Оценка:
Карманинский район Навоийской области Узбекистана - удивительный: слияние современности с минувшими эпохами в нём органично. Новые здания вдоль широких скоростных автотрасс точно на контрасте с узкими улочками, глиняными домами и пыльными тропами, хранящими следы Великого Шёлкового пути.
Старая часть Карманы, словно оградившись от ритма повседневной жизни и существуя в своём временном пространстве, приоткрывает завесу вековых тайн и легенд желающим соприкоснуться с её историей, культурой.Отчасти, они связаны с архитектурным наследием.
Всё чаще туристические маршруты иностранных гостей и граждан Узбекистана пролегают через караван-сарай Рабати Малик, Сардобу, комплекс Косим-Шейх. Старинная мечеть и место захоронения Мавлоно Орифа Деггароний в селении Хазара, которые обрели новый вид в годы независимости, сегодня считаются также местом поклонения и паломничества.
Одна из легенд о Мавлоно Орифе Деггароний гласит, что однажды во время весеннего паводка, создавшего угрозу для селений, его жители выбежали из домов с криками о помощи. Тогда чудотворец подошёл к берегу реки и произнёс: "Если можешь, покинь наши места. Какая тебе польза разрушать жилища этих людей?". И тогда поток воды, словно внемля его словам, прекратился.
О сверхъестественной силе, способностях к целительству, пророчеству и совершению чудес Мавлоно Орифа Деггароний знали не понаслышке. По преданию, он обладал, выражаясь современным словом, даром телепортации. Так, пятничный утренний намаз он читал в мечети Деггарон, а обеденный - в Мекке.
В исторических источниках немало интересной информации об этом великом святом, прорицателе. К примеру, в книге "Кармана - кадимий диёр" её соавтор Н.Бекниёзов пишет, что Мавлоно Ориф родился в 1312 году в селе Деггароний, что с персидского переводится как "изготовление котлов, казанов". Он владел лавкой, ткал бязь, был дехканином, выращивал хлопок.
В произведении Сайида Мухаммада Носируддина "Тухфат аз-зоирин", изданном на персидском языке в
Бухаре в 1909 году (в 1328 году хиджры), приведены интересные сведения о шейхах и святых, живших на территории между
Ташкентом и Бухарой. О Мавлоно Орифе упоминается так: "Мавлоно Ориф, являясь одним из прошедших халифов (духовный глава мусульман), был самым близким учеником Сайида Амира Кулола. Он родился на берегу реки Кухак (Зарафшан) в 9 фарсангах (мера длины, равная 7-8 километрам) от Бухары в части Деггарон кишлака Хазора в семье Ходжи Ахмада Мисгара (медника). В детстве наизусть выучил Коран. В течение семи лет брал уроки по шариату и тарикату (исполнение религиозных обрядов и обычаев) у Сайида Амира Кулола и с его разрешения преданно служил тюркскому и таджикскому народам. Он несколько раз посетил Мекку и Медину".
Мавлоно Ориф Деггароний, будучи учеником великого Сайида Амира Кулола, стал духовным наставником для Хожи Бахауддина Накшбанди - основателя суфийского ордена Накшбандия, великого философа Востока. В течение семи лет Бахауддин жил и работал рядом с Мавлоно в махалле ремесленников-котельщиков селения Хазара, расположенного на краю степи Маликчуль. Два учёных-богослова вместе постигали таинства мистики, астрологию, исследовали межличностные отношения, раскрывали тайны наук. Их связывала духовная близость, единство мыслей и мировоззрения, мудрость в понимании жизни. Свидетельства их совместной работы изложены в произведении Мухаммада Бакира, где он, приводя высказывание Бахауддина Накшбанди, пишет: "Говорят, когда я занимался тайным радением, создавалось впечатление, что раскрыл свой секрет. Я нуждался в его разгадке. Вместе с Мавлоно Орифом тридцать лет были в поисках, исканиях. Дважды совершили священный хадж. Побывали во всех уголках исламского мира того времени. Пусть всякий, находящийся в коленопреклоненном бдении, странствует по небесам и мыслями находится там, но богоугодными делами занимается здесь".
Деятельность просветителя Мавлоно Орифа Деггароний стала великим примером духовного развития и совершенствования. Являясь убеждённым гуманистом, он вывел учение суфизма Мавераннахра на новый уровень, обогатив его новыми философскими идеями. Большое значение он придавал целям нравственного воспитания, и его исследования в этой области стали впоследствии базовой основой в развитии педагогики.
Мавлоно Ориф Деггароний мог донести высокие идеи до самого простого дехканина, направляя людей по истинному пути. Приверженцами его учений были не только жители Мавераннахра и Хорасана, но и за их пределами.
Богоугодные дела своего учителя продолжили преемники Ашраф Бухари и Ихтиёр Деггароний.
Последние годы жизни Мавлоно Ориф Деггароний провёл в построенной неподалеку от мечети скромной ханаке (суфийская обитель, скромный приют дервишей - прим.ред.), которая уже при его жизни становится местом паломничества. К мудрецу шли люди, чтобы услышать от него слова Великой Истины. После его кончины они приходили на поклон к могиле святого, похороненного неподалёку от мечети.
В некоторых источниках упоминается, что у Мавлоно Орифа Деггароний был единственный сын Абул Хайр Хожа, рождённый от жены Махипоры. Последний представитель династии Мавлоно Орифа Деггароний - Тохир Хожа - похоронен на кладбище в Кармане.
…И сегодня к мемориальному комплексу имени Мавлоно Орифа Деггароний съезжаются люди с разных концов земли, чтобы отдать дань памяти предка узбекского народа, соприкоснуться с историей его жизни и деятельности, услышать невероятные легенды, передаваемые из уст в уста. И, конечно, воочию увидеть архитектурный памятник, чудом уцелевший до наших дней.
Новую жизнь комплекс получил в 2007 году после ремонтно-восстановительных и реставрационных работ. Благоустроена его территория, где располагаются ханака и надгробие Мавлоно Орифа, чилляхона (уединённое место для молитв паломников), музей с редкими экспонатами, колодец с наивкуснейшей водой.
Большого внимания заслуживает мечеть Деггарон. По дороге к ней по правую сторону тянется курган (сооружение земляной насыпи над погребальной ямой). Взобравшись на него, увидите потрясающий пейзаж. Словно восставшая из небытия и обратившая к безбрежному небосводу девять кирпичных куполов (главный и малые), мечеть Деггарон пленяет гениальной простотой и величественностью, таинственной и самобытной красотой. Она построена из пахсы и кирпича в форме квадрата. Внутреннее молельное помещение имеет кубическую форму. В его центральной части четыре кирпичные колонны, образующие высокие белые арки с лепниной объёмной геометрической формы. Они сводятся к главному внутреннему куполу, удерживающему габаритную хрустальную люстру.
Листая страницы истории, обнаружилось упоминание следующего факта о мечети Деггарон. Археологической экспедицией Государственного Эрмитажа и УзКОМСТАРИСа под руководством А.Якубовского, организованной в 1937 году для исследования низовья реки Зарафшан, в селении Хазара обнаружена мечеть Деггарон. Впоследствии, как доказательство уникальности этого объекта, обнародованы отчёты экспедиции итальянских исследователей 1910 года. В архивах Навоийского областного историко-краеведческого музея хранится копия топографического плана сооружения, составленного итальянцами. В отчётах Якубовского приводятся основательные и довольно полные сведения об этом памятнике. "В лице этой прекрасной постройки мы имеем архитектурный памятник не моложе Исмаила Саманида, а может быть, и старше его", - пишет он. На приложенных к отчёту фотографиях и чертежах мечеть датируется VII - IX веками.
Но, к сожалению, не узнать причину, по которой был снесён двухъярусный айван (в исламской архитектуре обозначает сводчатое помещение, с трёх сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны), придававший мечети удивительную лёгкость.
Карманинский район исторически богат, несмотря на современный облик. Здесь каждый шаг ступившего на его землю отзывается эхом невероятных загадок и открытий столетий.