Оценка:
К мечети Султанахмет, в отличие от Святой Софии, в части истории постройки нет никаких вопросов. Ее начали строить в 1609 году, что хорошо задокументировано. До постройки этой мечети в
Стамбуле получился сорокалетний перерыв в строительстве мечетей. Молодой султан Ахмед I решил задобрить Аллаха постройкой этой мечети на свои собственные средства, так как средства от военных компаний давно не поступали, а мир с Габсбургской Империей предполагал отсутствие дальнейшей уплаты этой империи османам.
Мечеть расположена напротив Святой Софии, и вместе они составляют прекрасный ансамбль. Мечеть выделяется среди других мечетей Стамбула и исламского мира наличием шести (в отличие от обычных одного, двух и четырех) минаретов. Больше минаретов - семь, есть только у мечети Пророка в Медине. Говорят, что существует запрет на дальнейшее увеличение количества минаретов в мечетях.
Свое обиходное название "Голубая мечеть" она получила благодаря использованию архитектором двадцати тысяч белых и голубых керамических изразцов ручной работы, украшающих интерьер. Это - действительно восхитительно!
Для меня мечеть Султанахмет стала первой, в которую я вошел внутрь (Айа-София, все-таки в первую очередь музей). Не скрою, поначалу мне было немного не по себе. Помню примерно такие же чувства я испытывал в юности, когда впервые переступил порог православного храма. Мне казалось, что я по незнанию могу нарушить какие-то религиозные каноны, не будучи верующим. Не будучи, к тому же и крещеным, я испытывал неловкость от того, что не могу перекреститься, как это делают окружающие.
Точно так же, разувшись (это я, слава богу, знал, входя в мечеть), я вошел внутрь, испытывая смешанные чувства. Мне казалось, что находящиеся в мечети мусульмане будут недовольны тем, что в их храм вошел иноверец. Конечно же, я не ждал, что они это как-то выкажут, но все-таки мне было неловко. К счастью, внутри мечети почти никого не было. Это меня приободрило, и я уже более уверенно стал перемещаться по огромному помещению. К тому же я понял, что видеосъемка внутри не возбраняется. Это происходило уже под вечер. Через два дня, когда я еще раз пришел в Султанахмет днем вместе со своей экскурсионной группой, я понял, как мне повезло в тот вечер, когда я был в мечети почти один. Днем в мечети было такое количество экскурсантов, как, наверное, в Соборе Святого Петра. Поэтому никаких переживаний, которые я ощутил за два дня до этого, в принципе быть не могло. Толпы туристов! Может быть, и хорошо, что я побывал в мечети сначала один и испытал естественные для любого человека чувства во время проникновения в храм другой религии.
В дальнейшем ни в Стамбуле, ни в других городах исламской культуры и больше таких чувств не испытывал. Получив первый опыт, я понял, что в любую мечеть можно входить свободно (если там, конечно, не проходит служба), как и в христианский храм.