Оценка:
Бывает, что живешь какое-то время в городе и кажется, что знаешь о нем почти все. Читая же сайт Анастасии Люпкенс
www.algranada.com и неизменно открывая что-то неизведанное о Гранаде, я поняла, что знаю о городе только из туристических маршрутов. Настоящее же знание - у Насти, к ней я и обратилась с просьбой вновь "очаровать" меня Гранадой. Настя предложила пройти по "маршруту Боабдила", последнего эмира, правившего на территории
Испании. Не самый "туристический", маршрут этот тем не менее очень важен в исторической ретроспективе, ведь именно им фактически "закончилась" испанская реконкиста.
1492 год: Колумб сбивается с ног в поисках команды и средств для своей знаменитой экспедиции, из портов Пиренейского полуострова мавры и евреи массово грузятся на корабли и лодки, чтобы никогда больше не вернутся, а королева Изабелла и ее подданные празднуют в Гранаде победу над арабским владычеством. А началось оно в 8 в., когда арабы практически беспрепятственно заняли Пиренейский полуостров. Очень интересно хитросплетение причин того, как христианское государство оказалось под властью ислама, и как они уживались почти 8 веков... Но мы вернемся к Боабдилу.
Именно ему выпало стать тем, кто вручит ключи от Альгамбры, мусульманского дворца и крепости, жемчужины Гранадского эмирата, испанской королеве Изабелле. Его мать, по легенде, скажет: «Плачь, как женщина, над тем, чего не мог защитить, как мужчина». Безутешный эмир покидает Альгамбру через неприметную дверь в крепости и уходит по холмам вниз, со своими подданными и ослами, навьюченными всем, что можно было увезти. Спускаемся и мы с Настей, живо представляя себе отчаяние эмира, бросающего последние взоры на раскинувшуюся внизу красавицу-Гранаду. Маршрут живописен еще и тем, что эта местность сейчас - пристанище гранадских цыган. Многие жилища здесь - бывшие пещеры, и существует целая традиция архитектурного планирования "пещерных квартир". Мне очень хотелось заглянуть внутрь, тем более, что многие двери оставляют открытыми, но Настя благоразумно удержала меня от любопытства. Мы спускаемся дальше, мимо побеленных домов и кошек, выглядывающих из заставленных цветами балконов.
Кое-где встречаются настенные граффити прекрасного гранадского "мальчика-художника" - еще одна не охваченная туристическими проспектами достопримечательность. Вы, скорее всего, обратите внимание на его настенные картины, а если будете много гулять по Гранаде, то узнаете и его "почерк", знаки и символы, которые переходят от одной работы к другой. Я, например, даже не обратила бы на них внимание, если бы не мой прекрасный гид. Облагораживать заброшенные пространства, до которых у городской мэрии не доходят руки, придавая им эстетики - призвание этого гранадского художника. Встретить бы его как-нибудь "за работой"...
Мы еще успеваем посмотреть дом-мельницу, паровую машину для производства сахара и монумент самому Боабдиллу, но вот уже центр города, со спешащими деловыми людьми и торговыми центрами, где все это: арабские сказки 15го века, цыганские пещеры и вдохновленные художники, вмиг растворяется, превращаясь в дымку на холме...
К счастью, совершить это путешествие во времени несложно, достаточно вновь оказаться на мирадор (или смотровая площадка) Барранко дель Абогадо с Анастасией и бесконечно спускаться, вслед за Боабдилом.