода национальный пантеон — второй по значению после Кремлёвской стены. Находится в юго-западной части Центрального административного округа, в Хамовниках
В 1991 году на берегу пруда у Новодевичьего монастыря была установлена необычная скульптурная композиция - утка с утятами. Прототипом стали герои сказки «Дайте дорогу утятам», написанной американцем Робертом Маклосски еще в 1941 году. Скульптуры утки и утят отлиты из бронзы. Всего их девять - мама Миссис Маллард и 8 птенцов. Автором является скульптор из
США Шен Нэнси