Оценка:
Дом Ученых, Сабанеев мост, 4.
Хочется смотреть на отреставрированный фасад здания Дома Ученых, когда-то дворец графа Толстого – на эту величавую красоту, иначе не скажешь. Он настраивает на высокий лад, и звучит монументальной и в тоже время теплой нотой. Этот дворец выделяется величавой красотой из всех одесских дворцов. Так и хочется воскликнуть – Палаццо!! Он был построен в 1832 году архитектором Торичелли. А, может, руку приложил и Франц Карлович Боффо, куда без него в архитектурном облике
Одессы первой половине 19 века.
С 70-х годов дворец принадлежал графу М.М. Толстому. Многое сохранилось внутри, с тех пор. Даже стекла – витражи входных дверей сохранились, вернее, одно - на одной половины дверей. И зеркала, настоящие! Прозрачно - глубокие, преображающие вестибюль и залы дворца в какой-то благородный, золотисто-серебряный тон. Кажется, что они отражают не только, что видишь, но и несут отсвет прошлых лет. Служащие протирали их современными средствами, и блистательная поверхность местами начала мутнеть. Один из посетителей сказал – только водой надо!
Внутреннее убранство, анфилады залов, интерьеры Дома Ученых производят светлое впечатление. Здесь легко дышится.
Я посмотрел стенды, рассказывающие о деятельности Дома Ученых до 80-х годов ХХ века. Семинары, кружки научные, симпозиумы, доклады…, как бы сказали: «напряженная научная жизнь». И. сейчас, наверно, она где - то есть, но уже в других местах. Время идет вперед, и с этим ничего не поделаешь.
Нынешний Дом Ученых, это тусовочное место: кружки самодеятельности, платные экскурсии, кафе, проведение различных торжеств. В советские времена Дом тоже использовался не по назначению, но, это была, конечно, не основная деятельность.
В Белом зале с венецианскими зеркалами и дубовым паркетом, снимались, например, сцены фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Вроде, это был, как бы,
Лувр.
А у Левы Ставчанского - школьного приятеля, здесь, в 1971 году, проходила свадьба.
И венецианские зеркала, и дубовый паркет, и многие атрибуты интерьера Белого зала и других сохранились с 19 века в первозданном виде. Не, знаю, в каком другом историческом здании города многое так хорошо сохраниться.
В нынешний Музей западного и восточного искусства (бывший дворец Абазы), например, почему то, идти не хочется, а когда-то водил туда своих друзей, чтобы показать им старинные сундуки «кассоне». В этих, самых настоящих произведениях искусства, первые итальянские переселенцы привозили свое имущество в молодой город.
Но, вернемся к Дому Ученых. Когда пишут о нем, то, почти, всегда упоминают рояль Ференца Листа. В 1847 году знаменитый пианист и композитор давал концерты в Одессе, и, вроде бы, играл на этом рояле.
Пусть будет так. Легенды и мифы украшают и разнообразят нашу жизнь. Рояль старинный, очень красивый в барочном стиле.
Сохранности дворца способствовало то, что после 1917 года, здесь была художественная галерея, а потом здание занимали ученые.
В годы войны здесь находилась резиденция городского главы Германа Пынтя. При всей неоднозначности этой фигуры, дворец он сохранил.
Из Ореховой гостиной на первом этаже, можно спуститься в садовый, довольно большой двор. Здесь, среди аллей и клумб находится кафе «Граф». Кстати, с очень вкусными мидиями и другими, сравнительно не дорогими, блюдами.
А, на одной из клумб стоит ваза, с надписью «Линда». Под ней Толстые, когда то похоронили свою собаку. Сколько лет и событий пролетело, а, вот, место захоронения собаки, с годами ее жизни, сохранилось.
Мы не знаем никогда, что сохранится, на самом деле. Кажется, вот, это без сомнения останется в годах и в веках, а в результате от этого несомненного не остается и следа.
Александр Двизин