Оценка:
К Дому Константина Мельникова иногда вожу своих приятелей и друзей. Я был дружен с сыном знаменитого архитектора - художником, Виктором Константиновичем Мельниковым, и часто бывал в доме. Сейчас остались только воспоминания, ну, еще аудио записи и видеосъемка.
Маршрут к дому начинается у станции метро «Библиотека имени Ленина», и продолжается по Воздвиженке. Поэтому, эту старинную московскую улицу, названную по монастырю Воздвижения Креста Господня, немного знаю. Сам монастырь давно перестал существовать, он был разорен наполеоновской армией в 1812 году.
А на месте Библиотеки, на Ваганьковском холме, стоял, когда то дворец Ивана Грозного. Интересно, какое отношение к холму имеет одноименное кладбище
Несомненно, что если постараться и быть настойчивым в своих изысканиях, то это можно узнать. Так же, как и связать судьбы, людей, удаленных друг от друга по времени и в пространстве. Жизненные пути переплетаются необычайно сложно.
На нашем пути – здание под номером 5. Здесь находится Музей Архитектуры им. А. В. Щусева. В Музее будут храниться архивы Мельниковых, отца - архитектора и сына – художника. А, в конце 18 века, это был дом генерал - поручика Талызина, построенный архитектором Казаковым. От первоначального строения, после многочисленных перестроек, мало, что сохранилось.
А в 2002 году в Музее, в зале «Аптекарский приказ» состоялась выставка работ Виктора Мельникова. Я был на ней с друзьями, которые приехали из Америки. Потом мы пошли в дом Мельникова. И, помню, как жена приятеля – она инвалид, поднималась с большим трудом по лестнице, передыхая и хватаясь за перила, чтобы осмотреть второй этаж. «Люда – сказал я ей – такой возможности больше не будет».
На противоположной стороне Воздвиженки выделяется красивое здание, под номером 8, с угловой полу ротондой, окруженной колоннадой. Это был дом графа Шереметева, здесь жила крепостная актриса Жемчугова. Совсем недалеко отсюда стоит церковь Симеона Столпника, в которой граф тайно и обвенчался с актрисой. А построил этот дом один из талантливейших людей своего времени Н.А.
Львов – архитектор, художник, поэт, переводчик, изобретатель, и еще много чего, и во всем он преуспел.
Интересно, что впервые привела меня в дом Мельникова и познакомила с Виктором Константиновичем, тоже, художник - Раиса Николаевна Зелинская – Платэ, находящаяся в дальнем родстве с этим самым Львовым. Мы сидели за круглым столом на первом этаже, беседовали и выпивали. За оградой стояли люди, смотрели на дом, и видели нас в большом освященном стеклянном витраже - окне.
Снова переходим на другую сторону улицы, и оказываемся у дома номер 9. Это был, когда то главный дом князей Волконских. И описан в романе «Война и мир», как «дом Болконских».
Воздвиженка заканчивается. На четной стороне два интересных здания. Одно, под номером 14, напоминает своим фасадом здание Музея изобразительных искусств им. Пушкина. И, наверно, не удивительно – архитектор был один и тот же – Клейн.
А под номером 16 стоит пузатый заморский замок. Фабрикант Морозов, а это был его особняк, хотел возвести и возвел старинный португальский замок. Для чего отправлял архитектора Мазырина в
Португалию.
Мы выходим к кинотеатру «Художественный» и обращаю внимание на виднеющуюся первую советскую высотку, так называемый «Дом Моссельпрома». И, приходят строки В.В. Маяковского, которые раньше знали, наверно, все: «Нигде кроме, как в Моссельпроме»
Почти в одно время с написанием этих строк, Маяковский входил в состав жюри, которое рассматривало проекты Советского павильона на Международной выставке 1925 года в
Париже. В конкурсе победил проект архитектора Константина Мельникова. Здание павильона тогда принесло ему мировую славу. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье говорил, что советский павильон – единственный, на который стоит смотреть на выставке.
Дальше мы проходим на Старый Арбат и идем в Кривоарбатский переулок, где и находится Дом Мельникова.
В начале Старого Арбата находится старинный ресторан «
Прага», и как то меня спросили, что в нем было после Революции. Ответ есть в строках Маяковского: «Здоровье и радость – высшие блага в столовой Моссельпрома – бывшая Прага»
Летом этого года, когда подошли к дому номер 12 по Кривоарбатскому переулку, то увидел на крыльце женщину, она курила. Понял, что эта старшая дочь Виктора Константиновича - Екатерина Викторовна, и попросил разрешения зайти в ограду и обойти дом снаружи. Она разрешила и сама ушла в дом. Участок зарос крапивой и лебедой, трещины по стенам дома стали больше, элементы калитки, тоже придуманной Мельниковым, разрушаются.
Но, зреют грозди винограда, а вишню даже попробовали с куста. Я знал, где она растет.
Наверно, в 2000-м году произошел забавный случай. На участке поспел виноград – лоза вьется по стене дома, примыкающего с левой стороны к участку. Я ножницами срезал виноградные кисти и складывал их в таз, который выдал Виктор Константинович. В переулке за оградой рабочие долбили какую-то канаву. Решил выйти и угостить их виноградом. Почти по картине Карла Брюллова, только не девушка, а мужчина, собирающий виноград в центре
Москвы.
Мы обошли дом, в форме двух огромных цилиндра, с ромбовидными окнами. Дом, который известен архитекторам всего мира, и который вошел во всеобщую историю архитектуры. Я подошел к окошку, чтобы постучать, чтобы нас выпустили. Екатерина Викторовна сидела видимо за пасьянсом, а в комнате – столовой, мне показалось как-то пусто, вещей раньше было больше.
И, сразу же подумал – сохранился ли альбом акварельных рисунков, которые Виктор Константинович делал в 30-е года в деревне Козы, в
Крыму. И альбом с его рисунками, когда он был в Заполярье, на Новой Земле. Этот альбом я так внимательно и не досмотрел, все думал – «потом».
Когда мы подошли к ограде Дома уже в сентябре, то на заборе висела табличка «Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых», и еще одна - «Осторожно – злая собака». Жалею, что постеснялся и не сфотографировал эту вывеску. Будка с собакой на цепи, за оградой, действительно, была.
Хорошо, что в Доме будет Музей, этого страстно желал Виктор Константинович, сохраняя и оберегая все наследие отца и свое.
Не будет, правда той атмосферы, которую я еще застал, и которая утрачена после ухода из жизни в 2006 году ее хранителя.
Александр Двизин