Оценка:
Я очень рад, что съездил в этот монастырь. Поездка недолгая и увлекательная. Сначала едешь на автобусе, по серпантину поднимаешься на высокогорное плато. Там автобус с тобой прощается, т.к. на скалы дороги нет. Туда идет монорельсовая дорога. По ней едет поезд (фуникулер) из 5 – 6 вагонов с широкими окнами, стеклянными дверями. На этом поезде поднимаешься круто вверх, за окнами – отвесные скалы. Многие фото горных пейзажей сверху сделаны как раз из этого вагона. Монастырский хор мальчиков – лучший в
Испании, они записывают псалмы в хороших студиях. Их пение на мессах – это, так сказать, классика жанра.
Территория монастыря большая, инфраструктура достаточно развита и неплохо вплетается в древние постройки. У них есть идеальные автомобильные дороги, почтовый узел, всё телефонизировано. Типа, городок маленький. На нескольких фото увидишь примыкающие к монастырскому комплексу чистейшие тротуары, дороги. Везде освещение, фонарики, газоны, парковки, заправка, магазины. Я видел в небольшом ущелье оборудована даже пожарная часть, машины стояли. За всем этим следят, и я думаю, не только монахи.
После того, как выходишь из фуникулера, попадаешь на площадь. С неё узкий вход по ступеням вверх к колокольням и собору. Тоже впечатляет. Потому, что сначала не видишь, а потом начинаешь подниматься наверх, и тебе открывается фасад храма. Красиво.
Основная достопримечательность монастыря это – Чёрная Мадонна, статуя Девы Марии, держащей на коленях младенца Христа. А в правой руке она держит круглую сферу. Это, прежде всего, то – из-за чего туристы стремятся посетить
Монтсеррат. История статуи уходит в века. С неё и возник монастырь. В 6-м веке пастух, пасший овец, в ущелье внизу (оно есть на фото) в пещере нашел вырезанную из дерева (!!!) эту скульптуру Мадонны. По селам пошли слухи: кто спрятал в пещере, почему? Они взяли эту фигуру и передали местному аббату Оливе, который являлся основателем близлежащего монастыря в горах. Аббат забрал статую и разместил её в монастырском соборе в главном зале. И вдруг, фигура почернела. Современные ученые считают, что это произошло со временем от постоянно горевших веками свечей. Типа, дерево выделяло смолы, которые дали черный окрас. У неё и у Христа черные лица, черные руки и ступни. Но священники, естественно, придали всему этому мистический смысл. Представь, эта статуя из дерева! Оно сохранилось почти полторы тысячи лет! Статуя небольшая, высотой около метра всего.
Осмотр Черной Мадонны – это целая церемония. Туристов подводят к боковому входу в собор. Дверь узкая. Всех выстраивают гуськом, друг за другом. Ведут процессию по узкому коридору. Почему-то все замолкают. Даже, честно сказать, страшно становится. Коридоры очень красивые, внушительные. Везде роспись, художественная лепка, резьба, позолота, сводчатые потолки, двери деревянные резные, с барельефами святых. Окон нет. Горят свечи в высоких поставцах... Жутко... Процессия доходит до небольшого зала и останавливается на несколько минут. Все молчат. Потом начинается движение. Из этого зала идет винтовая лестница с узким коридором круто наверх. Лестница достаточно протяженная. Такое ощущение, что поднимаешься на приличную высоту. Смысл осмотра еще и в том, что по древнему испанскому обычаю надо подойти к Мадонне, загадать желание и одновременно дотронуться до сферы. Мадонна закрыта стеклянной выпуклой витриной, а рука со сферой открыта и доступна. Этот обычай сделал статую национальной каталонской гордостью. Поэтому во многих церквях и соборах других городов Каталонии сделали множество её копий.
Ближайшие окрестности монастыря представляют собой как бы парк в горном ландшафте. Там можно увидеть много свежих скульптур, зачастую в стиле модерн. Это подарки монастырю разных известных скульпторов. На одном фото увидишь фигуру рыцаря в арочной нише, у него лицо вогнутое. Особенность в том, что в какую бы сторону ты ни отошел, - он всегда смотрит тебе прямо в глаза. Провожает глазами. Вот ведь сделали!.. Жутковато...