Оценка:
Осенью 2013 года я шел по Канатной улице, и увидел, как рабочие долбили асфальт проезжей части, и из-под него показались трамвайные рельсы.
Еще в 60-е годы прошлого века трамвай ходил по Канатной, доходил до ее перекрестка с Греческой и заворачивал на Строгановский мост. А в 1961 или 1962 году, трамвай сошел с рельсов на мосту, и опрокинулся. Событие это обсуждалось не только в городе, но и по всей Одесской области. Трамвай ходил, кажется, под номером 23.
Правда, тогда Канатная называлась улицей Свердлова, а Греческая – Карла Либкнехта.
Строгановский мост своего название не менял. Впрочем, название его мало кто знал, оно сохранилось в литературе, и зазвучало только в наши дни. А строить мост начали в 1853 году, чтобы соединить берега Карантинной балки в самом широком ее и глубоком месте. Здесь она была как ущелье. Строительство моста затянулось на десять лет. В 1863 году под руководством архитектора Ф. Гонсиоровского, мост был закончен.
Мост был назван в честь Новороссийского генерал-губернатора А. Г. Строганова. Он много сделал для
Одессы, как впрочем, все генерал-губернаторы. Каждый привносил что-то новое для развития и процветания города. Это потом уже, ближе к нашему времени, градоначальники стали выносить и опускать город.
А по проекту Строганова, например, был основан Одесский университет, первоначально называвшийся Новороссийским. Отдал городу свою огромную библиотеку. Отдавал городу все, может быть, потому, что был бездетным. И после выхода в отставку никуда не уехал, и еще тридцать лет прожил в городе. Представляю, какая отменная была у него репутация.
Но, вернемся к мосту. Он висит над двумя спусками: Польском и Деволановском.
До реконструкции моста существовал боковой мостик, с которого можно было попасть в дом, находящийся по адресу Польский спуск, 9. Этот мостик, как и завалившийся на бок трамвай, старожилы еще помнят.
А дом, на Польском спуске, это целый форт с башенками и лабиринтом темных коридоров. На него смотрел герой романа К.Г. Паустовского «Дым Отечества»: « С трудом, держась за решетку, он прошел по мосту над спуском к порту, и заглянул вниз, - черт возьми, вот, такой он представлял себе зимнюю
Испанию – дома, как крепости, аркады, сухой плющ…».
По узкой каменной лестнице с Польского спуска можно подняться в самое начало Дерибасовской, к памятнику Джузеппе де Рибасу.
А, вот, наверх, со спуска Деволана, в сторону Канатной – лучше не подниматься. Мусор и разрушения – отличительная черта этого спуска.
Бедный Франц де Волан – инженер, сподвижник Де Рибаса, один из строителей порта, и за что ему такая убогая улочка досталась.
Я делал фотоснимки с моста в 80-х годах и сейчас. Деволановский спуск, тогда Вакуленчука, практически не изменился.
От старого, Строгановского моста сегодня, после реконструкции, проведенной в 70-е годы прошлого века, сохранилась только решетка, состоящая из длинного ряда высоких железных пик. И. когда я прохожу по мосту, то вспоминаю строки поэта И. Рядченко:
Хоть на мост томительно и четко
Долетают звуки якорей,
Отделяет частая решетка
Нас от синей кипени морей
Первый трамвай прошел по мосту в 1910 году. В книге «Ни дня без строчки» Ю.К. Олеши, я нашел описание этого события.
«Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня начавшего у нас функционировать. Он появился из-за угла Канатной, но этого угла с позиции, на которой мы стояли, не видно, он слишком отдален, да и скрыт, в перспективе некоторой горбатостью Строгановского моста… Трамвай показался на мосту, желто-красный со стеклянным тамбуром. За управлением стоял господин в котелке, и все произносили имя – Легоде. Это был директор бельгийской компании, соорудившей эту первую трамвайную линию в Одессе»
Александр Двизин