Оценка:
Ранние Христианские культовые сооружения Византии.Или как культурно
отдыхать в Турции. Владислав Батарин
У
Турции, как приемника и потомка Великой (православной) Византии археологические развалины разбросаны на каждом шагу. И то, что эти развалины пока не превратились в пыль или не покрылись песком, надо благодарить туристов и особенно энергичных и любознательных по любому поводу- русских. Конечно никто ничего сильно не восстанавливает в Турции (даже за счет туристических денег), но хотя бы и не разрушает памятники прежде всего православной культуры, а также иногда ведут даже новые археологические раскопки. Если хоть немного дополнительно ознакомиться с историей Византии до поездки и не ставить своей целью: париться только на пляже, то отдых в Турции несомненно будет более интересным. Если вы будете
отдыхать в Кемере или
Анталии, то вам предложат несколько поездок: в Памуккале с развалинами и источниками; вокруг о.Кеккова с его развалинами и город-порт Симена (Калекёй) с более интересными арх.развалинами; и в г. Мира (современное название города- Дембре-Кале) (они считают, что это и есть старинный г. Мира, где проповедовал Святой Николай. Может и так- красивый, но сильно разрушенный храм с гробницами там есть, но вопросы остаются, например, почему на гробнице Великого святого Образ Богородицы). Не пропуская мимо ушей рассказы часто болтливых гидов, обратите внимание на общие закономерности в расположении и структуре этих всех развалин. Несмотря на традиционные и часто странные и недоказанные версии гидов, развалины между собой (не только там) удивительно похожи. Развалины Кеккова Соляная гора. Пунуккале
Во первых: для них характерны каменные захоронения и в Пануккале (Хиераполис), и на Симене, и в Мире (Дембре-Кале)- захоронения явно небедных людей, и хотя вас будут уверять, что захоронения общие, и там были захоронены и простые люди и простые торговцы, Но почему-то в Памуккале сохранились только гробницы богатых и знатных, а от других и следа не осталось; в Мире вообще захоронения в скале (чем-то напоминают традиции захоронений в долине царей
Луксора (
Египет))- и для этого необходимы приличные средства, да и гробы-саркофаги на Симоне впечатляют. Кроме того, 20 захоронений в Симене тоже выдолблены в скале. Учитывая, что вокруг захоронений мы видим не менее грандиозные общественные сооружения, то вряд ли в старине рассчитывали хоронить всех подряд рядом- разве что самых выдающихся скорее, именно в первую очередь героев и правителей, а не бедняков или просто богатых купцов.
Во-вторых , около захоронений мы видим обязательно театр (или два- с Одеоном) (Памуккале, Мира, Симена,…). Нас уверяют, что здесь греки наслаждались театральными постановками (развлекались около могил героев!- иного места для театрального развлечения найти они не могли!). Греков записывают в почти что осквернители могил- ведь даже если это и не их героев могилы, то развлекаться даже на чужом на кладбище вообще мало у кого принято в мире. Не являлись ли эти театры на самом деле местами для каких то серьезных ритуальных или иных действий? Где поминали усопших героев и правителей и обсуждались серьезные вопросы госуправления или просто молились- такими были религиозные традиции тех времен.
И тут в третьих, как нарочно, совсем недалеко мы видим культовые религиозные(в том числе- христианские) сооружения. В Памуккале (Хиераполисе): мы видим целый комплекс культовых религиозных строений, сочетающий языческие греческие храмы (храм Аполлона) с христианской Базиликой, отдельно расположенный Мартирий Св.Филиппа- апостола Христа, жившего и проповедовавшего здесь, христианские кресты на воротах Хиераполиса. В Симене (название переводится, как «Священная мать»): недалеко от крепости с комплексом других сооружений- разрушенный храм то ли языческий, то ли христианский, а на о.Кекова (входящего в порт-город Симену)- византийская церковь. В Мире (название переводится, как «Богоматерь», «Богородица»): стоящая в отдалении христианская церковь Св.Николая, построенная на месте(как говорят)
храма Артемиды. Естественно нам скажут, что христианские храмы были построены на 1000 лет позднее (интересно, как они возраст определяют при отсутствии точных методик датировки). Вполне логично, скажем для
России, ставить церкви для поминания усопших около кладбищ или захоронения- внутри монастырей или церковных комплексов. Может здесь, мы видим одни из ранних культовых христианских сооружений примерно одного времени, а не противоречивые религиозно-развлекательные комплексы разных времен, отстающих друг от друга на сотни лет, друг на друге, непонятно зачем соединенные.
В четвертых, здесь везде (Памуккале, Мира, Симена,…) около кладбищ мы видим бани, к которым была подведена вода. В Памуккале (Хиераполисе): Две бани- северная и южная (здесь сейчас музей и эта-южная хоть поближе к соляным источникам), а также сооружение, которое называют почему то туалетом, хотя тут же добавляют– он использовался для проведения переговоров(!?). В Мире (Дембре-Кале): римская баня восточнее театра, под скальными могилами. В Симене: развалины бани ближе к морю, но значительная часть саркофагов стоит в самом море(землетрясения поработали- о.Кекова вообще наполовину оказался под водой). Нас опять будут уверять, что византийцы устраивали шумные помывки рядом некрополем и театром, хотя эти бани в религиозном смысле могли быть использованы и иначе- и крестить (при необходимости) или покойника обмыть или существовала другая не просто помывочная потребность. Для развлечения бани можно было выстроить и подальше кладбищ и поближе к воде. Да и бани ли это вообще?
В пятых, источники воды. Они присутствуют повсюду (Памуккале, Мира, Симена). Иногда есть еще и резервуары для сбора воды. Это неудивительно- при такой жаре вода всегда нужна. Поражают объемы сбора воды и налет священности на некоторые источники. Может быть, вода в таком количестве нужна для крещения, а святые источники для омовения верующих, что очень распространено и на Руси. Ничего не утверждаю, но не похоже, что эту воду только пили. Тем более (см.ниже), я не уверен, что это города в нормальном нашем понимании: не сохранилось рядом никаких домов для жизни большого количества людей (даже в Луксоре мы видим (несколько подалее): древние рабочие поселки тех, кто жил рядом постоянно и работал по возведению и устройству гробниц фараонов, хотя жить там невыносимо- это похоже больше на вахтенные города для работы, как у нас в Сибири). В шестых, агора-торговая площадь (Памуккале, Мира). Ну на наши блошиные рынки и иные рынки, даже в
Москве, они не похожи. С колонами в едином комплексе с храмами. Разве, что на Гостиный двор или Охотный ряд. Вскользь, как обычно, нам говорят, что агора– это еще и место для народных собраний и политических диспутов. Ну не знаю, о политике серьезно на рынках спорят только русские, если их туда пускают горячие кавказцы. Вообще то рынки не место для собраний, а место для энергичного зарабатывания денег, чем занимались и турки, и греки в то время, учитывая, что в торговле греки и турки были просто профессионалы. В седьмых, отсутствие остатков поселений и домов жителей. Для мест, где дерево дорогое, там должно было сохраниться хоть какое-либо количество каменных домов для прожитья и работы, но ничего такого древнего квартирного там нет. Есть только места для житья христианских священников в самих этих комплексах. Да более поздние постройки турок. Есть разрушенные дома на Кекове, но основной храмовый комплекс- не на этом острове в Симене. Моя версия такова: чтобы решить массу противоречий в истории этих показываемых развалин, не проще ли предположить, что почти все постройки на территории этих комплексов примерно одного времени и фактически одной религии- поэтому они так гармонично вписаны друг в друга, религия –это скорее всего-раннее христианство. И это не города, а сооружения больше похожие на монастыри, где жило лишь ограниченное количество людей-монахов, и занимались они тем же, что и в наше время. Остальные же простые и знатные люди ходили туда, как и наше время, на молитву, на общение, на совершение религиозных ритуалов, на кладбище,…Может я и не прав. Но, по крайней мере, простой туристический отдых провел с интересом. С пользой для здоровья и ума, что и остальным желаю.
Примечание 1. Если вы будете отдыхать в
Кемере или Анталии, то увидите, что там широкой полосой тянутся Таврические горы (горный
Крым у нас тоже- Таврия), которые турки втихаря иногда называют Олимпийскими и говорят, что там живут боги. Тем более, недалеко древний город Олимп(ус), а недалеко от Анталии- Спарта. Дежа вю. Это как история повернется. Крым,
Греция и Турция- это части когда-то единой Византии и спор о месте жительстве Олимпийских богов и древних греков ещё не окончен. Город Олимпус, все в комплекте: каменные гробницы и некрополь, маленький театр, Храм, две бани и две агоры.
Примечание 2. Если вы будете отдыхать в
Алании, Перге и
Сиде, то интересны будут вам и следующие города-комплексы: Аспендос, все в комплекте: три некрополя, театр, две бани, водосборники и источник и агора; Сиде, все в комплекте: гробницы и саркофаги, театр, пять храмов (
Афины, Аполлона, рядом христианская Базилика), две бани, агора; Афродисиас (Ставрополис- город Креста (может Христа), какие христианские у многих названия!), все в комплекте: три некрополя, театр, храмы (Афродиты, рядом христианская Базилика-церковь, резиденция Епископа, Мартиниум), две бани, агора;
На фото также представлены остатки христианских артефактов в
Стамбуле около Святой Софии