Оценка:
"Мистическое Рождество"..... Почему-то именно так называется цикл концертов, проходящих в эти рождественские праздники в Римско-католическом соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который расположен на Малой Грузинской улице в
Москве.
Этот собор мы открыли для себя года два назад совершенно случайно - искали в интернете где бы послушать камерную музыку и наткнулись на Афишу концертов в Римско-католическом соборе, о котором, признаюсь честно, слышали только краем уха. Путешествуя по Европе, обязательно посещаем католические соборы разных городов, а в родном городе все как-то не получается.
Выбрав для себя органные концерты, поехали знакомиться с собором и там же в кассе заранее приобрели билеты. Сразу отмечу, что концерты, которые проходят в соборе, очень непродолжительные и более, чем 1 час и 15 минут не длятся. А послушали мы их за два года немало.
В эти новогодние праздники мы приобрели билеты на два концерта из цикла "Мистическое Рождество". Первый 4-го января - "Григорианская схола"
Италия, а 7-го января трио из
Барселоны исполняли зажигательные испанские мелодии на классической испанской гитаре, бас-гитаре и ударных. Как объяснил нам ведущий программы перед концертом - в
Испании давно уже в костелах исполняют Фламенко.
Теперь немного о соборе. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляется архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в
России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве.
История собора начинается с 1894 году, когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие ). Строительство собора велось по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.
Основное строительство велось с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.
21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 году церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.
В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также не прошла мимо церкви: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей.
В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.
В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей.
Периодическое проведение богослужений началось с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма, здание передали Католической Церкви.
Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.
Собор очень красивый снаружи, а в вечерних и праздничных подсветках смотрится потрясающе, а вот внутреннее убранство сильно, на мой взгляд, уступает европейским костелам. Для меня лично самый необыкновенный католический кафедральный собор в
Милане, на втором месте по силе впечатлений - Нотр-дам -де- Пари и собор св. Стефана в
Вене.
В московском соборе еще довольно сильно портит впечатление обслуживающий персонал (не священнослужители, а кассиры и распорядители, или как еще они называются, на концертах). Например, покупаем билеты в кассе собора, девушка, продающая билеты, одной рукой выписывает их, а другой держит мобильный и произносит туда - Представляешь, нас заставили работать 2-го января! Мы пришли к 10 утра, а ЭТОТ паразит ПРИПЕРСЯ к полудню! А вечером перед концертом женщина на входе в собор совершенно небожественно вопила - Выключите телефоны и уберите фотоаппараты!!! Почему-то в Нотр-дам-де-Пари можно фотографировать, в кафедральном соборе Милана за отдельную плату, но тоже можно и в Вене в соборе св. Стефана и во всех церквях разрешается фотосъемка.
Но наш народ, если он чего-то хочет, не остановить, поэтому, презрев все запреты, то тут, то там посетители собора щелкали фотоаппаратами, планшетами и мобильными телефонами. На концерте артистов из Барселоны фотографировать неожиданно разрешили, но без вспышек. Ура! Фотографии, правда, не очень хорошего качества, но немного есть.