Оценка:
В древности оросительные системы были основаны на использовании подземных вод. Традиционные подземные гидротехнические системы - кяризы - тысячелетиями служили предкам Узбекистана единственным источником живительной влаги. Одна из таких использовалась в Нуратинском районе.
Кяризы представляют собой подземный канал, соединяющий место потребления с водоносным слоем. Они, как правило, имели галерею с поперечным сечением, позволявшим свободно проходить людям, роющим его. Эту подземную систему в Нурате связывают с именем Александра Македонского, который в 329-327 годах до н.э вторгся на территорию Средней Азии. По легенде, когда Искандер Зулькарнайн, как его именовали местные жители, привёл войска в Зарафшанскую долину, он забрался на самую высокую вершину южного крыла Нуратинских гор - Акташ. Взглянув в сторону юга, он увидел реку Зарафшан и благоустроенную долину, а на севере - широкие пустующие поля. И тогда он сказал: "Река этой области течёт под землёй". Таким образом, Македонский велел своей армии рыть кяризы. В результате, они вырыли 366 подземных каналов, и Нурата была благоустроена. Без сомнений, это не просто легенда, а результат опыта местных жителей, которые долгие годы вели наблюдения за гидрогеологией Нураты, учитывая её природные особенности.
Термин "кяриз" происходит от персидско-таджикского языка, образован от соединения слов - "ках" - солома и "рез" - выливать. Предки, чтоб проверить, правильно ли течёт вода, бросали в колодец солому и смотрели, как она выходит из последнего колодца. Тем самым, они определяли, ровно ли течёт вода, какой её уровень. По легенде, Александр Македонский пришёл в Нур, увидел толпу людей, которые стояли у последнего колодца и кричали: "Карабках рез!" ("Бросай солому!").
Для постройки кяризов опытные ирригаторы сначала сделали несколько колодцев в шахматном порядке. Когда уровень воды в них опускался, рыли кяризы. Работа начиналась с нивелирования - определения разности высот двух и более точек земной поверхности относительно условного уровня. Это играло важную роль при проведении трассы кяризов и выведения воды на поверхность земли через них.
При определении трассы подземных каналов после нивелировки участвовали двое или трое человек. Один для определения широты наблюдал сверху над колодцем при помощи одного из старейших астрономических инструментов - астролябии. Второй в сторону, откуда приходит вода, вертикально опускал деревянный стержень равный глубине колодца. Так, через диоптрии астролябии определялась его прямота.
Для оценки соответствия поверхности плоскости использовался также инструмент "ватерпас". После нивелировки и распределения кяризов, на каждые 10 метров вдоль трассы рылись колодцы. Глубина слоя, где накапливалась вода, составляла 18-20 метров, иногда и больше. Колодцы смыкались туннелем, который назывался "лахм". Подземная вода выходила наружу через них. Глубина составляла 1,25-1,5 метра, ширина - 1 метр, длина - несколько метров.
При рытье колодца самой ответственной работой считалось проведение туннеля, который не должен был скривиться в один бок. Все эти сведения изучались местным краеведом Р.Ахмедовым.
В Нурате есть кяриз под названием "Зулмкиряз" ("зулм" - гнёт). По легенде он носит такое название по той причине, что Александр Македонский жестоко вёл себя по отношению к рабочим во время строительства. В то время условия были крайне тяжёлыми.
В предгорных областях Узбекистана и сегодня пользуются кяризами. Этот старинный вид ирригационной техники в Нуратинском районе местные жители называют "Александрийским". Кяризы Товбой, Кайнар, Бошкориз, Мазор, Кувондик, Кунчи, ал-Бухари (Алпухори), Сатилгон, Мири, Ялок, Тайлок, Султон, Мастон, Мастак, Комбой, Зулфикар, Калта-кяриз со временем могли быть переименованы.
Оказывается, каждые из Нуратинских кяризов орошал площадь до 40-50 гектаров.
Вода в них измерялась в сутках, нуратинцы называли это "шаби-руз" - "день и ночь". Один "шаби-руз" равняется 96 "оби карои" ("чёрная вода"). Вода в кяризах высоко ценилась, и дехкане имели право продавать её. "Чёрная вода" равнялась цене 20-25 баранов. Из-за нехватки и дороговизны живительной влаги, тот, кто покупал воду или получал её в наследство после смерти отца, устраивал пиршество для народа и одевал тун (чапан) видным деятелям и аксакалам. Пир, который устраивался по случаю покупки воды, назывался "ниммарди", а по случаю получения воды в наследство - "падаримурд".
Сегодня кяризы заброшены, часть - закопана. Только из Калта-кяриза течёт вода. Можно прочистить и вновь возобновить работу этой уникальной системы, но всё это требует огромных трудовых ресурсов. Удивительно, как наши предки мастерски выводили из-под земли воду, проделывая такие сложнейшие сооружения, которые на сегодняшний день являются архитектурными памятниками и привлекают сотни туристов из разных стран.