Оценка:
В мае-июне я побывала в
Болгарии. Тур от ТО Лабиринт. Побывала в разных местах, о которых сейчас постепеноо пишу. Нессебр - одно из таких мест. Удивительное место - старый черноморский рыбацкий городок.
Старый Нессебр - небольшой полуостров, длиной всего 850 и шириной 300 метров, соединенный с материком лишь дамбой 400 метров, она же дорога в город со старой мельницей. Далее виден памятник Святому Николе, покровителю всех рыбаков. В 1956 году был объявлен городом-музеем, а в 1983 включён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
Город был основан на месте древнего фракийского поселения Мелсамбрия к.VII в до нэ. , со временем превратился в колонию и в целях пердосторожности через пару веков жители опоясывают крепостными стенами. Оживленный торговый и культурный центр на Черном море стал чеканить собственные деньги -серебряные драхмы и оболи, а затем и монеты из бронзы. Многочисленные находки того периода представлены в Археологическом музее Нессебра.
Сегодня большая часть греческого города поглощена морем, сократившим территорию древней Мелсамбрии с прежних 40 гектаров наполовину. В ясный день при спокойном море в 80 метрах от берега под водой можно рассмотреть останки крепостных стен, башен и порта.
По некоторым данным в
Несебре существуют около 40 церквей. В музее Несебра есть данные по 23 церквям. И сейчас есть много хорошо сохранившихся церквей, особенно периода XIII-XIV века.
Все это место пропитанно историей и романтикой старых улочек. Древнее мощение кажется хранит шаги людей, живших много веков назад. Над узкими улицами нависают вторые этажи домов. И будто сейчас человек выглянет из окна дабы пожать руку соседу напротив.
Архитектура жилых домов периода болгарского Возрождения (XVIII-XIX века) — это высокие белокаменные основания нижних этажей, используемых под винные погреба и подвалы, и выступающие над ними тёмные деревянные эркеры жилых комнат верхнего этажа. Окна на верхних этажах широкие, в то время как в цокольном — узкие и немногочисленные. Балконы и кровли украшены резьбой и рельефами. В интерьере характерны тёмные деревянные потолки и выбеленные стены. Эти приземистые, плотно прижавшиеся друг к другу дома вкупе с узкими, мощёнными булыжником улочками запоминаются своей неповторимой атмосферой.
Памятники архитектуры
Западная крепостная стена Несебра являлась частью укрепительной системы города.
В настоящее время большая часть системы находится под водой. Длина сохранившегося участка стены достигает 100 м, а максимальная высота 8 м. Построена смешанной кладкой = "опус микстум". Ранневизантийская стена (V—VI в.) следует трассе фракийской (VIII—VI в. до н. э.) и античной (IV—III в. до н. э.) крепостной стены. Северный и южный края стены находились в море, играя роль стен причалов для двух городских пристаней. Ворота, расположенные напротив перешейка, огорожены двумя пятиугольными башнями. В стороне от них были симметрично построены полукруглые и круглые башни. Две двери- опускающаяся и двухстворчатая — плотно закрывали основной вход в город. Документированы пять реконструкций стены в период с VII по XIX в. Основные раскопки и изучение сохранившихся частей крепостной стены велись с 1958 до 1969 г., после чего с 1970 до 1981 конcервировались и реставрировались.
Церковь Христа Пантократора (XIII-XIV века) — подлинная жемчужина архитектуры. При её строительстве использовался кирпич и природный камень, от этого вид несущих стен приобрёл особый, декоративный эффект. Стены для нарядности украшены арками, керамическими дисками и розетками. По всей длине фасада проходит пояс из высоких,вдвойне вогнутых арок.Над ними,тремя рядами,вьется характерная отделка,состоящая из заделанных поливных чашечек и розеток и клевера с четырьмя лепестками.Над апсидами,на восточной части фасада тянется фриз из свастик(символ солярного культа),заполненный кирпичами. Работает небольшая художественная галерея. Церковь сохранилась лучше других. Она прямоугольной формы с размерами 16 на 6,90 метра, с двумя входами — на западе и юге. Восточная часть с тремя небольшими апсидами богато профилированная пределами. Памятник заметно удлинён. В середине наоса стояли четыре стройных колонны (ныне разрушены), поддерживая купола. Над притвором сооружена квадратная башня — колокольня (также частично разрушена). Подъём туда с юга вдоль узкой каменной лестницы, встроенной в стену между наосом и притвором. Богато украшенный купол оснащён 8-ю арочными окнами. Свет проникает и в другие аналогичные окна на юг и север фасада. Притвор, является небольшим, встроенным в пол со средневековой гробницей. На внутренних стенах сохранились лишь следы первоначальной росписи.
Церковь Св. Иоанна Алитургетоса (XIV век). Она представляет собой крестово-купольную церковь с тремя алтарными апсидами и нартексом, длиной 18,5 и шириной 10 метров. Основа крестовидной части церкви представляет собой почти квадрат. Оформлен четырьмя колоннами, кладка каменная и кирпичная, фасадные стены расчленены слепыми двухступенчатыми нишами, украшенными различными геометрическими формами из кирпичей и небольших каменных блоков (керамико-пластичный стиль). Имеется два входа — северный и южный. Подобное архитектурное решение редко встречается у церковных зданий. Церковь не была освещена из-за погибшего на строительстве рабочего, отсюда её название. В 1928 году от землетрясения с эпицентром в Пловдиве, силой 6,8 баллов церковь сильно пострадала. Фасады церкви украшены блоками из красного и белого кирпича, мозаикой, местами они не плохо сохранились, особенно хорошо сохранён восточный фасад.
Церковь Св. Иоанна Крестителя (X век) — крестово-купольная церковь с тремя алтарными нишами, длиной 12 и шириной 10 метров. Состоит из двух цилиндрических сводов, пересекающихся в центре. При постройке использовались речные камни и бут. В те времена, вероятно, фасад был гладко оштукатурен.
Церковь Св. Софии -древнейшая из церквей Несебра (V-VI века) — трёхнефная базилика с открытым перекрытием, длиной 19 и шириной 13 метров делится на нефы двумя рядами по пять столбов. Средний неф шириной 9,3 метров завершается на востоке большой крытой апсидой — изнутри круглой, снаружи трёхсторонней. Вторым этажом идут арки. На восточной стене над апсидой расположены три арочных окна. Крыша базилики не сохранилась. Почти все апсиды сохранились. Внутри церковь была оштукатурена и расписана. Всё было покрыто мозаикой из небольших цветных камней. Её строили в два периода, нынешний вид она приобрела в начале IX века, когда являлась частью комплекса — резиденции митрополита Несебрского. В настоящее время тут можно провести венчание.
Церковь Св. архангелов Михаила и Гавриила (XIV век) — однонефная церковь с нартексом, куполом и колокольней, длиной 14 и шириной 5,2 метров. Нартекс с двумя выходами — северным и южным. Фасад декорирован сводчатыми нишами из камня и кирпича. Церковь была построена с широким куполом, западная башня была прямоугольной, которая возвышалась над притвором. Каменная лестница, которая ведёт к ней кроется в западной стене церкви. В храм входят через три двери — одна на северной стороне здания и две в притворе. В восточной части церкви три малых, многогранных апсиды с отверстиями в них. Арки подчёркиваются тремя рядами стеклянных зелёных кругляков, они же украшают каменные блоки, которые расположены в шахматном порядке с кирпичами.
Церковь Св. Параскевы (XIII век) — однонефная церковь с характерным нартексом и алтарной апсидой, крыша не сохранилась. Предположительно церковь была купольной, и над нартексом возвышалась башня-колокольня. Кладка смешанная, из тщательно отёсанных каменных глыб и кирпича. Фасады решены в керамико-пластичном стиле.
Церковь Св. Стефана. Возле порта стоит церковь Святого Стефана (Новая Митрополитская), которую начали строить в X веке, потом не раз переделывали, украшали стены росписью. В шестнадцатом веке была пристроена западная сторона, а в XVIII веке был добавлен притвор. Здание церкви представляет собой трехнефную базилику размером 12×9,50 м. При строительстве церкви употребили много архитектурных элементов (карнизы, капители, рельефы) из демонтированных ранее христианских зданий. Первоначально церковь была названа в честь Богородицы. Вот почему ценнейшие фрески XII-XVI веков были тематически связанны с жизнью Божьей Матери. На них изображены более 1000 фигур в 258 композициях. Характерные стили работ позволяют различать кисти трёх мастеров: двое работали в восточной части нефа, а третий — в западном. В начале XVIII века на восточной стене притвора была написана сцена «Страшного суда» в традиционной иконографии того времени. Внутри сохранены резной иконостас XVI века, трон и кафедра епископа эпохи болгарского Возрождения. На одной из дверей сохранилась одна из дат — 1599 год. Сейчас церковь работает как музей (понедельник-пятница: 9:00-19:00; суббота и воскресенье: 9:00-13:00; плата за вход — 5 левов, детям — 2 лева).
Если идти вглубь старого города то встречается маленькая церковь Святого Спаса (Вознесения Христова) (1609 год), с сохранившимися фресками. Церковь Святого Спаса небольшая, 11,7 в длину и 5,7 метров в ширину, некогда по ширине она была 9,8 метров. С деревянной крышей её восточный фасад по требованию турецких властей был наполовину врыт в землю. Церковь была построена на средства одного богатого горожанина во времена митрополита Киприана. Это свидетельствует из надписи, расположенной над Южным входом. На Фресках церкви воссозданы сцены из жизни Христа и девы Марии. В апсиде изображена сцена: «Богородица с младенцем спускающаяся с небес». В полу церкви на протяжении веков находился надгробная плита византийской принцессы Матаисы Кантакузины Палеологиной, которую теперь можно увидеть в Археологическом музее. В настоящее время церковь работает как музей. Рядом находятся остатки ранневизантийских терм (VI век).
На севере города находятся остатки ранневизантийской базилики Святой Богородицы Елеуса (Умиление) (V-VI века). В течение веков здание рушили несколько раз и после этого восстановливали. Оно известно под именем «Богородица Елеуса», из-за найденой в нём иконы Святой Богоматери. Среди некоторых найденных останков — мраморные архитектурные фрагменты и обломки кирпичей, несущие знак креста и имя Юстиниана.
Отличительная особенность ресторанов старой части Несебра — специализация на приготовлении морских блюд, многие из которых могут показаться экзотическими. Здесь можно отведать мясо акулы, лягушачьи лапки, хвост омара, мидии в кляре, коктейль из креветок и другие деликатесы.