Оценка:
Еврейская улица, одна из самых старых в городе, она начинается от Канатной и тянется до Преображенской. Интересно проследить, как менялось ее название. С начала 19 века улица называлась Еврейской. Потом, в зависимости от общественно-политической ситуации, переименовывали: Скобелевская, Бебеля, Муссолини, снова - Бебеля. И, наконец, с 1994 года, вернулось первоначальное название – Еврейская.
Вроде бы круг замкнулся, а, может, и нет.
Эта улица мне нравится потому, что знаю историю некоторых домов и снимал комнату, какое то время на ней. Она стала близкой, как соседняя Канатная или переулок Чайковского.
Дом под номером один проектировал архитектор Ф. Гонсиоровский. Массивные деревянные ворота ведут во двор, в котором кое-где сохранилась лавовая плитка. В 19 веке покрытия дворов, лестниц темно-серыми плитками лавы вулканов было широко распространено. Плитку эту везли из
Италии. Такой богатой была, когда-то,
Одесса, и так хотелось украсить ее.
Когда захожу во дворы старых домов, то всегда ищу глазами , случайно сохранившиеся лавовые плитки. И радуюсь, при этом, непонятно почему. А еще во дворе этого дома № 1, энтузиасты строили первый в Одессе самолет. Неудачно, правда, но такой факт был.
На фасаде дома установлена памятная доска в виде горельефа.
На ней написано: « В этом доме рос
Владимир (Зеев) Жаботинский(1880-1940), выдающийся сын еврейского народа, талантливый писатель,
пылкий патриот Одессы, защитник
Иерусалима, ведущий деятель сионистского движения, верный друг Украины, основатель БЕЙТАРа»
«БЕЙТАР» - организация, которая ставила своей целью создание еврейского государства по обоим берегам Иордана.
Так называлась последняя крепость еврейских повстанцев, которую римские войска прокуратора Юлия Севера взяли в 135 году н. э.
Дом под номером два трехэтажный – дом Анатра. На фасаде маскароны в виде львиных голов, растительный орнамент, очень импозантно выглядит дверь в подъезд. Над кружевными металлическими воротами во двор тоже львиная голова.
Широкая лестница с мраморными ступенями и ажурными перилами, высоченный потолок, на лестничных площадках сохранился цветной орнамент. В прошлом, 2013 году, семья друзей из
Москвы снимала здесь квартиру, и когда я поднимался к ним, то хотелось идти ближе к стене - отвык от такого громадного пространства лестничных маршей
Ресторан «Утесов» расположен в соседнем доме 2а.
Самое интересное, что в самом конце улицы, в доме под номером 55, в 20-х годах выступал Л. Утесов. Вот, такая, своеобразная связь времен.
В месте пересечения Еврейской с Карантинной балкой, которая сейчас называется Деволановским спуском, находился мост Сикарда.
Сейчас отсюда начинается Деволановский спуск, а остальная, верхняя часть балки постепенно была засыпана.
От моста сохранился фрагмент парапета с одной стороны. Ну, и название его. Рядом с мостом и на Канатной стояли дома, принадлежащие Шарлю Сикарду, одесскому негоцианту. Он был дружен с Пушкиным, и. возможно, что по этому мосту, Александр Сергеевич ходил в гости к Сикарду. Мосты: Сикарда и Новикова (он по улице Жуковского) к 1824 году уже стояли.
Дом № 8, интересен тем, что в нем жил Д. Н. Овсянико-Куликовский, историк культуры, лингвист, Академик. Куликово поле – была усадьба одного из его родственников. А я думал, что название это с чем - то военным связано.
После пересечения улицы Ришельевской стоит главная синагога, построенная архитектором Моранди в 1850 г. После Революции здесь был музей природы. В начале войны жители города его разграбили. В годы оккупации, румыны собирались восстановить и возобновить работу музея.
После войны здание было за Педагогическим институтом, и в главном зале был спортивный зал.
Сейчас главная городская синагога после реставрации приобрела былую величавость. Здание монументально и весомо.
В подвальном помещении действует кошерный ресторан, в который, когда-нибудь, зайду. А в лавочке, рядом с синагогой, изготавливают и продают фалафель - приготовленные во фритюре шарики из измельченного нута. Это арабское блюдо распространено практически во всех кухнях Ближнего Востока. В
Израиле фалафель очень популярен и считается своим, национальным.
У дома № 12, перед самым входом в здание, в котором находится Управление уголовного розыска, стоит памятник послевоенному милиционеру. Фигура милиционера в форме тех лет и с чисто одесскими чертами лица. Порхающие голуби у руки. Мне очень нравится этот памятник - чистый, возвышенный и романтичный.
Вроде его называют памятником Давиду Гоцману – вымышленному герою из сериала «Ликвидация». Нет, все же памятник воплощает собирательный образ одесских милиционеров 40 - х и 50-х годов. В том числе, и Давиду Курлянду – реальному героическому сотруднику уголовного розыска послевоенных лет. Тогда Одесса входила в особый список по высокому уровню бандитизма.
В доме № 55 было Общество одесских ремесленников и промышленников. Здесь же находился Новый театр, в котором играли украинские труппы, а также греческая драма и опера.
В 20-х годах выступал Л. Утесов. Объявление из газеты 1920 года: « Новый театр, Скобелева, 55. Курсантами Столярского устраивается концерт - бал до утра. Конферансье Утесов».
Что удивительно – номера домов по Еврейской сохранились с дореволюционных времен!
И дом № 56, который проектировал архитектор Влодек, как был под этим номером в 19 веке, так и остался в наши дни.
Маскароны над окнами, ажурные ворота во двор, эркер на втором этаже, украшенный львиными головами, из пасти которых свисают гирлянды.
Дом этот отличается блестящими воротами во двор. Жильцы сложились и наняли специалиста, который вернул воротам во двор их первоначальный вид. На Еврейской таких ворот больше точно нет.
Александр Двизин