Оценка:
Иностранные туристы, посещающие страны Центральной Азии, имеют возможность ознакомиться с достопримечательностями практически в любом регионе республик. Все-таки здесь проходил маршрут Великого шелкового пути, по этим территориям прошли войска Александра Македонского в ходе его похода в
Индию, здесь обнаружены памятники раннего буддизма. Но чтобы понять исторический дух региона нужно ехать в
Самарканд. Приехать по туристической путевке в регион и не побывать в Самарканде это все равно, что отправиться в
Грецию и не посетить
Афины, или, побывав в
Италии, не познакомиться с
Римом.
Именно в Самарканде зародилась в средневековье система государственного управлениям Средней Азии, которая в той или иной форме просуществовала до конца XIX века. Город всегда признавался региональным центром политической жизни, как бы сейчас сказали, законодателем мод в культуре, здесь работали и делали свои открытия научные светила средневековья, вошедшие в историю.
Об исторических памятниках Самарканда также известно далеко за пределами региона. Однако, их так много, что среди этих архитектурных построек есть шедевры, которые менее «раскручены» нежели памятники, украшающие альбомы и туристические проспекты.
Один из них Чупан-Ата - строение, возведенное в середине XV века. Это здание связано с мифическим именем «отца пастухов», культ которого был особенно распространен среди скотоводов. Когда-то в далеком прошлом у подножия Чупан-Ата был создан один из красивейших загородных парков Самарканда - Баги-Майдан. Его разбивка была начата при великом Амир Тимуре и завершена его внуком - Улугбеком. Здесь высился двухэтажный дворец «Чиль-сутун» (Сорокаколонный). К сожалению, это здание бесследно исчезло.
Чупан-Ата — возвышенность, расположенная примерно в 8 км к северо-востоку от Самарканда. Название это относительно позднее, а у средневековых восточных авторов она известна как Кухак — «горка». Это место овеяно легендами. Одна из них гласит, к стенам древнего Самарканда подошел со ста пятидесяти тысячным войском, жестокий царь. Тогдашний правитель Самарканда знал, что идолопоклонство есть нечто несущественное и пустое дело. Он приказал разбить 256 идолов и обратиться с молитвою к Господу неба и земли. Сам он вошел в темную комнату и не выходил три дня. Народ по ночам выходил на крыши и обнажал головы. И не было между ними пророка и путеводителя, а прежних пророков они считали обманщиками. Теперь они уверовали в них и возглашали: "О, Господи земли и неба! Отврати от нас эту напасть и подай избавление!" Когда прошло три дня и наступила четвертая ночь, в которую на рассвете враги хотели взять город, явилась гора из
Сирии и всех их задавила, так что от этой горы не избавился никто: ни из людей, ни из животным, все остались под горой со многими тысячами животных и золота.
До сих пор люди раскапывают эту гору и находят оружие и броню из колец и пластинок. Внизу по откосу той горы некий человек, посеяв чечевицу, поливал ее. Положив под голову лопату, он заснул, а когда проснулся, то увидел чуждый народ, который тут стоял. Он спросил: "что это за земля?" Ему ответили, что Самарканд и спросили: "а ты откуда?" Он сказал: "я из Сирии. Эта чечевица лично моя "пасира". Прошлую ночь была моя очередь пользоваться водой. Я поливал и заснул". Тут стало известно, что гору Господь Всевышний перенес из Сирии и обрушил на голову вражьего войска. Тогда стало видно, что Самарканд город хранимый (богоспасаемый) и каждого, кто на него будет покушаться, Господь поразить и уничтожить. Гору эту называют Хулюм. Передают, что все то, что находится в Сирийских горах — находится и в этой горе. Из нее добывается многое полезное людям, как то: золото, серебро, железо, кремень, огнеупорная глина, глина для мытья волос, съедобная глина, горшечная глина, краска для стекла, известь: желтая и красная глина. Когда рассветало, люди сразу вышли из города, увидели гору, которой никогда не видали. Не было реки Кухака (Зарафшана) и не было никаких следов войска. И узнали, что Бог хранил их в благополучии и что никакой злодей не в силах принести Самарканду зла — каждый раз он будет поруган. Прибытие горы Кухака (Чупан-ата) в Самарканд было за тысячу двести лет до нашего пророка.
Так что же из себя представляет ансамбль памятников вокруг Чупан-Ата. В массовом строительстве эпохи тимуридов — при сооружении жилых домов и хозяйственно-бытовых строений, лавок и мастерских, как и прежде, преобладали проверенные вековой практикой, экономичные, достаточно прочные, дающие прохладу в зной и защиту от холодов зимою сырцовые, глино-каркасные, пахсовые (глинобитные) стены и плоские, с глино-саманной смазкой балочные перекрытия. В монументальном же зодчестве применялись усовершенствованные конструкции из жженого кирпича — ведущего материала крупномасштабного строительства. По образному выражению Хафизи-Абру, Тимур, застав Самарканд глиняным, он превратил его в город кирпичной архитектуры. Кирпич той эпохи имел исключительно высокие технологические качества — лабораторная проверка показала, что он соответствует уровню наивысших современных нормативов прочности. Форма кирпича квадратная; преобладающие размеры — от 24 до 28 см в стороне на 4—6 см толщины. Камень использовался значительно реже — в фундаментных кладках употребляется бут, в облицовках панелей — мраморные плиты.
Вот что писали современники Улугбека - «У подножия холма Кухек, на западной стороне, Улугбек разбил сад, известный под названием Баги-Мейдан. Посреди этого сада воздвигнуто высокое здание в два яруса, называемое Чиль-Сутун. Все его столбы — каменные. По четырем углам этого здания пристроили четыре башенки в виде минаретов, ходы, ведущие наверх, находятся в этих четырех башнях. В других местах — всюду каменные столбы, некоторые из них сделаны витыми или коническими. В верхнем ярусе по четырем сторонам — айваны. На каменных столбах, посередине, беседка с четырьмя дверями, фундамент этого здания весь выложен камнем...
За этой постройкой, у подножия холма, Улугбек-мирза разбил еще маленький сад. Там он построил большой айван, в айване поставил огромный каменный престол... Такой огромный камень привезли из очень отдаленных мест. Посреди него — трещина, говорят, что эта трещина появилась уже после того, как камень привезли. В этом садике тоже есть беседка, все стены до сводов в ней из фарфора, ее называют «Чини-Хана».
Проведенные через пятьсот с лишним лет археологические раскопки показали, насколько дркументально точны описания в сохранившихся в рукописях той поры.. Потому и верим мы рассказам, что в садах Улугбека были собраны почти все растения тогдашнего мира. Ведь еще Тимур, его дед, вывозил из поверженных в прах городов семена, черенки и большие деревья вместе с их материнской землей. Улугбек же во многом стремился следовать любимому деду. Строил неподражаемые мечети и ханаки для божьих людей, чтил военный порядок, унаследованный Тимуром от чингизидов.
Улугбек, подобно Тимуру, много внимания уделял благоустройству Самарканда,
Бухары, Шахрисабза, Гиждувана и других городов. Помимо медресе, мечети и ханаки по его распоряжению в Самарканде был построен ряд объектов для общественных нужд: бани, базары, караван-сараи, мосты. Таким же великолепием отличались и медресе Улугбека в Бухаре и Гиждуване, построенные в 1432-1433 гг. Напомним еще и то, что при Улугбеке было завершено строительство ряда монументальных зданий, начатых при жизни Тимура: Шах-изинда, Гур-и эмир и другие.
Как говорится легенда легендой, а Чупан-Ата стоит и является немым свидетелем многовековой истории и хранителем древнего города, одной из него почитаемой достопримечательностью.