Оценка:
Монастырь: Фасад базилики украшают скульптуры Христа и двенадцати апостолов, большое окно-роза и часы, изготовленные в начале XX века. Это западная часть церкви. Чтобы увидеть снаружи восточную часть базилики (апсиду), нужно выйти за пределы внутреннего двора, на внешнюю территорию монастыря
Основные сокровища базилики, и в первую очередь чудотворная статуя Черной Мадонны, находятся во внутренних помещениях церкви.
Вокруг главного нефа и внутри боковых капелл обращает на себя обилие красивых ламп, принесенных в дар храму целыми посёлками и районами, а также различными объединениями и ассоциациями.
Эти вотивные светильники зачастую обладают значительной художественной ценностью и являются яркими примерами каталонского ювелирного искусства послевоенного периода. Эти лампы заменили собой те, что украшали базилику до разрушения монастыря наполеоновскими войсками (1811-1812). Ансамбль светильников символизирует приношение каталонского народа и его постоянное присутствие у ног Черной Мадонны Монсерратской, святой покровительницы Каталонии.
На центральных пилястрах нефа находится скульптуры пророков Иезекииля, Иеремии, Исайи и Даниила, напоминающие о пророчествах, связанных с Девой Мариейкаталонского модернизма. Они были установлены в базилике в 1896 году.
Композиции, расположенные ближе всего к позолоченной нище с образом Черной Мадонны, изображают группы ангелов; крайние композиции посвящены легенде об обнаружении этой чудотворной статуи в Святой Пещере; на промежуточных полотнах представлены символы Монсеррата и Каталонии (справа) и Церкви (слева). Четыре полотна в нижней части посвящены сюжетам из жизни Богоматери
Главный алтарь базилики был освящен в 1959 году. Он выполнен из цельной каменной глыбы монсерратского камня весом 8 тонн. фронтальная часть алтаря . изображает тайную вечерю, брак в Кане Галилейской, чудо умножения хлебов и рыб, а также двух ангелов с кадилом и просфорой. Центральное положение в алтарной части занимает чеканный золотой крест с распятием из слоновой кости (ок. 1496-1497), преподнесенный монастырю в подарок в 1960 году. С 2007 года «Распятие Монсеррат» приписывают Микеланджело, хотя ранее оно считалось работой Лоренцо Гиберти. Крест спускается на цепях с серебряного венца-балдахина (1960) работы Мануэля Капдевилы.
Органы базилики Монсеррата В базилике можно увидеть два органа. Старый орган монсерратской церкви датируется 1958 годом и был собран из различных фрагментов органов разрушенных каталонских храмов. Этот орган теперь и сам находится в плачевном состоянии и больше не используется.
Новый орган был торжественно открыт в 2010 году и является самым большим в Каталонии. Инструмент был создан компанией Blancafort, orgueners de Montserrat на средства, собранные по общественной подписке и с помощью спонсоров. Орган по давней каталонской традиции разместился в левой боковой части нефа. Орган насчитывает 4230 труб и 63 регистра, 4 мануала и 1 педаль. Этот инструмент с замечательным звучанием вывел Каталонию на международный музыкальный уровень. Теперь в базилике Монсеррата проходят органные концерты, в которых участвуют лучшие органисты мира. Кроме того, орган сопровождает проходящие в монастырской базилике богослужения и выступления хора мальчиков.
Расписание выступлений хора мальчиков монастыря Монсеррат (Escolanía de Montserrat) в базилике
С понедельника по пятницу: 13:00 Salve и Virolai С понедельника по четверг: 18:45 Salve Montserratina и полифонический мотет во время вечерни
Регулярные богослужения (мессы) проводятся в базилике Монсеррата несколько раз в день. Главная монастырская месса (Misa Conventual) проводится ежедневно в 11:00. Также на протяжении дня проходит несколько менее крупных богослужений. Полное расписание служб приводится ниже. Богослужения с понедельника по субботу
• 07:30 утреня (Laudes) 11:00 главная монастырская месса 12:00 вторая месса дня (в капелле Святого Причастия — capilla del Santísimo)
• 18:15 молитва Rosario 18:45 вечерня 19:30 месса перед воскресеньем (только по субботам
Боковые капеллы
Осмотрим сначала боковые капеллы, расположенные слева от нефа.
Первая, ближайшая к алтарю, капелла посвящена сестре святого Бенедикта — святой Схоластике Нурсийской.
Следующая капелла — капелла Святого Причастия —Капелла поражает строгостью убранства и приглашает к тихой молитве.. Капелла отделена от остального пространства храма большой стеклянной дверью. На бронзе перил выгравированы аллегорические изображения Жизни и Смерти, а между ними помещен текст молитвы каталонского поэта Сальвадора Эсприу (Salvador Espriu) (1913–1985), обращенной к покровителю Каталонии святому Георгию с просьбой о том, чтобы в стране никогда больше не было гражданской войны.Внутри капеллы взгляд посетителя, в соответствии с замыслом художника, сосредоточивается на самом главном: престоле и алтарной композиции. Собственно, больше в капелле нет почти ничего, лишь голые стены и скамьи. Алтарный ансамбль выполнен из единого блока цемента, чтобы подчеркнуть единство того, что он символизирует: каждый раз, празднуя у алтаря Евхаристию, мы провозглашаем победу над смертью (символически представленную в виде кости в центральной части престола) благодаря воскресению Христа (его символизирует аскетичная алтарная композиция, начинающаяся у престола).
В третьей капелле находится монументальное полотно «Бегство в
Египет» Живописец выразительно передает мучительное беспокойство трех беглецов, которые вместе со своим мулом поспешно продвигаются по каменистой почве изгнания; в то же время призрачная группа ангелов, окутанных туманом и предрассветными проблесками зари, как будто поддерживает Иисуса, Марию и Иосифа и направляет их в безопасное место.
Следующая капелла именуется капеллой Христа.
Последняя капелла с этой стороны посвящена Непорочному зачатию и была открыта в 1910 году. В своем творчестве этот зодчий испытал влияние Антонио Гауди и архитектуры модерна. Созданный им алтарь из белого мрамора украшают растительные орнаменты и декоративные элементы, напоминающие кости животных.
Осмотр боковых капелл
Первая боковая капелла с правой стороны содержит бронзовую фигуру святого Петра
Следующая капелла посвящена святому Игнатию де Лойоле, совершившему знаменательное паломничество в Монсеррат в 1522 году. Игнатий де Лойола изображен на центральном полотне (1893) этой капеллы, Здесь же находится факсимильная репродукция шпаги, которую Игнатий де Лойола оставил в Монсеррате после бдения перед образом Черной Девы.
Далее следует капелла Святого Мартина (1898). Скульптор изобразил святого в решающий момент его жизни, когда тот мечом разрубил свой плащ на две половины и отдал одну из них нищему. Лицо нищего является автопортретом самого скульптора.
В четвертой капелле можно увидеть прекрасный модернистский алтарь известным каталонским архитектором, учеником, другом и соратником Антонио Гауди. Алтарь выполнен из кедрового дерева с декоративными деталями из кованого металла и посвящен святому Иосифу де Каласансу, Именно этот человек открыл первую в Европе бесплатную общеобразовательную школу, а незадолго до этого, в 1585 году, посетил Монсеррат.
Проход к Черной Деве
росписи изображают выдающихся женщин, описанных в Библии. Аналогичный вестибюль находится по другую сторону помещения с Мадонной, и туда уже верующие попадают после поклонения святому образу.
Помещение с образом Черной Девы (Тронный зал)
мозаичные композиции посвящены Деве Марии как матери всего человечества, покровительнице и защитнице Каталонии, монахов и паломников. Девять окружающих купол серебряных светильников символизируют восемь епархий Каталонии и Монсеррат.
Сам престол Мадонны — это не просто трон, а масштабная композиция, выполненная наподобие алтаря (триптиха) из чеканного серебра. Два крупных серебряных барельефа изображают встречу Марии и Елизаветы и Рождество. В центре престола находится главная святыня Каталонии — Монсерратская Мадонна, за тёмный цвет лика прозванная «Чернушкой», или «Смуглянкой» (La Moreneta). Нынешняя деревянная романская статуя Черной Девы датируется концом XII века. Она покоится на фрагменте полированной каменной глыбы с горы Монсеррат. В основании постамента помещено изображение архангела Михаила. В правой руке Мадонна держит сферу, которая символизирует верховную власть над Вселенной, а жестом левой руки Дева Мария по-матерински защищает младенца Иисуса. Младенец держит в левой руке шишку — символ плодородия и долголетия. Каждый паломник или простой турист может, дождавшись своей очереди, поклониться святой, прикоснувшись к ее правой руке и попросив о сокровенном. Имейте в виду, что для защиты от повреждений чудотворная фигура накрыта специальным стеклянным куполом, так что желающие поклониться святому образу могут поцеловать или дотронуться только до шара в правой руке Мадонны. Таков традиционный ритуал поклонения.
Выходя из зала с престолом Богоматери, по правую руку видим круглое помещение, именуемое заалтарной капеллой (El Cambril), или капеллой Богоматери. Она создавалась под руководством архитектора которому помогал юный Антонио Гауди (1852–1926) (именно Гауди разработал основную часть декоративных элементов). Напротив образа Черной Мадонны (который из этого помещения виден лишь со спины) на фоне центрального окна находится скульптура святого Георгия, покровителя Каталонии, выточенная из дерева.
Купол расписан в светлых, ярких тонах, подчеркивающих бесконечность небесного свода, на котором появляется Богоматерь с младенцем Иисусом на руках в окружении ангелов и архангелов. Также на куполе представлена панорама горы Монсеррат, обозначающая пересечение небесного мира с земным. В нижней части купола, по обеим сторонам, изображена череда паломников: справа мы видим представителей духовенства, а слева — гражданских лиц. Художником выбраны персонажи, имеющие значение для истории Каталонии. Весь этот ансамбль считается подлинной жемчужиной монастыря Монсеррат и всей современной каталонской живописи.
Путь Аве Мария утопает в свете тысяч лампад и больших восковых свечей, которые верующие оставляют в знак молитвы или благодарности Деве Монсерратской. Вы тоже можете поставить здесь свою свечу (ее нужно будет заранее купить во внутреннем дворе базилики, опустив нужную сумму денег в металлический ящик).
Святая Пещера и Путь молитв: прогулка по маршруту и описание достопримечательностей Нижняя станция фуникулера Санта-Кова место, где начинается собственно Путь молитв
Если вы намерены посетить часовню Святой Пещеры, рекомендуем иметь в виду, что она открыта весь день, без перерыва. С 1 апреля по 1 ноября часовня открыта с 10:30 до 17:15; со 2 ноября по 31 марта — с 11:30 до 16:15; по выходным и праздничным дням — с 10:30 до 16:30.
На пути встречаются 15 скульптурных композиций, каждая из которых посвящена определенным таинствам Розария (радостным, славным и скорбным), то есть событиям из жизни Иисуса Христа и Богоматери.
Первое радостное таинство — Благовещение Пресвятой Богородицы.
Второе радостное таинство — Встреча Марии и Елизаветы (Посещение Девой Марией святой Елизаветы) Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. Таким образом, Елизавета стала первым человеком, провозгласившим Богоматери её будущее.
Третье радостное таинство — Рождение Иисуса Христа К сожалению, композицию невозможно рассмотреть целиком из-за скрывающей ее решетки, запертой на замок. Монумент буквально пристроен к скале, он украшен майоликовым панно и увенчан неоготическим шпилем.Стоит подробнее рассмотреть закрывающую композицию кованую решетку: она сама по себе является произведением искусства и состоит из различных растительных орнаментов и драконьих голов. Открытие монумента состоялось в мае 1901 года
Четвертое радостное таинство — Сретение Господне. Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в
Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Иисуса.
Пройдя радостные таинства, продолжим путь мимо скульптурных композиций, посвященных скорбным таинствам (Misteris de Dolor).
Первому скорбному таинству — Молению о чаше (Предсмертному борению в Гефсиманском саду) Бронзовые фигуры молящегося Христа и ангела разместились на выступе скалы.
Второе скорбное таинство — Бичевание Иисуса Христа.
Третье скорбного таинства — Увенчания терниями. Мы видим двух римских солдат, деловито возлагающих терновый венец на отрешенного, терпеливо сносящего все страдания Христа.
Четвертое скорбное таинство — Крестный путь Христа. прямоугольный пьедестал украшен кованой решеткой, реалистично имитирующей ползучие ветки колючего кустарника
Отсюда уже хорошо видна следующая композиция Пути молитв — огромное распятие на краю скалы. Это пятое, и последнее, скорбное таинство — Распятие Христово (Смерть на кресте).Мы видим реалистичную фигуру Христа, распятого на огромном бронзовом кресте. От креста с распятием открывается захватывающий вид на основной монастырский комплекс с базиликой, зданием школы «Эсколания», станцией канатной дороги и другими постройками.
Вслед за пятью радостными и пятью скорбными мистериями наступает черед пяти славных таинств (Misteris de Glòria), завершающих цикл Пути молитв. Первое славное таинство — Воскресение Христа.
Композиция изображает пещеру, в которой был погребен Иисус, а также фигуры воскресшего Христа, ангела и жен-мироносиц.
Второе славное таинство — Вознесение Христа. Третье славное таинство — Сошествие Святого Духа на Апостолов Четвертое славное таинство — Успение Пресвятой Богородицы. Это одна из самых впечатляющих композиций на всем маршруте, очень нежная и светлая. В основании композиции обратите внимание на замечательные ирисы и чертополохи из кованого железа, великолепно подражающие живой природе..
Пятое, и последнее, славное таинство — Увенчание Девы Марии небесной славой (Коронование Богоматери). со сценой короновании Богоматери Святой Троицей.
Уже совсем близко отсюда находится конечная точка нашего маршрута — часовня Святой Пещеры (La Capella de la Santa Cova). Эта живописная постройка стоит почти на самом обрыве, будучи буквально прилеплена на краю скалы. Прямо над ней нависают могучие вспученные скалы — неповторимое и захватывающее зрелище. Такое необычное вертикальное положение часовни на склоне горы создает впечатление, будто постройка подвешена в воздухе. Редко где встретишь такое гармоничное сочетание архитектуры и природы.
Мы находимся в очень почитаемом верующими месте, мирном и уединенном. Именно в Святой Пещере, как гласит легенда, в 880 году был обнаружен образ Богоматери Монсерратской . Отсюда ведет свое начало культ этой святой — покровительницы Каталонии.