Там где жара и песок, пробьется вода и появится оазис

Наталья Фарид Страна: Узбекистан
Город: Навои
Время отдыха: Дата вылета май 2016
Достопримечательность: Дворец культуры "Фархад"

Дата07.06.2016 Хороший отзыв4 Ответов 1 Просмотрели714

Оценка:

Прогуливаясь вокруг Дворца культуры "Фархад", жители и гости города Навои наверняка интересовались, что же означает композиция в виде трех женских фигур, летними вечерами не раз спасались от знойной жары около бассейна под водной прохладой бронзового Фархада, легендарного героя поэмы Алишера Навои. В альбомах многих навоийцев, скорее всего, хранятся детские фотографии, где они позируют, оседлав сказочных драконов. Все это так знакомо, но немногие знают, кто автор этих работ, какие творческие замыслы он вынашивал, создавая произведения искусства для оазиса… Ответы нашлись в вырезках газет 70-80-х годов прошлого столетия, бережно хранимые в отделе периодики библиотеки ДК "Фархад". Именно тогда созданы скульптуры, без которых трудно представить сегодня облик областного центра. Вот как описывает атмосферу того времени В.Ганшин в одной из своих публикаций (1978 г.): "Где-то между Самаркандом и Бухарой в долине Зарафшана работали экскаваторы, тонули в облаках пыли бульдозеры, тянули свои журавлиные шеи подъемные краны. Если вглядеться в подернутую дымкой веков историю азиатских городов, то все они, окажется, начинались с кишлака или оазиса, а затем, десятилетиями наращивая купола, возводя минареты и дворцовые порталы, росли и обретали свой неповторимый лик. А в этот раз впервые на гладкой, иссушенной зноем равнине вставал целый город, в котором были площади и улицы, парки и бульвары, промышленный район и зона отдыха, транспортные артерии и детские площадки". Монументы, участвовавшие в формировании облика города-оазиса, - результат кропотливой работы Бориса Александровича Свинина, на тот момент прославленного в родном Ленинграде скульптора. Свое творчество он тесно связал с Навои еще в 1965 году, когда перед ним поставили задачу оформить площадь Дворца культуры. К комплексным задачам синтеза скульптуры Свинин подошел вплотную, когда в составе большой группы архитекторов (Геннадий Гончаров, Игорь Орлов, Татьяна Софронова), инженеров, гидротехников ленинградского проектного института приступил к декорированию увлажнительной системы города. В Навои, где воздух прогревается до 40-50 градусов, решать центр традиционным плацем было невозможно: он неизбежно превратился бы в "раскаленную сковородку". - Обязательный признак оазиса - вода, источник жизни, она словно вызов пустыне, - говорил Борис Александрович. - В Навои необходимы фонтаны - органичный элемент городской жизни. Значит, не должно быть ни одного вялого ракурса, скучной детали. Трудно представить, сколько проведено часов у чертежей и макетов, сколько было споров, отвергнутых вариантов, перекрестной критики! Город строился сразу - что бывает в практике градостроительства не так уж часто - и новоселам предстояло принять его в целом. Необходимо было найти оптимальное решение. Тогда возникала идея создать сложную систему из двадцати семи бассейнов, дающих увлажненный микроклимат. Вода фонтанов в строгом архитектурном окружении явилась той основой, на которую ориентируется декоративная пластика. "Фархад", "Реки Узбекистана", "Дракон" - вот названия скульптурных композиций, которыми Свинин украсил город в 1972-1974 годах. Они и по сей день создают определенную эстетико-психологическую атмосферу областного центра. Все композиции логически и лаконично связаны между собой, а вместе образуют единый ансамбль. Образ каждой из них выбран не случайно. Главное место в ансамбле занимает фигура Фархада - воплощение героического начала. Когда смотришь на него, сразу вспоминаются строки из поэмы великого поэта и философа Алишера Навои. …Три года изнемогает народ от жажды и непосильного труда. Как дать людям воду, напоить поля и сады. Не поддается несокрушимая скала: под ударами Фархада разлетелся отцовский кетмень. Тогда юноша выковал большущий кетмень, который не смогли бы поднять и сто человек. Взмахнул он раз, взмахнул два - получился канал, снова ударил - задрожали и рухнули скалы. И восславили люди подвиг Фархада. Перед скульптором стояла задача не только в том, чтобы создать монумент, то есть что-то значительное, материальное. Нужно было решить более общую, важную, духовную задачу, найти и воплотить связь национального и общечеловеческого, древнего, традиционного и совершенного, современного. Требовалось в образе богатыря показать воплощение мечты предков. Все это удалось Свинину, создавшему романтический образ восточного героя. Он представил Фархада в миг его торжества. Кажется, еще звенит кирка, которой юноша открыл путь воде. В полете вскинутая рука, так естественно передающая собственное изумление свершенным. Усилия могучего человека слиты в едином порыве - принести людям радость. Обнаженная фигура олицетворяет гармонию духа и тела. Фархад - весь порыв, вдохновение - стал и остается своеобразным символом города. Здесь, у скалы Фархада, начинается подача воды в увлажнительную систему Дворца культуры. Здесь же рождается смысловая взаимосвязь изображения и окружающего пространства. Ключ забил, вода дала жизнь площади, наполнила бассейн, откуда она переходит в другой водоем, в центре которого - аллегорическая скульптурная композиция, символизирующая великие реки Узбекистана - Амударью, Сырдарью и Зарафшан. Три девушки с традиционными восточными сосудами, из которых мерно льются струи, символизируют силу главных водных артерий республики. Сюжетная сторона замысла получает свое дальнейшее развитие - воду, которую дал Фархад, реки разносят по земле, жаждущей влаги. Внешняя статичность фигур контрастно сочетается с активной проработкой формы, подвижностью моделировки. В пластической трактовке статуй заметны и отголоски вертикальных ритмов мусульманской архитектуры, и четкость ранне-античной пластики. "Навоийцам всех возрастов, но детям - в особенности, полюбились сказочные драконы, из пастей которых бьют мощные струи "живой воды". Огромные чугунные зверюги привлекают массу ребятишек", - так пишут Б.Шалатонин и В.Морозов в материале "Город и его творцы" (1988 г.) об одной из последних работ Свинина в ансамбле. Интересна история создания скульптур. Как-то Борис Александрович купил на самаркандском базаре глиняную игрушку. В ней он и увидел будущих драконов. Сказочных существ фантазия художника сделала добродушными, совсем по-домашнему ручными водолеями. Обе колоссальные фигуры отлиты в литейном цехе ремонтно-механического завода (ныне ПО "Навоийский машиностроительный завод"). Забавные фантастические существа своими масштабами и пластической трактовкой служат формой, позволяющей связать скульптуру фонтанов с архитектурой прилегающих построек. С каждым годом город Навои становится все краше, проводится колоссальная работа по благоустройству, строятся новые социальные объекты, парки украшают музыкальные цветные фонтаны. В 1994 году Бориса Свинина не стало, но его творения остаются объектом вдохновения молодых художников и скульпторов, воспевающих любовь к родному краю, продолжают радовать глаз жителей и гостей вечно молодого города Навои, где пересекаются богатое историческое прошлое, перспективное настоящее и светлое будущее.

Фотографии


Комментарии