Оценка:
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и без промедлений выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Купчая была оформлена 18 (29) мая 1775 года; императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей — при том, что князь был готов продать её за 20 000.[1] Не обошлось здесь без рекомендаций князя Григория Потёмкина (он хорошо знал поместье); вероятно, он придумал новое звучное название для Чёрной Грязи и подал Екатерине идею строительства новой подмосковной императорской резиденции.[3] В одном из писем своему постоянному корреспонденту барону Гримму Екатерина писала:
« Моё новое владение я назвала Царицыным и, по общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье.
В июне 1775 года для Екатерины II и её фаворита рядом с главным домом усадьбы Кантемиров за две недели был построен небольшой деревянный дворец из шести комнат (по проекту архитектора Петра Плюскова), и несколько временных служебных и парковых строений.
В один из летних дней 1775 года Екатерина отправилась на подробный осмотр нового приобретения. Князь Потёмкин, встречавший императрицу в поместье, приложил немало усилий, чтобы оно произвело на новую хозяйку самое благоприятное впечатление. На живописных прудах были обустроены пристани, плавали яркие ладьи; в глубине парка соорудили шалаш, в котором императрице подали полдник. Был организован «праздник сенокоса» в пасторальном духе: крестьянские девушки в ярких сарафанах водили хороводы, юноши соревновались в удальстве и ловкости; рослые, специально отобранные косари-молдаване в косоворотках с красными ластовицами, в поярковых шляпах с павлиньими перьями косили траву под звуки песен, а бабы и девки сгребали сено. В какой-то момент князь Потёмкин взял в руки
косу и встал в ряд косарей, чтобы продемонстрировать свою сноровку и умение. Вечером на прудах состоялся грандиозный фейерверк. Екатерина осталась очень довольна
Покупка императрицей Царицына и его дальнейшая судьба связана с празднованием годовщины Кючук-Кайнарджийского мира, завершившего русско-турецкую войну 1768—1774 годов. 10 (21) июля 1775 года на Ходынском поле открылись грандиозные торжества по этому случаю. Ходынское поле представляло собой аллегорию Чёрного моря; на поле были обустроены павильоны, которым императрица дала названия крепостей — мест военных сражений, увеселительные сооружения изображали отвоёванные города.
Оформлением праздника на Ходынском поле занимались будущие создатели Царицына — руководил проектом В. И. Баженов, который привлёк к работе над чертежами и к возведению павильонов своего ученика М. Ф. Казакова. Создавая временные павильоны «сказочного города», архитекторы использовали тонкую стилизацию «под Восток»; тем не менее, при изучении праздничных построек становится очевидной их связь с традициями древнерусской архитектуры. Екатерина II была довольна торжествами и высоко оценила мастерство зодчих; ходынские празднества, безусловно, повлияли на её выбор архитектора для создания Царицына
Царицыно. Самый известный долгострой
Москвы. Дворцовый комплекс, строительство которого начато ещё Екатериной II было закончено лишь в начале 21 века.
Парк Царицыно расположен в Москве между станциями метро Царицыно и Орехово. Хотя главный вход на территория парка находится у станции Царицыно, приятнее входить в парк от Орехово - не надо проходить по мрачному переходу под железнодорожными путями Курского направления.
В Царицыно хорошо в любое время года. И летом и зимой и осенью. Чтобы достигнуть самой южной точки парка Царицыно от метро Орехово - надо пройти по аллеям парка и пересечь овражек по одному из гротесковых мостов - большому или малому.
Южнее всего в парке находится беседка, известная под названием "Золотой сноп" или "Храм Цереры". Первое название беседка получила по снопу украшающему крышу. А второе - в честь древнеримской богини плодородия Цереры, чья статуя установлена по центру беседки. Построена данная беседка была в 1805 архитектором И.В. Еготовым. В начале 21 века она стояла в полуразрушенном состоянии и без скульптуры. Но масштабные реставрационные работы, проведённые в Царицыно позволили Церере обрести свой храм.
При реставрации парка восстановили по старым чертежам и по данным археологов - дорожки. А также установили несколько скульптур в парке. На южном острове верхнего Царицынского пруда установлена арка. Она также долгое время пребывала в полуразрушенном состоянии. В народе за этой аркой закрепилось название "Русалкины ворота" От русалкиных ворот открывается вид на павильон Нерастанкино, находящийся на высоком берегу. Этот павильон также, как и беседка Золотой сноп, сооружен архитектором И.В. Еготовым в 1803-1804 годах.
К основному ансамблю усадьбы Царицыно можно пройти через фигурные ворота. Они построены известным архитектором 18 века В.И. Баженовым в 1777-78 годах. Именно через фигурные ворота проходит основная аллея парка Царицыно. Сразу за воротами - здание украшенное двуглавыми орлами Империи Это средний дворец, также называемый оперным домом. Построен он также архитектором Баженовым в 1776-78 годах.
В тени большого дворца притаился малый - полуциркульный дворец (арх. Баженов) На фасаде полуциркульного дворца - вензель Екатерины II, ставший сейчас символом Царицыно. Полуциркульный дворец отреставрирован раньше многих других построек Царицыно, ещё в 1996 году. Дворец стоит на крутом берегу верхнего Царицынского пруда и после реконструкции всего музейно - паркового комплекса около дворца сделали террасу с видом на пруд.
Обновлённый дворец не производит впечатление старого сооружения и не оставляет приятного ощущения древности. Тем не менее после воссоздания дворца и благоустройства парка Царицыно стало пользоваться существенно большей популярностью. А ощущение времени оно придёт через пару десятков лет
У входа в музей поставили памятник архитекторам Баженову и Казакову.