Оценка:
О многом могут поведать предания песков Кызылкума. Порой бывает трудно понять, где правда, а где народ приукрасил. Но те, кто побывал на месте паломничества "Канарбай-ота" в Учкудуке, верят в силу святого места без тени сомнения.
Началась эта история в середине XIX века. В 1866 году в
Бухару из Кизила, что на расстоянии недельной ходьбы, прибыл с караваном Канарбай – сын Айбасса. Он проделал этот путь, чтобы поступить на обучение в медресе Кукельдаш. Высокий, широкоплечий, своей смиренностью и прилежанием в учебе он сильно выделялся среди остальных учеников.
Канарбай родился и вырос в очень бедной семье. Кроме него у родителей было еще три сына. Когда Канарбаю было три года, в 1839 году уже ранней осенью выпал снег. Из-за холодной зимы погиб весь скот. Отец Канарбая, переживая это, заболел. В 10 лет Канарбай лишился отца. Совсем еще мальчишка решил содержать семью. Несмотря на юный возраст, он уже многое умел, был мастер на все руки.
Став чуть постарше, занимался поиском заблудившейся скотины, был караванщиком, освоил ремесло сапожника. Ему удалось укрепить хозяйство. Он зарабатывал на жизнь, помогал обедневшим родственникам.
В 30 лет возмужавший Канарбай всерьез задумался о религии и начал изучать суры из Корана. С этой целью он прибыл в Бухару.
Канарбай быстро познавал науки, обучаясь в медресе Кукельдаш. В свободное время шил сапоги, ичиги, продавал их на базаре. Так он оплачивал свое обучение. Своим трудолюбием заслужил уважение учителей и товарищей. Но были и завистники, дети богачей и служителей духовенства. Они постоянно искали возможность унизить Канарбая и заставить окружающих усомниться в его успехах. Но Канарбай всегда выходил победителем.
Однажды учитель собрал всех учеников и велел принести воду из Ляби-хауза в сите. Однако никто не смог этого сделать. Вода в сите не держалась. И тогда Канарбай, без ошибок прочитав нужную молитву, на виду у всех принес учителю полное сито воды. В этот момент все в медресе признали его как будущего святого.
По окончании учебы, взяв письменные принадлежности, он возвратился домой. Начал обучать науке тех, кто верит в себя. Особенно много внимания уделял молодежи. "Молодость – прекрасное время жизни для приобретения знаний. Кто не ценит это, не будет счастливым человеком", – говорил он.
Канарбая-ота не интересовало богатство, материальные ценности. Он жил в небольшом доме у дороги. Шил ичиги, сапоги, головные уборы, кормил коз. К нему отовсюду за добрым советом приходили люди. Время от времени он шел в народ, повесив на плечо мешок. Встречая на пути босоногих, он давал им обувь, чинил износившуюся. Он стал опорой бедняков, студентов. Все, что зарабатывал, отдавал им. Раз в год отправлялся в Бухару, чтобы пообщаться с учителями медресе.
Те, кому посчастливилось общаться с Канарбаем-ота, утверждали, что от него исходил свет. Для любой семьи было почетным принять Канарбая-ота в доме. Отобедав, они внимали его рассказам, советам. Он обладал недюжинной силой, любил участвовать в кураше. Говорили, что его посох имел сверхъестественное свойство. Когда он прятал посох под одеждой, становился невидимым. Люди много рассказывали о его необычных способностях. Слагали легенды.
Канарбай-ота ушел из жизни в 1899 году. Было ему 63 года. В ту ночь он явился одному из близких людей и попросил похоронить около его дома. Даже уйдя из жизни, Канарбай-ота продолжал творить для других добро. К месту его захоронения приходили люди. Они просили помощи, доброго совета. Сюда за последней надеждой приходили тяжело болеющие, многих привозили родственники.
В 50-х годах XX века из-за засухи трудно пришлось животноводам. Животноводческое хозяйство "Жангельды" погнало скот в Каракалпакию. Скот гнали через пустыню, перевозили на машинах. От изнуряющей жары люди изнемогали, скот начал падать. Однажды директор хозяйства Сафрон Брайлев обратился к старцам: "Ваши предки жили здесь, вы живете. Что вы делали в засуху?" Старцы ответили, что раз в год они совершали обряд на могиле Канарбая-ота.
Несмотря на запреты Сафрон вместе со старцами приехал на место захоронения. Как велит обряд, встал на колено, зарезал барана и, возведя руки к небу, обратился к Канарбаю-ота с просьбой даровать дождь. В тот же вечер поднялся ветер, на небе появились тучи. Дождь шел две недели. Зазеленела сочная трава. Сафрон вновь пришел на могилу со словами благодарности. Не прошло и дня, как дождь перестал лить. Когда животноводы возвращались из Каракалпакии, каждый посчитал своим долгом остановиться у могилы и прочитать молитву.
В 1969 году директор животноводческого хозяйства Суекул Токанов, объявив хашар, за 10 дней построил мечеть. В 1980-м Тобан Раметов организовал работы по благоустройству кладбища, которое образовалось со временем. Пригласил мастера Турехана Дадибаева из Мингбулака, и на могиле Канарбая возвели мавзолей. Старец Силман Балбаев выяснил год рождения и смерти святого, поставил мраморную плиту.
Тысячи людей поклонялись великому Канарбаю-ота, передавая легенды о нем из поколения в поколение. Чтобы поклониться Канарбаю-ота, люди приезжают со всех концов Узбекистана. Его могила стала местом паломничества.
В августе 2002 года по инициативе хокимията Учкудукского района начались работы по благоустройству святого места. 6 декабря 2004 года создали благотворительный фонд "Канарбай-ота". Председателем фонда избрали Мустафу Муратова, председателя аульного схода граждан "Мингбулак". Миссией фонда является восстановление памятников, сохранение нравственного наследия, поддержка социально уязвимых слоев населения, одиноких престарелых, пенсионеров, инвалидов и малообеспеченных семей.
Весной 2005 года был заложен фундамент под строительство новой мечети святого Канарбая-ота. Торжественное открытие мечети состоялось 25 октября этого же года.
В сентябре 2006 года широко отмечалось 170-летие Канарбая-ота. К месту паломничества из разных областей и районов прибыло более четырех тысяч человек.
Сегодня благотворительным фондом "Канарбай-ота" ведется активная благотворительная работа. В проекте – расширение комплекса. Возле мавзолея из колодца с глубины 105 метров поднята вода. Для учащихся из малообеспеченных семей выдается стипендия. С 2005 по 2009 год стипендию получили 48 учащихся. И еще много добрых дел стараются осуществить работники фонда, продолжая светлый путь благодеяний великого предка Канарбая-ота. Путь, начатый босоногим мальчишкой, путь, продолженный простым сапожником, живущим среди народа, который оставил в веках добрую традицию благотворительности.